Попов Николай Васильевич #3
Год рождения 1888
День рождения 28
Месяц рождения 4
Место рождения Оренбургская губ., Оренбургский у. (Оренбургская о., Саракташский р.), с.Крашенинниково (Петровское)
священник
В материалах конца 1920-х гг. и в воспоминаниях сельчан упоминается также под
фамилией Гущинский (но его точная фамилия ПОПОВ, под которой имеются
официальные сведения о нем в дореволюционных Оренбургских епархиальных ведомостях,
а также в обоих следделах за 1930 и 1937гг.).
Родился 28 апреля 1888г. в с.Крашенинниково Оренбургского уезда в семье священника.
Окончил двухклассное городское училище в Оренбурге
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1913г.]
[1913-1920гг.]
[1920-1930гг.]
[1930-1934гг.]
[1934-1937гг.]
Образование
Оренбургское духовное училище
Окончил один класс в Оренбургском духовном училище.
В материалах следственного дела указано:
"Образование: 3 года духовного училища и 2-х классного городского училища
в г.Оренбурге" (из показаний на допросе)
Служение
Оренбургская губ.
Должность псаломщик
Год начала 1908
С 1908г. псаломщик
Оренбургская губ., Верхнеуральский у., Кагинская вол. (Республика Башкортостан, Белорецкий р.) пос.Верхний Авзян, Казанско-Богородская церковь
Должность псаломщик
Год окончания 1913
День окончания 16
Месяц окончания 8
К 1911г. псаломщик Казанско-Богородской церкви с.Верхний Авзян
Рукоположение
диакон
1913
День 16
Месяц 8
Служение
Оренбургская губ., Верхнеуральский у., Кагинская вол. (Башкирская АССР, Тамьян-Катайский кантон (Республика Башкортостан, Белорецкий р.)), пос.Верхний Авзян
диакон
Должность на должности псаломщика
Год начала 1913
День начала 16
Месяц начала 8
Год окончания 1920
Месяц окончания 12
В марте 1919г. села Верхний Авзян, Кага, город Белорецк и другие селения ряда
волостей Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии вошли в состав
Тамьян-Катайского кантона Башкирии, однако церкви этих селений еще несколько лет
относились не к Уфимской, а к новооткрытой Челябинской епархии
Рукоположение
священник
1920
Месяц 12
Кто рукоположил епископ Челябинский и Троицкий Дионисий (Прозоровский)
В декабре 1920г. рукоположен во священника к Казанско-Богородской церкви
с.Верхний Авзян.
О своей хиротонии на допросе в 1937г. показал следующее:
"Я подал заявление на право рукоположения в сан священника.
Но в связи с тем, что в Оренбургской епархии не было епископа,
мне пришлось обратиться в Челябинскую епархию, где работал епископом
Дионисий (Прозоровский).
В декабре 1920г. я выехал в г.Челябинск и получил благословение
на право служения священником от епископа Дионисия"
Служение
Башкирская АССР, Тамьян-Катайский кантон (Республика Башкортостан, Белорецкий р.), пос.Верхний Авзян, Казанско-Богородская церковь
священник
Год начала 1920
Месяц начала 12
Башкирская АССР, Тамьян-Катайский (Зилаирский?) кантон (Республика Башкортостан)
священник
Год начала 1920
Месяц начала 12
Год окончания 1930
В середине-конце 1920-х гг. служил на другом приходе Тамьян-Катайского или Зилаирского
кантона до закрытия церкви этого прихода в начале 1930г.
Башкирская АССР, Тамьян-Катайский кантон (Республика Башкортостан, Белорецкий р.), пос.Верхний Авзян, Казанско-Богородская церковь
священник
Должность на вакансии псаломщика
Год начала 1930
Год окончания 1930
В начале 1930г. приехал по делам в Верхний Авзян.
Принял приглашение местного приходского совета поступить священником на вакансию
псаломщика, поскольку диакон В.-Авзянской церкви снял с себя сан, и обязанности
псаломщика временно исполнял член церковного совета Иван Михайлович Потапов.
В феврале 1930г. властями была закрыта церковь и в Верхнем Авзяне.
К этому времени были закрыты церкви также в Узяне и Нижнем Авзяне, и во всей
волости остался один храм в волостном центре Кага, также находившийся
под угрозой закрытия.
