[back][up level][first][previous]
    Служение
      Пермская губ., Оханский у., с.Большесосновское Первое, церковь свт.Василия Великого 
      монах 
      Должность сторож церкви 
      Год начала 1923 
      День начала 1 
      Месяц начала 10 
      Год окончания 1925 
      После освобождения монах Владимир устроился сторожем при Васильевском храме
      с.Больше-Сосновское Первое. Это село представляло собой крупный торговый, почтовый
      и пересыльный центр с населением в несколько тысяч человек. Суетная мирская
      жизнь очень тяготила монаха Владимира.
      В 1925г. он совершил трехдневное паломничество в Саровский Свято-Успенский
      монастырь. Помолившись у чудотворной иконы "Живоносный Источник", поклонившись
      святым мощам преп.Серафима и всем другим Саровским святыням, он оставил Саровскую
      Пустынь и отправился в Казань
      Казань, Богородицкий Раифский мужской монастырь 
      монах 
      Год начала 1925 
      Год окончания 1928 
      В Казани в 1925г. монах Владимир поступил в общину Богородицкого Раифского монастыря,
      расположенного в 30 км от Казани, среди густых лесов, близ озера Раифское.
      В 1925г. монастырь был еще действующим, хотя условия жизни братии были чрезвычайно
      трудными. Монастырское хозяйство было разорено полностью еще в 1918г.
      Настоятелем монастыря был игумен Феодосий.
      Во время обновленческого раскола еще в 1922г. в Казань прибыл обновленческий
      архиепископ Алексий, самовольно захвативший церковное управление.
      Казанские викарии — епископ Иоасаф (Удалов) и епископ Афанасий (Малинин),
      а за ними и все монастыри Казанской епархии, отказались признать обновленцев.
      Однако живоцерковники требовали от монастырей подчинения, но монастыри остались
      верны Православию. Из Раифской пустыни в обновленческое епархиальное управление
      поступило постановление:
          
      "Братия Раифской пустыни не признает обновленческое Высшее церковное
           управление (ВЦУ) как порвавшее единение с Единой, Соборной и Апостольской
           Церковью".

      Власти не могли терпеть все возрастающее влияние Раифской обители.
      В июне 1924г. в Раифскую обитель перевели волостной исполком, больницу и школу
      из с.Большие Ключи. Затем был арестован архимандрит Феодосий.
      В 1928г. была закрыта и сама Раифская пустынь.
      Крестьянам окрестных сел удалось организовать религиозную общину, куда вошли семь
      бывших насельников монастыря, другие иноки поселились в близлежащих деревнях и селах.
      Монах Владимир (Елизаров) вместе с диаконом Филаретом Михайловичем Щеголевым
      уехал в Кунгур.
      Из Кунгура, по благословению епископа Кунгурского Аркадия (Ершова), они
      отправились в пос.1-й Михайловский Завод
      Уральская (Свердловская) о., пос.1-й Михайловский завод, Вознесенская церковь 
      монах 
      Должность сторож церкви 
      Год начала 1928 
      Год окончания 1930 
      Здесь монах Владимир (Елизаров) и диакон Филарет устроились на жительство
      при Вознесенском соборе. О.Филарет служил в соборе диаконом, а монах Владимир
      стал помощником сторожа.
      В 1929г. усилился антирелигиозный террор. За ноябрь и декабрь 1929г. по области
      было закрыто до пятидесяти церквей, а в январе 1930г. были рассмотрены материалы
      о закрытии еще сорока храмов. Подобная участь ожидала и единственный храм
      Михайловского Завода — Вознесенский собор.
      Чтобы решением местных властей, без согласования с вышестоящими властями,
      закрыть Вознесенский собор, на 9–14 января 1930г. был намечен целый ряд подготовительных
      мероприятий: проведение собраний членов партийной и комсомольских ячеек,
      рабочих и работниц на заводе, учителей, проверка списка верующих (3900 человек),
      подбор статей УК РСФСР для компрометации священно- и церковнослужителей,
      организация комиссий для проверки имущества церкви и состояния самого здания.
      13 января была закончена работа комиссии по ревизии церковного имущества,
      проводившаяся по согласованию с церковным советом.
      Составлен акт, было изъято 27 гривен старых царских денег, около 4-х фунтов
      керенок и церковные книги. В этот же день в клубе металлистов было
      запланировано собрание с лекцией на антирелигиозную тему, по окончании которой
      и собирались поставить вопрос о закрытии собора. Однако по каким-то причинам
      лектор вовремя не приехал, и распространился слух, что собрание состоится в самой
      церкви, в которой в тот же вечер должно было быть Всенощное бдение в честь
      Праздника Обрезания Господня и святителя Василия Великого, а также в связи
      с Новолетием. Около 7 часов вечера в храме стали собираться верующие, но приходили
      также еще и те, кто намеревался принять участие в антицерковном собрании.
      Некий член ВКП(б), к тому же пьяница, явился в церковь и выступил там
      с агитационной речью за закрытие церкви. В результате этого произошел скандал,
      ему начали наносить побои и верующие стали кричать:
          "...Неверующий не заходи в церковь, а если зашел — снимай шапку!"
      Во дворе церкви бывший учитель профшколы стал агитировать за колхозы и передачу
      здания храма под школу.
      Началось волнение, верующие заговорили о том, что необходимо встать на защиту
      церкви. Позже монах Владимир рассказал на следствии об этом так:
          "Я поддерживал их рассуждения и заявлял, что надо молиться Богу, чтобы Господь
           не допустил этого. Я прочел присутствующим тут проповедь.
           Я начал с того, что сегодня Всенощная Василия Великого, что мы должны надеяться
           на Господа Бога и Божию Матерь и на всех святых — только они могут спасти
           нас от того, чтобы не была отобрана церковь".

