Рукоположение
диакон
1919
иерей
1919
Сначала 22-летний Петр, за молодостью лет и малым жизненным и духовным опытом,
отказывался брать на свои плечи столь тяжкий крест сан священника.
Против была и жена ее любящее сердце предощущало крестные муки будущего.
Однако по неотступной просьбе собрания сельского общества, со смирением и
сердечным трепетом Петр дал согласие и принял сан
Служение
Башкирия, Ашкадарская вол., Стерлитамакский кантон, с.Преображеновка, Казанско-Богородицкая церковь
священник
Год начала 1919
Год окончания 1929
Месяц окончания 5
О.Петр поистине был пастырем добрым своей пастве: он привлекал сердца людей к Богу
своей глубокой и искренней верой, образованностью, простотой, бессребренничеством.
Особо почитаемой иконой в храме являлся список Табынской иконы Божией Матери. До
самого ареста о.Петр устраивал крестные ходы с этой святыней по всему приходу с
посещением домов прихожан. При этом он навещал и исцелял болящих, утешал
страждущих, укреплял народ в вере, беседовал с молодежью о религии, дискутировал
с баптистами. У о.Петра было образцовое хозяйство: огород, ягодник, пасека.
За искреннюю молитву и истовое служение, за духовную мудрость
и проповеднический дар, за чистоту жизни и смиренный труд, за скромность и
простоту прихожане любили и почитали своего пастыря.
В начале 1920-х годов "активисты"-комсомольцы подожгли дом о.Петра. Дом сгорел,
а семья оказалась без крова. Общество выделило батюшке общественный дом, но
вскоре сельсовет решил устроить в нем красный уголок. Общее собрание села
отвело пастырю землю, где бы он смог поставить себе дом, но сельсовет отобрал
эту землю под огород избы-читальни. Тогда о.Петр обратился к своей пастве с
просьбой защитить его, и верующий народ, не убоявшись власть предержащих, отстоял
его землю от изъятия. Под уплату налогов сельсовет забрал у семьи о.Петра
корову, ему пришлось распродать хозяйство, в том числе лошадь и инвентарь
семья осталась совсем без средств к существованию. Но давал Господь верному
пастырю Своему духовную силу и стойкость, терпение и незлобие, чтобы достойно
переносить все страшные тяготы гонений на Церковь.
О.Петр с амвона призывал "крепко держаться за веру и не идти по стопам безбожного
учения, проповедуемого вождями безбожия", терпеть скорби в подражание Христу,
"ведь в наступающие времена гонители, хулители веры... будут усиливать гонение
на веру".
Безбожников о.Петр называл "бессмысленными и обезумевшими людьми".
В день Казанской иконы Божией Матери он призывал верующих:
"Воспряните же люди православные и стрясите прах неверия, распространяемого
современными отрицателями и не вступайте на проповедуемый ими "широкий путь"
ведь проповедуемый ими "широкий путь" в действительности является путем
широким только для зла и грехов".
О его проповедническом даре свидетельствовали позже даже ярые безбожники члены
партии и сотрудники сельсовета:
"Поп Варламов прекрасный проповедник, всегда и всюду читает нравоучения
верующим".
"Поп Варламов вполне грамотный, умный, осторожный и хороший оратор-богослов...
Обладая красноречием, сумел взять под свое влияние даже бедняков верующих
фанатиков. На его проповедях присутствующие верующие всегда плачут".
Даже недруги подчеркивали ум, образованность, интеллигентность священника и то
уважение, которое чувствовали по отношению к нему верующие.
Позже, на следствии, представители власти рассказывали:
"Поп Варламов среди верующих пользуется большим влиянием".
"Поп Варламов умный, энергичный, является примерным среди верующих в смысле
поведения в личной жизни; очень тактичен, вежлив по отношению к прихожанам".
"Подчинил своему влиянию своей умелой работой много молодежи, к которой
подходил не только как поп, но и как культурник.
Росту его авторитета и укреплению его влияния на верующих способствует его
примерное поведение как попа и человека вообще".
В 1929г. в ответ на директивное письмо секретаря ЦК ВКП(б) Л.М.Кагановича "О
мерах по усилению антирелигиозной работы", "актив" с.Преображеновки единогласно
постановил закрыть церковь, "как мешающую работе". Вскоре в с.Преображеновку
прибыл 12-й батальон из г.Стерлитамака, при содействии (!) которого на общем
собрании был поставлен вопрос о закрытии церкви, однако, собрание воспротивилось
закрытию храма вину за это власти возложили на о.Петра. Вскоре после собрания
местные власти направили в ГПУ заявление о контрреволюционной деятельности
священника Варламова и группы "кулаков" села. Явно приближался арест о.Петра.
