[back][up level][first][previous]
    Служение
      Югославия, г.Белград, Русская церковь Св.Троицы 
      иерей 
      Год начала 1945 
      Месяц начала 4 
      Год окончания 1947 
      20 апреля 1945г. о.Владимир Мошин был принят в юрисдикцию Московской Патриархии.
      В 1947г. церковь св.Троицы в Белграде стала подворьем Московской Патриархии.
      Семья Мошиных, как и семьи других иереев, приняли советское гражданство.
      В этот период В.А.Мошин размышлял о переезде и продолжении научной работы в СССР,
      но было одно серьезное обстоятельство, которое исключало такой переезд —
      это невозможность совмещать в СССР научную работу и обязанности священника.
      В этом же 1947г. возобновилась научная жизнь в Белграде.
      Начали создаваться научные институты Академии Наук. Одним из первых образовался
      Исторический институт Академии Наук, куда Мошина пригласили на должность
      старшего научного сотрудника, однако он к тому времени уже вел переговоры о
      переезде в г.Загреб.
      Летом 1947г. семья Мошиных переехала в г.Загреб
      Югославия, г.Загреб, Преображенская церковь 
      протоиерей 
      Должность сверхштатный священник 
      Год начала 1947 
      Год окончания 1959 
      В Загребе о.Владимир получил место директора Архива Академии Наук и Искусства
      по приглашению академика и крупного слависта Степана Ившича.
      В 1947г. протоиерей Владимир Мошин получил отпуск из Белградской Русской Церкви
      и был причислен к клиру Загребской епархии Сербской Православной Церкви,
      где начал служение в Преображенской церкви. В церкви служил ежевечерне,
      после работы в Архиве Академии Наук.
      Годы работы в Архиве в Загребе были наполнены научным описанием, изучением и
      каталогизацией собрания славянских рукописей — кириллических, глаголических и
      латинских. Кроме того, он занимался подготовкой и воспитанием научных кадров.
      Для этого о.Владимир организовал при Архиве практические курсы по архивистике
      и палеографии. Он наладил при Архиве консервацию и реставрацию ветхих рукописей.
      В центре его внимания была филигранология. О.Владимир завершил описание кириллических
      рукописей собрания Академии Наук Югославии, и это описание стало образцом для
      археографов.
      В центре внимания его исторических работ по-прежнему находились связи Руси — России
      с южными славянами: "Переписка русского самозванца Ивана Тимоки Акундинова с
      Дубровником, год 1648", "К истории взаимоотношений русской и южнославянской письменности",
      "Из истории сношений Римской курии, России и южных славян в середине XVII века",
      "К вопросу о периодизации русско-южнославянских литературных связей в X-XV вв.".
      В своих работах он много внимания уделял проблемам средневековой культуры и
      взаимовлияния культур:
         
      "Всякий раз, обращаясь к нашей средневековой истории — изучая государственное
          устройство, исследуя фрески или грамоты, читая апокрифы, сталкиваешься с
          влиянием Византии на наши народы... Это общее византийское наследство было
          основным сближающим фактором во взаимоотношениях России и южных славян".

      В 1958г. он участвовал в работе IV Международного съезда славистов в Москве.
      На этом съезде проблема межславянских литературных связей была одной из ключевых.
      Прот. Владимир Мошин был одним из основных участников обсуждения.
      Он предостерегал от преувеличения влияния болгарской литературной традиции на Русь,
      будучи противником высказанного акад.Д.С.Лихачевым одностороннего представления
      о Болгарии в XIV в. как об "огромном центре, через который проходило византийское
      влияние на Сербию и Россию, центре, через который византийское влияние получило
      свою славянскую окраску....".

      В пользу своей позиции о.Владимир Мошин приводил аргументы:
           "...Именно для XIII и XIV вв. наиболее характерной чертой в области
            южнославянской письменности является чрезвычайно близкая связь между сербской
            и болгарской культурной жизнью...".