      О.Владимир привел в пример то, как отстаивали свои храмы православные в IV веке,
      во времена арианской ереси.
      В Никее у православных был отобран храм и передан арианам.
      Тогда святитель, собрав православных и ариан, приказал запереть храм и молиться —
      сначала в течение трех дней — арианам, а затем одну ночь — православным, —
      и кому откроются сами собой церковные двери, тому и будет принадлежать собор.
      Двери открылись православным, и множество ариан обратились в Православие.
      Монах Владимир вселил в души людские веру в непобедимость христианства, закончив
      свою речь словами:
          "Таким образом Господь Бог помогает верующим, — и нам... надо со слезами
           помолиться...
           Православные, не соглашайтесь на закрытие церкви. Вас никто не сломит,
           как каменную стену".

      Речь о.Владимира укрепила дух верующих, которые стали петь церковные песнопения
      и молиться. Затем началось Всенощное бдение.
      На следующий день после Литургии в храм прибыли 6 членов еще одной комиссии
      для обследования противопожарного и технического состояния здания, намереваясь
      составить акт о непригодности помещения для совершения богослужений и о закрытии
      церкви. Не дождавшись прихода настоятеля храма о.Алексия Захарова, отказавшегося
      принимать в этом участие, а также членов церковного совета, они приступили
      к обследованию, направившись на колокольню. Тогда кто-то, находившийся
      в церковной сторожке, куда был протянут провод от колокола, ударил в набат.
      Один из членов комиссии спустился вниз, и звон тут же прекратили, однако народ
      уже устремился к храму. Несмотря на появление старосты и членов церковного совета,
      вполне лояльно настроенных к властям, верующие, которых собралось уже более
      150-ти человек, продолжали противостоять комиссии, не допуская ее в алтарь.
      Монах Владимир (Елизаров) был здесь же и призывал прихожан не отступать.
      Из материалов дела:
           "Монах Елизаров носился по церкви, агитируя:
                "Украли Царя, отобрали монастыри, отбирают и церкви".
      Не закончив работу, комиссия быстро покинула храм.
      Перед уходом члены комиссии наложили запрет на совершение богослужений в церкви,
      "временно, до полного технического обследования ее состояния"
    Аресты
      Уральская (Свердловская) о., пос.Михайловский завод (Свердловская о., Нижнесергинский р., г.Михайловск) 
      Год ареста 1930 
      День ареста 19 
      Месяц ареста 1 
      19 января 1930г. монах Владимир был арестован
    Осуждения
      тройка при ПП ОГПУ по Уралу 
      16/02/1930 
      Обвинение "открытая антисоветская агитация, призывал верующих не соглашаться на закрытие храма, произведение набатного звона" 
      Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
      Приговор=высшая мера наказания — расстрел 
      Монах Владимир был обвинен в неподчинении властям, в открытой антисоветской
      агитации (призывал верующих усилить молитву и не соглашаться на закрытие храма).
      Хотя, на самом деле, он всего лишь попросил агитаторов обнажить головы
      при входе в храм, а когда те не подчинились, смахнул с них шапки.
      В основном, ему вменялись лживые обвинения в избиении членов комиссии,
      в подстрекательстве к их убийству и призыв к неповиновению через набатный звон.
      Но главным козырем обвинителей были слова монаха:
         "Украли Царя, отобрали монастыри, отбирают и церкви".
      16 февраля 1930г. тройка при ПП ОГПУ по Уралу постановила расстрелять неугодного
      безбожным властям монаха Владимира (Елизарова)
    Места заключения
      Свердловск (Екатеринбург), тюрьма 
      Год начала 1930 
      День начала 19 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1930 
      День окончания 20 
      Месяц окончания 2