Однако в марте вышла известная статья И.В.Сталина "Головокружение от успехов",
а затем Постановление ЦК ВКП(б), в котором, в частности, разъяснялось,
что церкви можно закрывать только "по большинству голосов".
Настоятель Кагинской церкви священник Иоанн Марсов зачитывал это постановление
в храме, призывая верующих, приходивших на богослужения из других сел,
хлопотать об открытии своих церквей.
К тому же призывал верующих и иерей Николай. Свидетели показали:
"Этот поп ходит по Авзяну и отпевает умерших, не имея на то права...
Этот же Гущенский (Попов) ведет агитацию среди темных женщин о том,
что "церковь надо открыть и надо послать телеграмму в Москву".
Служить же обещает этот поп Гущенсков сам (при В.Авзянской церкви)".
(Фамилия Гущенский по другому источнику, но в этом документе именно так: два
варианта фамилии) [Зв2].
Вскоре в Верхнем Авзяне начался сбор подписей за открытие церкви.
24 марта 1930г. произошли волнения верующих: собравшиеся женщины потребовали
у сельсовета открытия церкви и выдачи ключей от нее.
В ответ на отказ председателя сельсовета
"Они подняли крик, шум, выкрикивали нецензурные фразы, в конечном итоге
сорвали работу совета, вынудив сотрудников уйти из здания, после чего
оттуда, без всякого на то разрешения, отправились по районам села
с подписными листами за открытие церкви".
В волнениях обвинили священников Иоанна Марсова и Николая Попова, а также
члена приходского совета В.-Авзянской церкви Ивана Михайловича Потапова.
Из акта сельсовета от 26 марта в отношении священника Николая Попова:
"Прибыл в В.-Авзян. Ходит, слышно со слов граждан, кстить [крестить]
по ночам и также отпевает умерших, ведет агитацию, что "неправильно
закрыта церковь, церковь надо открыть", обещает служить.
Я, как председатель сельсовета, узнал со слов граждан, где он находится
и послал сельисполнителя, каковая нашла его у гр-на В., у которого [был]
умерший. Предоставлен священник в милицию"
Аресты
Башкирия, Тамьян-Катайский кантон (Республика Башкортостан, Белорецкий р.), пос.Верхний Авзян
Год ареста 1930
День ареста 30
Месяц ареста 3
0 марта 1930г. о.Николай был арестован и заключен в Белорецкий исправдом
Осуждения
БашГПУ
10/05/1930
Статья ст.5810 УК РСФСР
Приговор=дело прекратить за отсутствием состава преступления, из-под стражи освободить
Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-1157.
Обвинялся в "агитации против политики соввласти", в том, что:
"После закрытия церквей в Кагинской волости он занялся агитацией среди
крестьянского населения сел, в особенности среди женщин, за борьбу против
лиц, стоящих за закрытие церквей и за вновь открытие их, говоря что "они
закрыты неправильно..."".
Вину не признал, заявив при этом:
"Хлопотать об открытии и не закрывать еще не закрытые церкви можно и даже
нужно...".
Из показаний о.Николая на допросе:
"В село Верхний Авзян я приехал в январе, в конце месяца.
Приехал из Темясовой [с.Темясово Зилаирского кантона БАССР] для покупки
картофеля. В это время в Авзяне шла кампания за закрытие церкви.
В это же время меня члены церковного совета попросили остаться в должности
псаломщика на правах священника. Я согласился.
После была закрыта и опечатана церковь.
Я никакой агитации на борьбу с работниками советского аппарата и вообще
против власти не вел.
Среди граждан я ходатайствовал, чтобы открыли церковь...
Будучи в Авзяне, религиозных обрядов, кроме одной панихиды у свояка В.
не производил. Младенцев не крестил.
В Каге был у Марсова как у родственника...
Потапову Ивану говорил, что "если будете хлопотать, то церковь откроют".
Призывать же его на борьбу за церковь, я не призывал...".
Сначала дело предполагалось к рассмотрению Башглавсудом, однако 21 апреля было
направлено для внесудебного рассмотрения в БашГПУ.
Между тем статья И.В.Сталина и постановление ЦК ВКП(б) привели к определенному
смягчению религиозной политики в Башкирии.
10 мая 1930г. было вынесено постановление о прекращении дела
"за отсутствием состава преступления" и освобождении арестованных
(реабилитация следствием).