      Кроме того, В.А.Мошин напоминал, что в рассматриваемый период посредническая роль Болгарии
      для связей Сербии с Византией была совершенно не нужна, так как в XIII-XIV вв.
           "Политически и династически сербы были более связаны с Византией, чем болгары.
            Следует говорить о живой культурной связи всех славянских Балкан".

      Прот.В.Мошин приводил убедительные факты культурного взаимодействия сербских
      земель и Руси.
      Знания и опыт В.А.Мошина позволяли ему существенным образом расширить представление
      о процессах, происходивших в средние века на Балканах.
      В 1959г. протоиерей Владимир вышел за штат для научной деятельности.
      Через некоторое время он был вынужден оставить свой пост директора
      Загребского Архива и вернуться в Белград
    Места проживания
      Югославия, г.Белград 
      Год окончания 1967 
      В Белграде в течение 6 лет он плодотворно работал в Отделе рукописей Народной
      библиотеки.
      В 1950-е -1960-е гг. осуществлялась связь В.А.Мошина с русским учеными в
      Москве через Институт Славяноведения и через славистов Москаленко и Богатырева.
      С 1960г. он стал членом Археографической комиссии при Министерстве культуры.
      Из переписки В.А.Мошина с Москаленко:
           "Работы много — принял на себя большую задачу систематического описания
            южнославянских рукописей для Археографической комиссии....
            Мало времени для самостоятельной научной работы...
            Институт истории вновь обратился ко мне с просьбой принять на себя курс
            кирилловской палеографии на ежегодных курсах....".

      В письме к Богатыреву прот.Владимир сообщал:
           "После ухода на пенсию... иначе располагаю своим временем ...Удалось хорошо
            поработать два месяца в Дубровнике, где занимался водяными знаками XVI-XVII вв.
            в Черногории и на Косово, где описывал рукописи в Савине, Никольце и Грачанице".

      Осенью В.А.Мошин собирался быть в Москве и Ленинграде и выступить с докладом о периодизации
      русско-южнославянских связей, "который будет ответом на доклады В.Виноградова,
      Гудзия, Д.С.Лихачева на московском съезде".

      В 1960-е годы Мошины довольно часто бывали в СССР.
      В Ленинграде проживала сестра протоиерея Владимира. В СССР появилось у него и
      много новых молодых друзей, в т.ч. Н.А.Дворецкая.
      Из воспоминаний Н.А.Дворецкой о прот.Владимире Мошине:
          "Я дежурила в читальном зале [Отдела рукописей ГПБ], когда вошел небольшого
           роста немолодой уже человек, во всей фигуре которого обращала на себя внимание
           энергия, собраность, решительность и деловитость, и был он как-то по
           особому предупредителен и вежлив. Мне показалось, что во всем его облике
           чувствовалась какая-то сдерживаемая радостная взволнованность и в то же
           время некоторая настороженность... Наш новый читатель приехал из
           Югославии, это был очень крупный деятель архивной работы и
           ученый-славист с мировым именем".

      Несмотря на внешне благополучную научную жизнь в Югославии, протоиерей Владимир
      тосковал по Родине, считал себя частью русского научного сообщества.
      В силу сложности своего положения и постоянно преследовавших его и воздействовавших
      на его личную судьбу изменений во взаимоотношениях СССР и Югославии, он часто
      был лишен возможности активного участия в международной научной жизни.
      Из письма прот.Владимира Н.А.Дворецкой от 7 апреля 1967г.:
           "...Много у вас пишут ценного и интересного, и временами жалеешь, что
           как-то далеко от Вашего научного потока... Я на себя много-много заданий
           набрал, а сколько лежит начатого и ненаписанного. Да так и останется...
           Хотелось южнославянскую палеографию написать — давно ее от меня ждут,
           и о хронологии южнославянской масса материала собрано... Тем так много было,
           которые не довел до конца. Но я не жалею...
           Давно уже не был на Родине — зовут меня снова в гости родные, но как-то на
           ближайшее будущее не могу строить планов. От многого приходится отказываться.
           В прошлом году не смог поехать в Оксфорд на византологический съезд, ни в
           Софию, ни в Италию. И этой осенью нужно будет в Оксфорд ехать, а снова не
           уверен, смогу ли... ".

