[back][up level][first][previous]
    Рукоположение
      диакон 
      1919 
      иерей 
      1919 
      Сначала 22-летний Петр, за молодостью лет и малым жизненным и духовным опытом,
      отказывался брать на свои плечи столь тяжкий крест — сан священника.
      Против была и жена — ее любящее сердце предощущало крестные муки будущего.
      Однако по неотступной просьбе собрания сельского общества, со смирением и
      сердечным трепетом Петр дал согласие и принял сан
    Служение
      Башкирия, Ашкадарская вол., Стерлитамакский кантон, с.Преображеновка, Казанско-Богородицкая церковь 
      священник 
      Год начала 1919 
      Год окончания 1929 
      Месяц окончания 5 
      О.Петр поистине был пастырем добрым своей пастве: он привлекал сердца людей к Богу
      своей глубокой и искренней верой, образованностью, простотой, бессребренничеством.
      Особо почитаемой иконой в храме являлся список Табынской иконы Божией Матери. До
      самого ареста о.Петр устраивал крестные ходы с этой святыней по всему приходу с
      посещением домов прихожан. При этом он навещал и исцелял болящих, утешал
      страждущих, укреплял народ в вере, беседовал с молодежью о религии, дискутировал
      с баптистами. У о.Петра было образцовое хозяйство: огород, ягодник, пасека.
      За искреннюю молитву и истовое служение, за духовную мудрость
      и проповеднический дар, за чистоту жизни и смиренный труд, за скромность и
      простоту прихожане любили и почитали своего пастыря.
      В начале 1920-х годов "активисты"-комсомольцы подожгли дом о.Петра. Дом сгорел,
      а семья оказалась без крова. Общество выделило батюшке общественный дом, но
      вскоре сельсовет решил устроить в нем красный уголок. Общее собрание села
      отвело пастырю землю, где бы он смог поставить себе дом, но сельсовет отобрал
      эту землю под огород избы-читальни. Тогда о.Петр обратился к своей пастве с
      просьбой защитить его, и верующий народ, не убоявшись власть предержащих, отстоял
      его землю от изъятия. Под уплату налогов сельсовет забрал у семьи о.Петра
      корову, ему пришлось распродать хозяйство, в том числе лошадь и инвентарь —
      семья осталась совсем без средств к существованию. Но давал Господь верному
      пастырю Своему духовную силу и стойкость, терпение и незлобие, чтобы достойно
      переносить все страшные тяготы гонений на Церковь.
      О.Петр с амвона призывал "крепко держаться за веру и не идти по стопам безбожного
      учения, проповедуемого вождями безбожия", терпеть скорби в подражание Христу,
      "ведь в наступающие времена гонители, хулители веры... будут усиливать гонение
      на веру".

      Безбожников о.Петр называл "бессмысленными и обезумевшими людьми".
      В день Казанской иконы Божией Матери он призывал верующих:
          
      "Воспряните же люди православные и стрясите прах неверия, распространяемого
           современными отрицателями и не вступайте на проповедуемый ими "широкий путь" —
           ведь проповедуемый ими "широкий путь" в действительности является путем
           широким только для зла и грехов".

      О его проповедническом даре свидетельствовали позже даже ярые безбожники — члены
      партии и сотрудники сельсовета:
          "Поп Варламов — прекрасный проповедник, всегда и всюду читает нравоучения
           верующим".
          "Поп Варламов — вполне грамотный, умный, осторожный и хороший оратор-богослов...
           Обладая красноречием, сумел взять под свое влияние даже бедняков — верующих
           фанатиков. На его проповедях присутствующие верующие всегда плачут".

      Даже недруги подчеркивали ум, образованность, интеллигентность священника и то
      уважение, которое чувствовали по отношению к нему верующие.
      Позже, на следствии, представители власти рассказывали:
          "Поп Варламов среди верующих пользуется большим влиянием".
          "Поп Варламов — умный, энергичный, является примерным среди верующих в смысле
           поведения в личной жизни; очень тактичен, вежлив по отношению к прихожанам".
          "Подчинил своему влиянию своей умелой работой много молодежи, к которой
           подходил не только как поп, но и как культурник.
           Росту его авторитета и укреплению его влияния на верующих способствует его
           примерное поведение как попа и человека вообще".