Его предупреждали об этом верующие и советовали уезжать из села, но о.Петр
говорил: "Меня не за что арестовывать. Я ни в чем не виновен, свое служение и
прихожан не брошу". Незадолго до ареста батюшку две ночи подряд вызывали в
сельсовет и уговаривали снять сан, но о.Петр наотрез отказался
Аресты
Башкирия, Ашкадарская вол., Стерлитамакский кантон, с.Преображеновка
Год ареста 1929
День ареста 26
Месяц ареста 5
Обвинение при аресте "контрреволюционная деятельность"
О.Петр был арестован на Преполовение Пасхи органами ГПУ БАССР по необоснованному
обвинению в "проведении контрреволюционной деятельности".
После ареста прихожане собрали до 200 подписей под прошением об освобождении
о.Петра и пошли в сельсовет заверить эти подписи, но сельсовет это сделать отказался,
а один из инициаторов сбора подписей "кулак" Степан Тотцев был арестован.
Однако православные не убоялись, и более 150 человек подписали новое обращение к властям,
принятое общим собранием. крестьян, но секретарь партячейки направил его в ГПУ как материал
к обвинению матушки о.Петра в подстрекательстве к бунту.
1 сентября 1929г. вновь общее собрание крестьян села приняло ходатайство в Стерлитамакское
отделение ГПУ об освобождении о.Петра.
Дело было передано в Прокуратуру БАССР. Началось новое следствие. Виновным себя
в антисоветской деятельности о.Петр не признал. 19 ноября 1929г. следователем
по важнейшим делам Башнаркомюста было составлено обвинительное заключение и дело
на Варламова П.Я. и группу преображеновских "кулаков" было передано для
рассмотрения судом Главного Суда БАССР
Осуждения
выездная сессия Главного Суда Башкирской АССР
17/01/1930
Обвинение "антисоветская и контрреволюционная деятельность"
Статья ст.582,588,5810,5813 УК РСФСР
Приговор=дело слушанием приостановить и передать для доследования
Групповое дело "дело священника Петра Варламова. Стерлитамак, 1930г."
1517 января 1930г. в Стерлитамаке состоялась выездная сессия Главного Суда БАССР.
Оправдать подсудимых суд не решился, как не решился и осудить их, а потому
вынес частное определение: "Данное дело слушанием приостановить, и дело в
порядке Циркуляра Н.К.Ю. передать в орган Г.П.У., т.е. Уполномоченному
БОООГ.П.У. по Стерлитамакскому кантону для личного доследования". Поистине "сила
Божия в немощи совершается" (2 Кор.12,9). В условиях коммунистической диктатуры
и жесточайших гонений на Церковь начала 1930-х годов Верховный Суд БАССР не смог
осудить священника, более того, на судебных заседаниях открыто прозвучали обвинения
органов ГПУ в фальсификации дела против Церкви. После этого поражения ГПУ дела
священников в открытых процессах в Башкирии более не рассматривались.
О.Петр вместе с обвиняемыми "кулаками" обратился в Кассационную Коллегию
Верховного Суда РСФСР с жалобой на несправедливое решение суда и с просьбой его
отменить. Матушка поехала в Стерлитамак и беседовала с судьей, но тот сказал:
"Если мы вашего отпустим, то надо партийных людей засадить, потому что они ложь
написали. Мы же не можем этого сделать священника освободить, а партийных
людей засадить".
После первого суда подсудимых угнали из Стерлитамака пешком в Уфутройка при ГПУ Башкирской АССР
09/03/1930
Обвинение "контрреволюционная деятельность"
Статья ст.5810,5811 УК РСФСР
Приговор=высшая мера наказания расстрел
Групповое дело "дело священника Петра Варламова. Стерлитамак, 1930г."
Через месяц доследования, проведенного уже в секретном отделе ГПУ в Уфе, было
составлено новое, более жесткое обвинительное заключение, не оставлявшее никаких
надежд заключенным на оправдание.
Из обвинительного заключения: "Обвиняется Варламов Петр Яковлевич, в том,
что будучи руководителем кулацкой группировки проводил активную деятельность,
в целях срыва всех важнейших мероприятий, проводимых соввластью в деревне"
Места заключения
Башкирия, г.Стерлитамак, тюрьма
Год начала 1929
День начала 26
Месяц начала 5
Год окончания 1930
Месяц окончания 1
Башкирия, г.Уфа, тюрьма
Год начала 1930
Месяц начала 1
Год окончания 1930
День окончания 11
Месяц окончания 3