Фессалоницкий Арсений Васильевич
Год рождения 1870
Место рождения Тверь
священник
Из семьи священника г.Твери
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до октября 1930г.]
Образование
Тверское духовное училище
Тверская Духовная Семинария
Окончил только один курс Семинарии
Служение
Тверская губ., Новоторжский у., г.Торжок, Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь
Должность послушник
Год начала 1888
Год окончания 1889
Тверь, Отрочий Успенский мужской монастырь
Должность послушник
Год начала 1889
Год окончания 1890
Тверская губ., г.Ржев, Никольская церковь
Должность псаломщик
Год начала 1890
Год окончания 1898
Тверь, Христорождественский женский монастырь
диакон
Год начала 1899
Год окончания 1920
Тверская губ., Тверской у., с.Ивановское
священник
Год начала 1920
Год окончания 1923
Тверь, Христорождественская церковь бывшего Рождественского женского монастыря
священник
Год начала 1923
Год окончания 1930
Места проживания
Тверь, ул.Спартаковская, 37
Год окончания 1930
День окончания 20
Месяц окончания 10
Имел двух сыновей 14 и 18 лет. Лишен избирательных прав
Аресты
Тверь
Год ареста 1930
День ареста 20
Месяц ареста 10
Осуждения
тройка при ПП ОГПУ по Московской обл.
18/02/1931
Обвинение "активный член Тверского филиала контрреволюционной церковно-монархической нелегальной организации "Истинное Православие""
Статья ст.5810,5811 УК РСФСР
Приговор=высшая мера наказания расстрел
Групповое дело "Дело ИПЦ: Московский, Тверской, Серпуховской филиалы. 1931г."
ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.28850.
Из материалов дела:
"ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ. Руководитель поп ЛЕВКОВСКИЙ Александр Евгеньевич,
... и активные члены: поп БАРТОЛОМЕЙ Владимир Владимирович,...;
иеромонах АНИСИМОВ Георгий Яковлевич; иеромонах КОЗОРЕЗ Семен Иванович;
поп ФЕССАЛОНИЦКИЙ Арсений Васильевич; монашка НЕЧАЕВА Августа Павловна;
монашка ГЕРАСИМОВА Васса Герасимовна...
У члена организации, обвиняемого ФЕССАЛОНИЦКОГО, при обыске были
обнаружены заметки под общим названием "Новое Евангелие", по существу
этого Евангелия ФЕССАЛОНИЦКИЙ дает следующие показания:
"Взятые у меня при обыске заметки под названием "Новое Евангелие"
с формулировками... кулак против кулака, класс против класса,
борьба против борьбы написаны мною в результате размышления
в одну бессоную ночь, когда я продумывал современное политическое
положение и роль Церкви. Поясняю: кулак против кулака это наш
класс лишенцев против рабочего класса; борьба против борьбы
это борьба верующих против Соввласти и антирелигиозников.
Я получил соответствующее воспитание и сжился с монархическим строем,
который меня удовлетворял морально и материально, и поэтому нужно
прямо сказать, что я хочу восстановления монархического строя;
ведь тогда не платил бы я таких налогов и не чувствовал бы морального
угнетения от развивающегося безбожия, а также не был бы лишен и
политических прав".
Оценивая деятельность Тверского филиала к.-р. организации, ФЕССАЛОНИЦКИЙ
продолжает:
"Наша группа считала для себя наиболее приемлемой монархическую
власть... и потому она... преследовала цели:
подготовку и воспитание народа в антисоветско-монархическом духе"".
В результате обысков у членов организации было обнаружено большое
количество нелегальной а/с литературы...
Церковные алтари были превращены членами организации в хранилище
нелегальной литературы... Руководитель Тверского филиала ЛЕВКОВСКИЙ
показывает, что: "Нелегальную литературу я получил от проф. НОВОСЕЛОВА
и свящ. ДУЛОВА; эту литературу я давал читать БАРТОЛОМЕЮ, КОЗОРЕЗУ,
АНИСИМОВУ, ФЕССАЛОНИЦКОМУ и СОЛОДОВУ"...
Проповеди а/с характера являлись одним из методов к-р деятельности
организации и проводились систематически почти всеми членами организации.
При обыске у БАРТОЛОМЕЯ и ФЕССАЛОНИЦКОГО обнаружены конспекты проповедей...
У члена организации, обвиняемого ФЕССАЛОНИЦКОГО, как отмечено выше,
обнаружено большое количество конспектов, по которым он говорил проповеди,
из этих конспектов выделяются следующие места:
"Кроме Бога есть еще темная злая сила, которая мешает развитию
православия, всячески гонит его и если бы возможно было совсем
уничтожила бы".
"Почему безбожие так нагло, так громко возвышает свой голос,
издевается, смеется над святой верой, пользуется безнаказанностью и
употребляет против веры грубое насилие?".
"Враг нападает на служителей тайн Христовых, на всех пастырей
православных, не щадя никого и всячески стараясь подорвать доверие
верующих, что церкви не нужны, что они отжили свое время".
Относительно своих проповедей обвиняемый ФЕССАЛОНИЦКИЙ дает следующие
показания:
"По праздникам я всегда произносил проповеди по заранее составленным
конспектам и признаю, что эти проповеди имели политический к-р. характер,
т.к. были направлены против мероприятий Соввласти".
