[back][up level][first][previous][next][last]
    Образование
      Белградский университет 
      Год поступления 1921 
      С первых же дней эмиграции Мошин наладил связи с русскими научными обществами,
      восстановил личные контакты, переписку.
      В 1921г. он сдал в Белграде выпускные государственные экзамены за университетский курс
      по исторической группе историко-филологического факультета перед Белградской
      Комиссией весьма представительного общества русских ученых, которую составляли
      профессора: Е.В.Спекторский — председатель, А.П.Доброклонский — история средних
      веков, М.А.Георгиевский — древняя история, П.Ф.Афанасьев — история нового
      времени, Ф.В.Тарановский и А.В.Соловьев — русская история, А.Л.Погодин —
      история славян, В.В.Зеньковский — история новой философии.
      Из воспоминаний В.Мошина:
           
      "Все эти ученые при личном знакомстве произвели на меня глубокое впечатление
            как глубиной и энциклопедической широтой своих знаний, так и личной
            обаятельностью которая при дальнейшем нашем знакомстве с некоторыми из них
            превратила первоначальную симпатию в искреннюю дружбу... "
    Места проживания
      Югославия (Хорватия), г.Копривница 
      Год начала 1921 
      Занимаясь преподавательской работой, Мошин продолжал свои научные исследования.
      В годы, проведенные в Кропивнице, им были написаны три большие сочинения:
      "Древнейшая этнология Восточной Европы" (осталась неопубликованной),
      "Варяжский вопрос" и "Черноморская Русь". Написание этих работ стало возможным
      в результате изучения им фондов хорватских библиотек и архивов, сотрудничеству
      с профессором Степаном Ившичем из Загреба и профессором Райко Нахтигалем из
      Любляны, сделавшими доступными для В.Мошина "сокровища Югославской Академии Наук
      и люблянского славистического семинария".

      Весной 1928г. Владимир Алексеевич Мошин защитил в Загребском университете
      докторскую диссертацию о норманской колонизации на Черном море.
      С середины 1920-х гг. В.Мошин установил постоянные и плодотворные контакты с
      белградским и пражским научными кругами, вел активную научную переписку.
      Одним из первых, кто вовлек его в работу Белградского круга историков,
      был выдающийся представитель русского славяноведения А.Л.Погодин.
      Из воспоминаний В.Мошина:
           "Вскоре после наших бесед о моих научных занятиях в России по его предложению,
            я стал членом Археологического общества..., и наши дружеские отношения
            продолжались до его смерти 16 мая 1947г.".

      Проблемы, которыми интересовался В.А.Мошин, — взаимоотношения Древней Руси,
      Византии и Хазарии — относились к тому кругу исследований, которые понесли
      сильнейший урон в результате кризисных процессов в русской исторической науке
      XX века, расколовшейся на две части — советскую и зарубежную и вынужденной
      преодолевать объективные и субъективные трудности.
      Русское научное сообщество было трагически и искусственно разорвано, и это
      нанесло непоправимый урон науке и судьбам самих ученых.
      Из переписки корифея византинистики В.Н.Бенешевича (из СССР, расстрелян по обвинению
      в шпионаже в 1938г.), который откровенно писал о состоянии византологии,
      протестуя против развала блестящей научной школы:
           "Византиноведение вообще находится под каким-то запретом!...
            Стремятся уничтожить ту область науки, в которой русские ученые по праву
            заняли почетное положение и этого положения имели бы силы не сдавать и
            теперь, сидя у первоклассных сокровищ и обладая еще такими средствами
            работы и мыслями, что даже младшее поколение — ученики, эмигрировавшие
            за границу и потому лишенные многого, как Вернадский, Острогорский и др.,
            выдаются среди византинистов Европы".

      Византинисты из СССР были заинтересованы в получении оттисков статей В.А.Мошина,
      В.Н.Бенешевич писал в семинар Кондакова в Прагу письма с просьбой:
           "Порекомендуйте меня Мошину, чтобы он прислал мне оттиски своих работ,
            названия которых мне известны, а сами они мне не доступны совсем...".