Впоследствии о.Николай говорил, что "был освобожден через 3 месяца".
После освобождения вернулся в Верхний Авзян
Места заключения
Башкирская АССР, Тамьян-Катайский кантон (Белорецкий р.), г.Белорецк, Исправдом
Год начала 1930
День начала 30
Месяц начала 3
Год окончания 1930
Служение
Башкирская АССР, Тамьян-Катайский кантон (Республика Башкортостан, Белорецкий р.), пос.Верхний Авзян
священник
Год начала 1930
Год окончания 1933
Аресты
Башкирская АССР, Белорецкий р., с.В.Авзян
Год ареста 1933
Осуждения
Верхне-Авзянский Нарсуд
././1933
Обвинение "невыполнение гос. заданий"
Приговор=10 лет лишения свободы
В 1933г. осужден Верхне-Авзянским Нарсудом по Закону от 7 августа 1932г.
"за невыполнение гос. заданий" сроком на 10 лет
Места заключения
Башкирская АССР, Белорецкий р.
Год начала 1933
Год окончания 1934
Был освобожден и 3 августа 1934г. получил паспорт в Белорецком РУМ
Служение
Башкирская АССР (Республика Башкортостан), Белорецкий р., пос.Верхний Авзян, Верхне-Авзянская православная община
священник
Год начала 1934
Месяц начала 8
Год окончания 1937
День окончания 22
Месяц окончания 6
Продолжил церковное служение как священник Верхне-Авзянской православной
общины, относящейся к Белорецкому благочинию Уфимской епархии.
После принятия в декабре 1936г. новой Конституции надеялся на возможность
возвращения верующим здания церкви. Готовил необходимые документы, составлял
списки верующих, в которых указано почти 400 человек.
Арест энергичного пастыря готовился еще в начале мая 1937г., но состоялся
немного позже
Аресты
Башкирская АССР (Республика Башкортостан), Белорецкий р., с.В.Авзян
Год ареста 1937
День ареста 22
Месяц ареста 6
Арестован 22 июня 1937г. органами РО НКВД Белорецкого р-на.
В анкете арестованного указаны его особые приметы: "Глуховат, зубы выбиты"
Осуждения
тройка НКВД БАССР
03/12/1937
Обвинение "антисоветская агитация, участник контрреволюционной повстанческой группы церковников, созданной архимандритом Алексием (Седых) по поручению члена к-р повстанческого центра церковников архиепископа Дионисия (Прозоровского)"
Статья ст.5810,5811 УК РСФСР
Приговор=высшая мера наказания расстрел
Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-15317.
Первоначально обвинялся в "антисоветской агитации среди верующей массы,
добиваясь открытия в В.-Авзяне молитвенного дома".
Однако осенью формулировку ужесточили.
Священника обвинили как участника "контрреволюционной группы церковников",
созданной Белорецким благочинным архимандритом Алексием (Седых)
по прямому поручению члена к-р повстанческого центра церковников архиепископа
Уфимского Дионисия (Прозоровского)".
3 декабря 1937г. осужден тройкой НКВД БАССР к расстрелу
Места заключения
Башкирская АССР (Республика Башкортостан), г.Белорецк, тюрьма
Год начала 1937
День начала 23
Месяц начала 6
Год окончания 1937
С 23 июня 1937г. содержался в Белорецкой тюрьме по I категории
Кончина
1937
День 29
Месяц 12
расстрел
Место Башкирская АССР (Республика Башкортостан), г.Уфа
Реабилитация
Дата 15/05/1989
По году репрессий 1937
Публикации
Книга памяти жертв политических репрессий Республики Башкортостан. Т.4. Уфа, 2003.
С.241.
Заявители
Зимина Нина Павловна, исследователь
Дополнительно использованы следующие материалы:
Оренбургские епархиальные ведомости. 1913. N 3334. Оф.часть. С.283.;
Щегольков А.Г., сост. Духовенство и церковные деятели по публикациям "Оренбургских епархиальных ведомостей" 19121917 гг.: Справочное издание. Т.3. Челябинск, 2012. С.174.;
Калугин И. Верхне-Авзянская Казанско-Богородицкая церковь // Уфимские епархиальные ведомости. 1999. N 9. С.4.;
Документы
1Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-1157. (дело 1930г.)
2Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-15317. (дело 1937г.)