Сердобов Виталий Агафонович
Год рождения 1872
иерей
Родился в семье псаломщика
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1901г.]
[1901-1911гг.]
[1911-1919гг.]
Образование
Николаевское духовное училище в Самарской губ.
Год окончания 1887
Служение
Самарская губ.
Должность псаломщик, учитель церковно-приходской школы (18921896), учитель земских школ (18961905)
Год окончания 1901
До 1901г. служил в церквах Самарской епархии в должности псаломщика,
и при этом с 1892 по 1896 год проходил должность учителя церковно-приходской
школы.
С 1896 по 1905 год учительствовал в земских школах
Рукоположение
диакон
1901
День 29
Месяц 8
Кто рукоположил епископ Самарский Гурий (Буртасовский)
29 августа 1901г. епископом Самарским Гурием (Буртасовским) рукоположен
в сан диакона к церкви села Марьевка Николаевского уезда
Служение
Самарская губ., Николаевский у., с.Марьевка
диакон
Год начала 1901
День начала 29
Месяц начала 8
Год окончания 1909
Томская губ., с.Меньщиковское
диакон
Год начала 1909
Год окончания 1911
День окончания 21
Месяц окончания 8
В 1909г. "по журнальному постановлению Томской Духовной Консистории принят
на служение в Томскую епархию на штатное диаконское место в с.Меньщиковское"
Рукоположение
иерей
1911
День 21
Месяц 8
Кто рукоположил архиепископ Томский и Алтайский Макарий (Невский)
21 августа 1911г. по прошению архиепископом Томским и Алтайским Макарием
(Невским) рукоположен во священника в с.Тундинское Мариинского уезда
Служение
Томская губ., Мариинский у., с.Тундинское
иерей
Год начала 1911
День начала 21
Месяц начала 8
Год окончания 1912
День окончания 5
Месяц окончания 2
Томская губ., Мариинский у., с.Дмитриевское, Николаевская церковь
иерей
Должность настоятель
Год начала 1912
День начала 5
Месяц начала 2
Год окончания 1914
День окончания 16
Месяц окончания 2
С 5 февраля 1912г. о.Виталий служил в Николаевской церкви с.Дмитриевского
Мариинского уезда.
К этому времени о.Виталий уже вдовствовал.
Дети учились: старший сын, 19-летний Николай, в Томской духовной семинарии,
а 17-летняя Мария и 15-летняя Надежда в Томском епархиальном женском училище:
в 7-м и 5-м классе соответственно.
В семье о.Виталия проживала свояченица, сестра жены Анастасия Александровна
Павлова, 46 лет.
В 1913г. в Дмитриевке открылась двуклассная школа Министерства народного
просвещения, в ней учительствовала дочь настоятеля Мария Сердобова.
Сын Николай в 1914г. служил в Дмитриевском приходе псаломщиком
Томская губ., Мариинский у., с.Белогородское, Покровская церковь
иерей
Год начала 1914
День начала 16
Месяц начала 2
Год окончания 1919
День окончания 5
Месяц окончания 1
16 февраля 1914г. о.Виталий Сердобов был переведен к Покровской церкви
с.Белогородского Мариинского уезда.
Ко дню Святой Пасхи 1916г. батюшка был награжден скуфьей.
1 мая 1915г. его сын, воспитанник 6-го класса Томской духовной семинарии
Николай Сердобов был назначен псаломщиком к церкви с.Кабановское Бийского уезда.
Впоследствии Николай стал офицером, в годы гражданской войны служил
в Белой армии
Награды
скуфья
Год награждения 1916
Награжден скуфьей ко дню Святой Пасхи
Кончина
1919
День 18
Месяц 1
убит бандой "красных партизан"
Место Томская губ., с.Белогородское
Место захоронения Томская губ., г.Мариинск, городское кладбище возле Всехсвятского собора (возле Никольского собора?)
5/18 января 1919г., в Крещенский сочельник, о.Виталий был зверски убит
объединенными отрядами большевиков (бандой "красных партизан") П.К.Лубкова.