      Не менее заинтересованы были в продолжении контакта и белградские ученые, в т.ч.
      и В.Мошин, о чем свидетельствовали его письма Бенешевичу:
            "Пожалуйста, как будет возможно, присылайте нам Ваши работы —
             каждое получение для нас является большим праздником... Знаем о том,
             как много интересного делается у Вас, и нет возможности прочесть это...
             Я, например, не смог прочесть еще книгу Коковцева о хазарских письмах,
             которая меня очень интересует, не читал также статей Рыдзевской...
             К сожалению, в последнее время мне пришлось почти оставить и хазар, и
             варягов, и русские древности вообще, о которых собрано много материала
             и наблюдений. Приходится писать о чистой Византии и о южных славянах".
            "...Вы меня, конечно, не помните, когда я в 1913г. был студентом в Петербургском
             университете. Хотя я в то время уже интересовался Византией, но больше
             всего работал по русской истории и не думал, что придется стать византологом".

      Наиболее тесные связи В.Мошин поддерживал с семинаром Н.П.Кондакова в Праге, его
      постоянным корреспондентом был известный ученый А.В.Флоровский, их переписка длилась
      более 20 лет. В "Анналах" семинара были опубликованы статьи и рецензии В.А.Мошина.
      В 1929г. В.А.Мошин присутствовал на I Международном конгрессе славистов в Праге,
      где русские историки-эмигранты находились в центре научного внимания.
      В 1929г. Флоровский приезжал с лекциями в Белград. В.А.Мошину на этот
      же период Научный институт предоставил "для научных занятий стипендию на два семестра",
      однако в гимназии, где он преподавал, его не отпустили, и белградская встреча
      ученых не состоялась.
      К началу 1930-х гг. В.А.Мошин значительно "перерос" место преподавателя в гимназии,
      да и научные интересы уже не удавалось реализовать в хорватской провинции.
      Отрыв от научного сообщества все сильнее давал о себе знать.
      Из его письма А.В.Флоровскому:
          "Мы истосковались по интересному человеку, здесь [в Кропивнице] почти
           совсем нет русских".

      Наиболее близкая связь у В.А.Мошина установилась с русскими учеными в Белграде и
      с русским обществами в соседнем г.Панчево.
      Около 1930г. В.А.Мошин заговорил с А.Л.Погодиным о возможности научной и
      преподавательской работы для себя в Белграде, спрашивая для себя о месте
      ассистента в Белградском университете.
      Однако Погодин сообщил В.А.Мошину о возможности получить место доцента
      византоведения на философском факультете в СкопьеЮгославия (Македония), г.Скопье 
      Год начала 1930 
      Год окончания 1932 
      Переезд в Скопье был для В.А.Мошина радостью, т.к.
      в это время там работали русские коллеги: В.А.Розов, Е.В.Аничков, сербские
      ученые: Душан Неделькович, Радослав Груич, Мита Костич и другие.
      В 1930г. В.Мошин принял участие в III Международном конгрессе византологов в Афинах
      в качестве докладчика о Кембриджском хазарском документе. Здесь он познакомился
      с крупнейшими учеными — Шарлем Дилем, Анри Грегуаром, А.Гейзенбергом, Фр.Делгерой
      и др. Участников из СССР не было.
      Подготовка к преподавательской деятельности была очень серьезной.
      Из письма В.А.Мошина А.В.Флоровскому:
           "Здесь нужно сдавать (кроме нашего государственного и независимо от
            доктората) особый, т.н. "профессорский экзамен" для обеспечения себе штатной
            службы: пришлось всю зиму посвятить логике, психологии, педагогике, методике,
            администрации средней школы, сербскому языку и литературе сербов, хорватов
            и словенцев".

      Он был выбран на должность доцента по кафедре византологии философского факультета.
      В 1930г. приступил к чтению лекций по истории Византии и Римского царства
      в университете в Скопье.
      Однако процесс "утверждения" в должности затянулся, и В.А.Мошину в 1930-е годы
      так и не довелось стать сотрудником университета в Скопье.
      В 1932г. он переехал в г.ПанчевоЮгославия, г.Панчево 
      Год начала 1932 
      Панчево находилось ближе к очагам русской культуры, недалеко от Белграда.
      Эмигранты группировались там около панчевского госпиталя, в котором "русские
      больные из всей Югославии находили приют и помощь талантливых ученых докторов".

      В г.Панчево жил и брат В.А.Мошина, медик.
      Из воспоминаний В.А.Мошина:
            "Семь лет панчевско-белградской жизни — вероятно наиболее спокойные и
             устоявшиеся в жизни нашей семьи".

