Служение
Иваново-Вознесенская епархия
архиепископ
Должность архиепископ Иваново-Вознесенский, временно управляющий епархией (с декабря 1930г.)
Год начала 1927
День начала 24
Месяц начала 4
Год окончания 1928
День окончания 29
Месяц окончания 11
С 24 апреля 1927г. до 29.11.1928г. архиепископ Иваново-Вознесенский
Пермская епархия
архиепископ
Должность архиепископ Пермский
Год начала 1930
Месяц начала 12
Год окончания 1931
С декабря 1930г. архиепископ Пермский и временно управляющий
Иваново-Вознесенской епархией.
Как старейший иерарх, он получил почетное назначение на древнюю Полоцкую
кафедру: с 1 апреля 1929 года он вступил в права управляющего Полоцко-Витебской
епархии, а уже в мае 1929 года Витебский Административный отдел зарегистрировал
его при Покровской церкви г.Витебска, не разрешив, впрочем, служение владыки в других
церквях Витебска и губернии.
В мае 1931 года посетил Старую Руссу с целью приведения в порядок дел
местного епархиального управления
Полоцкая и Витебская епархия
архиепископ
Должность архиепископ Полоцкий и Витебский
Год начала 1931
Год окончания 1932
Архиепископ Николай был сторонником митрополита Сергия (Страгородского)
и по этой причине был достаточно холодно принят духовенством епархии, в массе
своей настороженно относившимся к Декларации митрополита Сергия (Страгородского)
1927 года. Тем не менее архиепископ Николай настаивал на поминовении митрополита
Сергия во время богослужения. В результате некоторые священнослужители не поминали
за богослужением и самого архиепископа Николая.
Еще один конфликт с городским духовенством возник относительно времени начала
совершения богослужения на т.н. "декретном", "советском" времени, а не "церковном",
"дореволюционном". В результате престарелый архиепископ Николай часто не успевал
на службу в Покровской церкви, искал возможности послужить в близлежащих
церквях и не находил ее.
Такие немыслимые отношения между архипастырем и вверенным ему духовенством
могли сложиться только ввиду систематического отсутствия (не по вине церковных властей)
архиерея на Полоцко-Витебской кафедре начиная с ноября 1924 года, а также многолетних
попыток внести и укрепить раскол в Православной Церкви через самих священнослужителей,
в силу чего к новым духовным лицам местное духовенство присматривалось долго и
настороженно относилось к изменению сложившихся порядков.
Но у владыки Николая не было времени на обиды. Покрывая своей любовью греховную
немощь восстающих против него, преодолевая собственную немощь (один глаз практически
не видел, а зрение второго глаза было значительно понижено) старец архиерей включается
в активную работу на благо Патриаршей церкви. Весной 19291930 гг. к нему поступали
массовые ходатайства об открытии ранее закрытых приходов.
Владыка отдавал решительные и грамотные распоряжения верующим:
собирать приходское собрание, оформлять прошения об открытии церкви в адрес Синода
при Патриаршем Местоблюстителе и во ВЦИК СССР. В результате трудов архиепископа
Николая и его деятельных помощников благочинного Витебских градских церквей
протоиерея Николая Околовича и юриста Владимира Еленевского, только весной
1929 года с Патриаршей церковью воссоединилось 14 приходов, ранее пребывавших
в обновленчестве. Всего же в 19291930 гг. число приходов в Полоцко-Витебской
епархии достигло 115. Мудрость и решительность архиепископа Николая были востребованы
и в Москве: в 1931 году он участвовал в заседаниях Синода при Патриаршем Местоблюстителе,
а в мае 1931 года посетил Старую Руссу с целью приведения в порядок дел местного
епархиального управления.
Но в начале 1930-х годов началась новая кампания по закрытию церквей.
В результате, по состоянию на 10 марта 1932 года в Полоцко-Витебской епархии
насчитывалось всего 7 приходов. Большая часть закрытых сельских церквей
была просто разгромлена. По свидетельству самого архиепископа Николая, запасные
Святые Дары часто разбрасывались по полу и попирались ногами, антиминсы раздирались
в клочки. Сосуды, утварь, облачения часто расхищались, а книги и иконы уничтожались
на месте. Священство закрытых церквей находилось в тюрьмах, ссылках, под принудительными
работами. Некоторые бежали. Никто не принимал священный сан три года прошло
без хиротоний. Самому архиепископу Николаю к весне 1932 года уже не было у кого
исповедоваться, а в случае смерти некому было облачить и похоронить согласно сана.