      В 1929г. в ответ на директивное письмо секретаря ЦК ВКП(б) Л.М.Кагановича "О
      мерах по усилению антирелигиозной работы", "актив" с.Преображеновки единогласно
      постановил закрыть церковь, "как мешающую работе". Вскоре в с.Преображеновку
      прибыл 12-й батальон из г.Стерлитамака, при содействии (!) которого на общем
      собрании был поставлен вопрос о закрытии церкви, однако, собрание воспротивилось
      закрытию храма — вину за это власти возложили на о.Петра. Вскоре после собрания
      местные власти направили в ГПУ заявление о контрреволюционной деятельности
      священника Варламова и группы "кулаков" села. Явно приближался арест о.Петра.
      Его предупреждали об этом верующие и советовали уезжать из села, но о.Петр
      говорил: "Меня не за что арестовывать. Я ни в чем не виновен, свое служение и
      прихожан не брошу". Незадолго до ареста батюшку две ночи подряд вызывали в
      сельсовет и уговаривали снять сан, но о.Петр наотрез отказался
    Аресты
      Башкирия, Ашкадарская вол., Стерлитамакский кантон, с.Преображеновка 
      Год ареста 1929 
      День ареста 26 
      Месяц ареста 5 
      Обвинение при аресте "контрреволюционная деятельность" 
      О.Петр был арестован на Преполовение Пасхи органами ГПУ БАССР по необоснованному
      обвинению в "проведении контрреволюционной деятельности".
      После ареста прихожане собрали до 200 подписей под прошением об освобождении
      о.Петра и пошли в сельсовет заверить эти подписи, но сельсовет это сделать отказался,
      а один из инициаторов сбора подписей "кулак" Степан Тотцев был арестован.
      Однако православные не убоялись, и более 150 человек подписали новое обращение к властям,
      принятое общим собранием. крестьян, но секретарь партячейки направил его в ГПУ как материал
      к обвинению матушки о.Петра в подстрекательстве к бунту.
      1 сентября 1929г. вновь общее собрание крестьян села приняло ходатайство в Стерлитамакское
      отделение ГПУ об освобождении о.Петра.
      Дело было передано в Прокуратуру БАССР. Началось новое следствие. Виновным себя
      в антисоветской деятельности о.Петр не признал. 19 ноября 1929г. следователем
      по важнейшим делам Башнаркомюста было составлено обвинительное заключение и дело
      на Варламова П.Я. и группу преображеновских "кулаков" было передано для
      рассмотрения судом Главного Суда БАССР
    Осуждения
      выездная сессия Главного Суда Башкирской АССР 
      17/01/1930 
      Обвинение "антисоветская и контрреволюционная деятельность" 
      Статья ст.58–2,58–8,58–10,58–13 УК РСФСР 
      Приговор=дело слушанием приостановить и передать для доследования 
      Групповое дело "дело священника Петра Варламова. Стерлитамак, 1930г." 
      15–17 января 1930г. в Стерлитамаке состоялась выездная сессия Главного Суда БАССР.
      Оправдать подсудимых суд не решился, как не решился и осудить их, а потому
      вынес частное определение: "Данное дело слушанием приостановить, и дело в
      порядке Циркуляра Н.К.Ю. передать в орган Г.П.У., т.е. Уполномоченному
      БОООГ.П.У. по Стерлитамакскому кантону для личного доследования". Поистине "сила
      Божия в немощи совершается" (2 Кор.12,9). В условиях коммунистической диктатуры
      и жесточайших гонений на Церковь начала 1930-х годов Верховный Суд БАССР не смог
      осудить священника, более того, на судебных заседаниях открыто прозвучали обвинения
      органов ГПУ в фальсификации дела против Церкви. После этого поражения ГПУ дела
      священников в открытых процессах в Башкирии более не рассматривались.
      О.Петр вместе с обвиняемыми "кулаками" обратился в Кассационную Коллегию
      Верховного Суда РСФСР с жалобой на несправедливое решение суда и с просьбой его
      отменить. Матушка поехала в Стерлитамак и беседовала с судьей, но тот сказал:
      "Если мы вашего отпустим, то надо партийных людей засадить, потому что они ложь
      написали. Мы же не можем этого сделать — священника освободить, а партийных
      людей засадить".

      После первого суда подсудимых угнали из Стерлитамака пешком в Уфутройка при ГПУ Башкирской АССР 
      09/03/1930 
      Обвинение "контрреволюционная деятельность" 
      Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
      Приговор=высшая мера наказания — расстрел 
      Групповое дело "дело священника Петра Варламова. Стерлитамак, 1930г." 
      Через месяц доследования, проведенного уже в секретном отделе ГПУ в Уфе, было
      составлено новое, более жесткое обвинительное заключение, не оставлявшее никаких
      надежд заключенным на оправдание.
      Из обвинительного заключения: "Обвиняется Варламов Петр Яковлевич, в том,
      что будучи руководителем кулацкой группировки проводил активную деятельность,
      в целях срыва всех важнейших мероприятий, проводимых соввластью в деревне"
    Места заключения
      Башкирия, г.Стерлитамак, тюрьма 
      Год начала 1929 
      День начала 26 
      Месяц начала 5 
      Год окончания 1930 
      Месяц окончания 1 
      Башкирия, г.Уфа, тюрьма 
      Год начала 1930 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1930 
      День окончания 11 
      Месяц окончания 3