О контрреволюционных проповедях членов организации "Истинного православия"
и о влиянии этих проповедей на верующих свидетели показывают:
"Священники ЛЕВКОВСКИЙ и ФЕССАЛОНИЦКИЙ в проповедях неоднократно
говорили, что религия гонима, но скоро должно наступить лучшее время,
когда существующая власть погибнет. В результате таких проповедей
у верующих нашего прихода сложилось убеждение, что священников
действительно преследуют и высылают за религиозные убеждения".
Из показаний свидетелей:
"Как церковный сторож, я неоднократно слышал проповеди ЛЕВКОВСКОГО и
ФЕССАЛОНИЦКОГО о том, что строительство социализма есть царство сатаны.
Указанные священники относятся к Соввласти резко враждебно и рассказывают
верующим о борьбе Соввласти с религией".
"ЛЕВКОВСКИЙ и ФЕССАЛОНИЦКИЙ неоднократно произносили проповеди о
скорой гибели Соввласти и о том, что Соввласть власть антихриста".
"ЛЕВКОВСКИЙ, ФЕССАЛОНИЦКИЙ, БАРТОЛОМЕЙ, КОЗОРЕЗ и АНИСИМОВ в своих
проповедях всегда говорили, что Соввласть есть власть сатаны, и
потому подчиняться ей не следует, ибо тот, кто будет подчиняться,
попадет в ад на вечные муки".
Из материалов дела:
"Еще с 1927г. ... ЛЕВКОВСКИЙ начал систематически устраивать собрания
на квартире НЕЧАЕВОЙ...
Такие совещания были в 19291930 годах, и, на основании показаний
ФЕССАЛОНИЦКОГО, представляются в следующем виде:
"В начале августа 1929г. было созвано неофициальное заседание
церковного совета и всего нашего духовенства. Обсуждали вопрос
в связи с разговорами о закрытии нашей церкви, причем, было
решено возбудить ходатайство об отсрочке закрытия, а если это
ходатайство удовлетворено не будет, то апеллировать к верующим,
которых мы насчитывали до 25 тысяч. Практически это предполагалось
сделать таким образом: созвать собрание верующих и объявить им о
предстоящем закрытии церкви, а также объявить и час, когда явится
комиссия по закрытию церкви. Так и было сделано, но комиссия явилась
без предварительного извещения, и потому закрытие церкви произошло
без инцидентов".
Через год, когда по требованию общественных организаций был возбужден
вопрос о закрытии главного гнезда к.-р. деятельности Тверского филиала
организации Желтиковского монастыря обвиняемыми была сделана
вторичная попытка использовать создавшееся положение в а/с целях.
По этому поводу обвиняемый ФЕССАЛОНИЦКИЙ показывает:
"В августе 1930г. по инициативе ЛЕВКОВСКОГО было созвано
нелегальное собрание церковного совета и духовенства по вопросу
о предстоящем закрытии Желтиковского монастыря...".
4 февраля 1931г. следствие по делу было закончено, Коллегия ОГПУ СССР составила
обвинительное заключение.
Из обвинения:
"ФЕССАЛОНИЦКИЙ Арсений Васильевич, обвиняется в том, что состоя активным
членом той же организации, произносил проповеди погромно-монархического
характера; вел а/с агитацию, настраивая верующих против всей системы
Соввласти и воспитывая в духе монархизма;
участвовал в нелегальных собраниях на конспиративных квартирах, где
обсуждались вопросы создания массовых а/с выступлений...
Виновным в предъявленном ему обвинении признал себя частично".
Коллегия ОГПУ представила дело на рассмотрение Судебной тройки при ПП ОГПУ
по Московской обл. после предварительного согласования с Прокурором Московской обл.
18 февраля 1931г. был вынесен приговор.
Иеромонах Арсений (Фессалоницкий) был приговорен к расстрелу
Места заключения
Тверь, Исправтруддом
Год начала 1930
День начала 20
Месяц начала 10
Москва, Бутырская тюрьма
Год окончания 1931
День окончания 23
Месяц окончания 2
Содержался в тюрьме во время предварительного заключения
Кончина
1931
День 23
Месяц 2
расстрел
Место Москва
Место захоронения Москва, Ваганьковское кладбище
Реабилитация
Дата 24/05/1991
Кем реабилитирован По Указу Президиума ВС СССР от 16.01.89
По году репрессий 1931
Публикации
1Расстрельные списки: Ваганьковское кладбище: 19261936. Выпуск 2. М: Мемориал, 1995.
С.121.
2Шкаровский М.В. Из новейшей истории Русской Церкви// Православная Русь. Джорданвилль, 1995. 1528 сент. N 18(1543).
3Гордин В. Расстрельные списки. Сталин: Всех подозрительных уничтожить// Вечерняя Москва. 1997. 27 сент.
С.3.
4Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999.
С.66,82,85,87,346347.
5Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998.
С.69,331.
6
http://www.histor-ipt-kt.org/DOK/years.html#n.7 (сайт общества "Мемориал". Из истории гонений Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви. Документы по годам. 1931г. Дело N3015.).
Документы
1Список лиц, осужденных по делу организации "Истинное Православие".
2ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.П-28850.