Из газеты "Русская Речь" N 44, 1919г.:
"От наших корреспондентов. Новая жертва зверства большевиков.
Передаем следующие подробности зверского преступления, жертвою которого
сделался священник села Белогородского о.Виталий Сердобов.
В крещенский сочельник, 5 января п. г., о.Виталий возвратился домой
после вечернего богослужения. В доме кроме него была только пожилая
женщина, свояченица священника и его двухлетняя внучка.
Часов около девяти в квартиру священника постучались неизвестные люди,
отрекомендовавшиеся офицерами из проезжавшего мимо воинского отряда,
и просили о.Виталия пустить их обогреться.
О.Виталий впустил неизвестных и распорядился приготовить им чай и ужин.
Во время чая неизвестные, которых было человек 6, спрашивали о.Виталия,
не слыхал ли он что про банду Лубкова ...
Отец Виталий ответил, что банда бродит где-то недалеко и при этом
высказал возмущение ее жестокостями. Один из гостей заявил, что он-то
и есть Лубков, и с угрозами стал требовать у о.Виталия деньги.
О.Виталий отдал все, что имел.
Несмотря на это, разбойники заявили, что они решили его убить,
и потребовали, чтобы он шел за ними. О.Виталий помолился пред иконами,
благословил плачущую свояченицу и внучку и покорно пошел за своими
палачами. Разбойники увезли его за село.
Там они сняли с него теплую рясу, оставили в одном подряснике и,
зверски издеваясь, умертвили его штыками.
Тело убитого они покрыли рясой и оставили лежать на снегу, а сами
отправились обратно в дом священника, где под конвоем двух разбойников
они оставили свояченицу священника и ребенка. Разбойники раздобыли
церковное вино и продолжали прерванный ужин. Было около 12 часов ночи.
После ужина они еще долго издевались над свояченицей, со смехом
показывая ей застывшую на штыках кровь о.Виталия и грозились отрубить
ей голову. По требованию разбойников бедная женщина до пяти раз покорно
склоняла над табуретом свою голову, но каждый раз жалобный плач ребенка
удерживал негодяев от приведения в исполнение злого умысла.
Утром убийцы уехали из села, произведя предварительно полный разгром
в доме священника.
О.Виталий был человек глубокой веры и примерной пастырской жизни.
У прихожан не было оснований жаловаться на него. К сожалению, против
о.Виталия, как против ревностного пастыря, велась злостная пропаганда
(даже собирались сходы) каким-то местным большевиком интеллигентного вида.
Пропаганда имела только тот успех, что часть населения, в особенности
человек пять местных хулиганов-большевиков относилась к материальным
нуждам своего пастыря равнодушно. Этим же полуинтеллигентом, по-видимому,
подведена была к дому священника разбойничья банда и дана была инструкция,
как удобнее проникнуть в дом.
Когда на другой день в Крещение сделалось известно населению о смерти
священника, у населения как бы открылись глаза. Вдруг все поняли, какое
злое дело безнаказанно совершено в их селе и какого доброго учительного
пастыря и молитвенника лишились прихожане в лице о.Виталия...
Труп о.Виталия был привезен в дом. Толпы народа приходили со слезами,
целовали раны своего мученика пастыря. Плакали все. На все село навалился
какой-то кошмарный гнет и мучительная тоска. Все ходили как убитые.
Никто не мог ни есть, ни пить, работа валилась из рук.
8 января тело почившего по распоряжению властей было увезено в Мариинск.
Здесь одна добрая женщина, совершенно не знакомая о.Виталию при его жизни,
по чувству христианского милосердия, приняла в своем доме его страдальческое
тело.
Самое погребение было совершено градо-Мариинским духовенством в ярко
солнечный день при громадном стечении народа 10 января. А.Н." .
Погребение о.Виталия совершалось в г.Мариинске на городском кладбище около
Всехсвятского собора. Однако есть сведения [2], что могилы священников были и возле
Никольского собора. В настоящее время [2014г] не сохранилось ни городское кладбище,
с храмом (место занято аттракционами городского сада), ни Никольский собор
(могилы снесены во время строительных работ)
Публикации