      С 1932г. В.А.Мошин теснейшим образом был связан с работой Русского Научного
      института и Белградского университета, в котором получил место приват-доцента
      по кафедре византоведения.
      Годы работы в Белградском университете были необычайно плодотворны.
      В этои годы укрепилась его дружба с русскими коллегами по Университету и
      научным интересам — А.В.Соловьевым и Г.А.Острогорским.
      В центре внимания В.А.Мошина было изучение памятников по истории Руси, южных
      славян и Византии.
      Совместно с А.В.Соловьевым он много работал над изданием греческих грамот
      сербских государей, обращался к проблемам внутреннего устройства Византии —
      финансам, податной системе, социальной структуре, а также историей Руси
      и ее связи с южными славянами.
      Публиковался в изданиях: "Записки Русского Научного института в Белграде",
      "Сборники Русского Археологического общества", "Владимирский сборник",
      в пражских изданиях "Филологические пражские сборники", в западно-европейских
      изданиях и др.
      В.А.Мошин предпринял попытку стать главным редактором вновь созданного совместного
      русско-сербского издания "Русско-Jугословенски алманах", издававшегося в Панчево.
      Однако дальше первого номера дело не пошло.
      В центре внимания В.А.Мошина в 1930-е годы находилось изучение письменных памятников
      Афона.
      С 1935г. он каждое лето проводил на Афоне. Там он изучал в архивах монастырей
      важнейшие сербские и греческие источники. Совместно с А.В.Соловьевым издал книгу
      "Греческие грамоты сербских государей". Уже в первое лето Мошин и Соловьев
      обследовали 15 афонских монастырей, изучая и копируя греческие грамоты.
      В 1936г. работа была продолжена в монастыре Ватопед в Великой Лавре.
      Дольше всего Мошин пробыл на Афоне в 1938г. сначала с Георгием Острогорским,
      а потом один, работая с грамотами Демпота Углеши и царя Душана.
      В последний раз он побывал на Афоне летом 1939г.
      Особое место в трудах В.А.Мошина занимают его работы об игуменах Хиландара
      (сербского монастыря на Афоне), а также "Русские на Афоне и русско-византийские
      отношения в XI-XII веке" и "Житие старца Исайи, игумена русского монастыря
      на Афоне".

      Состоя в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви, он являлся участником
      2-го Карловацкого зарубежного собора (с 14 по 24 августа 1938г.)Югославия (Македония), г.Скопье 
      Год начала 1939 
      Год окончания 1939 
      В 1939г. В.А.Мошин был снова приглашен на кафедру византоведения в г.Скопье.
      Там его застала немецкая оккупация. Из его воспоминаний:
           "6 апреля рано утром, около 6 часов... мы услышали торжественно-истерическую
            речь Гитлера, в которой объявлялась война Югославии... Воцарилось томительное
            ожидание наступающей катастрофы. Немецкое наступление с болгарской стороны
            было стремительно. Сразу установилась немецкая комендатура, в разных пунктах
            города были поставлены часовые... Немецкие патрули по дороге подбирали всех
            прохожих и длинной колонной гнали их за проволочную ограду. В эту колонну
            неожиданно попал и я. Мое счастье было, что колонна проходила мимо здания
            университета, в которое мне удалось ускользнуть... В мертво опустевшем здании
            я пробрался в свой византологический факультет, захватил 3–4 редкие книги...
            и свою коллекцию фотографий сербско-греческих грамот... И с ними подмышкой
            добрался до дому... ".

      После перехода Македонии под власть Болгарии профессорский состав был причислен к
      философскому факультету Белградского университета.
      Болгарские коллеги-историки в это время предложили Мошину перейти на службу в Болгарию
      и возглавить музей в оккупированном греческом городе Кавалле. Мошин этого предложения
      не принял. В Скопье шла ускоренная "болгаризация" — "начиная от школы и церкви".
      Большинство русских преподавателей остались на своих местах, но для них это было
      большим испытанием.
      В.А.Мошин с семьей в товарном вагоне с небольшими остатками обстановки, книгами,
      картинами и носильными вещами переехал в БелградЮгославия, г.Белград 
      Год начала 1939 
      В Белграде В.А.Мошин был включен в состав профессуры университета.
      Одновременно он преподавал историю в русской гимназии в Белграде