Осуждения
тройка при ПП ОГПУ по Московской обл.
18/02/1931
Обвинение "активный член Тверского филиала контрреволюционной церковно-монархической нелегальной организации "Истинное Православие""
Статья ст.5810,5811 УК РСФСР
Приговор=высшая мера наказания расстрел
Групповое дело "Дело ИПЦ: Московский, Тверской, Серпуховской филиалы. 1931г."
ОписГрупДела
ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.28850.
Из материалов дела:
"ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ. Руководитель поп ЛЕВКОВСКИЙ Александр Евгеньевич,
... и активные члены: поп БАРТОЛОМЕЙ Владимир Владимирович,...;
иеромонах АНИСИМОВ Георгий Яковлевич; иеромонах КОЗОРЕЗ Семен Иванович;
поп ФЕССАЛОНИЦКИЙ Арсений Васильевич; монашка НЕЧАЕВА Августа Павловна;
монашка ГЕРАСИМОВА Васса Герасимовна...
Обвиняемый АНИСИМОВ свое отношение к Соввласти формулирует следующим
образом:
"Соввласть я считаю богопротивной, т.к. она ведет борьбу с религией
и арестовывает священников... и нахожу, что... эта власть послана
Богом в наказание, т.к. Бог и раньше наказывал людей всемирным
потопом, а теперь наказал Соввластью... об этом я говорил верующим"...
Монархические настроения и пропаганду монархизма среди верующих, члены
организации выражали также и в поминовении бывших царей и цариц; в
этом отношении характерны следующие показания обвиняемого АНИСИМОВА:
"По моей инициативе и с моего ведома за всеми церковными службами
производилось поминовение за упокой бывших русских царей и цариц,
чем выражалось наше сочуствие к ним"...
Коллективная читка и проработка нелегальной литературы являлась
системой в работе Тверского филиала организации, монах КОЗОРЕЗ дает
следующие по этому поводу показания:
"Нелегальную к.-р. литературу нам часто читал ЛЕВКОВСКИЙ, собирая
на моей квартире БАРТОЛОМЕЯ, АНИСИМОВА и СОЛОДОВА.
На одной из таких читок нами была одобрена и признана полезной
для распространения в народе брошюра ЛЕВКОВСКОГО "О двух путях".
Кроме этой брошюры читались также следующие:
"Об исповедничестве и подвижничестве", где имеется установка
на развитие среди духовенства и мирян исповеднических подвигов
при Соввласти, и "Беседа со старцем Алексием""".
Из показаний свидетелей:
"ЛЕВКОВСКИЙ, ФЕССАЛОНИЦКИЙ, БАРТОЛОМЕЙ, КОЗОРЕЗ и АНИСИМОВ в своих
проповедях всегда говорили, что Соввласть есть власть сатаны и потому
подчиняться ей не следует, ибо тот, кто будет подчиняться, попадет в
ад на вечные муки".
"КОЗОРЕЗ, АНИСИМОВ и БАРТОЛОМЕЙ в своих проповедях всегда хвалили
царскую власть и говорили, что тогда всем хорошо жилось. Этим они
объясняли и поминовение за службами царей и цариц".
Из материалов дела:
"Исповеди, как один из методов к.-р. деятельности организации
"Истинного Православия" использовались для пропаганды к.-р. взглядов и
а/с агитации,... обвиняемый АНИСИМОВ показывает:
"На исповедях у меня спрашивали верующие, можно ли вступать
в колхозы, на что я отвечал, что сейчас еще ничего не видно,
и что из этих колхозов выйдет покажет будущее"".
"КОЗОРЕЗ, АНИСИМОВ и СОЛОДОВ в разговоре со мной неоднократно высказывались,
что "для верующих наступили последние времена, и воцарился антихрист,
который мучает православных и заставляет их бежать в пустыню".
Из материалов дела:
"Обвиняемая ГЕРАСИМОВА по вопросу о нелегальных собраниях на ее
квартире показывает:
"Я подтверждаю, что...предоставляла свою квартиру для собраний духовенства,
которое собиралось у меня периодически, в лице
БАРТОЛОМЕЯ, ЛЕВКОВСКОГО, АНИСИМОВА, КОЗОРЕЗА и СОЛОДОВА"".
Из материалов дела:
"Тверской филиал организации ... уделял большое внимание антиколхозной
работе... отмечены случаи такой агитации со стороны КОЗОРЕЗА, АНИСИМОВА
и др...., которые использовали для этой цели проповеди, исповеди и пр.
и употребляли такие термины, как "вступление в колхоз это вступление
в союз с антихристом", а также брали клятву с женщин, что последние
никогда в колхоз не пойдут.
В разговоре с гражданами АНИСИМОВ советовал не вступать в колхозы,
т.к. все вступающие в какие-либо советские организации, совершают
сделку с антихристом".
"Большую а/с работу проводили монахи КОЗОРЕЗ и АНИСИМОВ, среди работниц
Тверской мануфактуры, из числа которых они создали группу своих
почитательниц, почти ежедневно посещавших Желтиковский монастырь
и засиживавшихся там иногда до 2-х часов ночи. Эти работницы, под
влиянием агитации монахов, были настроены враждебно по отношению ко
всему советскому; были случаи, когда эти женщины не пускали детей в школу,
и заставляли пионеров снимать красные галстуки, а...работница ВЕСЕНКОВА
носила траур по случаю расстрела священника ГВОЗДЕВА...
Работница Тверской мануфактуры ШАПОЧКИНА, проживающая в рабочей казарме,
под влиянием агитации КОЗОРЕЗА и АНИСИМОВА, притворяется святой..., имеет
различные "целебные" травы,... и демонстативно крестит все предметы,
с которыми она соприкасается".
4 февраля 1931г. следствие по делу было закончено, Коллегия ОГПУ СССР составила
обвинительное заключение.
Из обвинения:
"АНИСИМОВ Георгий Яковлевич, обвиняется в том, что состоя активным членом
той же организации, произносил проповеди погромно-монархического характера;
вел а/с агитацию, настраивая верующих против всей системы Соввласти и
воспитывая в духе монархизма;
участвовал в нелегальных собраниях на конспиративных квартирах, где
обсуждались вопросы создания массовых а/с выступлений...
Виновным в предъявленном ему обвинении признал себя частично".
Коллегия ОГПУ представила дело на рассмотрение Судебной тройки при ПП ОГПУ
по Московской обл. после предварительного согласования с Прокурором Московской обл.
18 февраля 1931г. был вынесен приговор.
Иеромонах Горгоний (Анисимов) был приговорен к расстрелу