      Биограф В.А.Мошина Р.В.Булатова писала:
           "В Белграде ему удалось создать свою археографическую школу, коллектив
            учеников и последователей, которые с успехом продолжают развивать идеи
            и дело своего учителя и по сей день...
            В этот период совместно с единомышленниками он развернул гигантскую
            работу по выявлению и изучению древнего кириллического рукописного
            наследия. В процессе огромного поискового, описательного и издательского
            труда В.А.Мошин разработал целый ряд теоретических и методических посылок,
            открывших новые, более четкие принципы датировки, локализации и атрибуции
            рукописных памятников. Сами его ученики рассматривали "школу Мошина" как
            "разработку и применение методологических основ великих русских палеографов —
            Щепкина, Карского и Кульбакина... ".

      В 1967г. в его жизнь снова вмешалась политика — в результате политических интриг
      он был вынужден покинуть БелградЮгославия (Македония), г.Скопье 
      Год начала 1967 
      Год окончания 1987 
      С 1967г. по 1971г. он работал сотрудником отдела по описанию
      славянских рукописей Народной библиотеки Скопье.
      В третий раз ему пришлось начинать работу на новом месте.
      Он развернул работу по созданию нового центра археографических исследований.
      После страшного землетрясения в Македонии Архив ютился в бараках.
      Условия, в которых ему приходилось работать, были в прямом смысле "полевые" —
      у него был один стол и единственная сотрудница.
      Его научный энтузиазм, человеческая воля и обаятельность вновь привлекали к нему
      молодежь.
      Он вновь читал курсы по палеографии, готовил описания собраний рукописей.
      Он издал "Дипломатический корпус" материалов по истории македонского народа,
      проводя мысль о том, что несмотря на то, что македонский народ всю свою историю
      находился под суверенитетом соседних мощных государств — Византии, Болгарии,
      Турции и Сербии, он "сохранил свою самобытность при переменчивости фактора власти",
      как и его собственная Родина — Россия.
      В 1971–1974гг. — прот.Владимир Мошин — ординарный профессор филологического
      факультета университета Скопье по кафедре истории южных славян.
      Он был избран членом-корреспондентом Македонской Академии наук,
      явился автором многочисленных статей на сербском и русском языках по византологии
      и истории южных славян.
      Живя в Скопье, несмотря на свой уже 80-летний возраст, он напряженно трудился,
      не разрывая научных связей с Загребом и Белградом, часто читал там лекции, вел
      археографические исследования.
      Из письма протоиерея Владимира Мошина В.Т.Пашуто:
            "Очень я в разгоне с работой, издательством, лекциями, с постоянной
             кочевкой между Загребом-Белградом-Скопье, а тут еще и здоровье подгадило —
             пришлось полежать в больнице из-за желчного пузыря с сердцем. Но сейчас
             благополучно... Весь июнь будем с женой в Скопье, где у нас будет гостить
             одна ученая дама из Голландии... В июле и августе, вероятно, мы один
             месяц проведем на Охридском озере, на отдыхе, а вместе с тем и на организации
             музея славянской письменности и эпиграфики, а другой месяц — я в Дубровнике
             на подготовке второго тома Дипломатария, а Ольга Яковлевна — в Загребе...
             В сентябре мы предполагаем быть в Москве и Ленинграде, а в октябре мне нужно
             побывать в Тырново на симпозиуме...
             Возможности собирания этого материала с каждым днем уменьшаются, поскольку
             мои современники каждый день умирают один за другим... Более молодое поколение
             почти все уехало на Запад..."