Осуждения
Военный Трибунал Курской обл.
18/12/1941
Обвинение "будучи враждебно настроен к советской власти, желал захвата фашистами СССР и свержения соввласти"
Статья ст.5810 УК РСФСР
Приговор=высшая мера наказания расстрел с конфискацией лично ему принадлежащего имущества
Из материалов дела:
О.Михаила в течение нескольких дней допрашивали разные следователи. 20 ноября
выяснялся ближний круг общения протоиерея. Оказалось, что хозяйка дома на Пролетарской
Марина Филатовна Фомина сдавала угол еще и уборщице церкви Екатерине Дергуновой
и Варваре Голосовской, жене арестованного и находящегося в лагере Василия Голосовского.
24 ноября на допросе шла речь о старооскольских священнослужителях. Из этого документа
понятно, что в 1941г. в Старом Осколе были живы и свободны священник Троицкого
храма Стрелецкой слободы Иоанн Веселовский, священник Крестовоздвиженского храма
Ямской слободы Иоанн Солодовников, священник Феодор Семенович (фамилия не установлена)
и диакон Иоанн Петрович Пименов. В протоколе допроса содержатся слова о.Михаила,
что он встречался с этими лицами "в разных местах при совершенно случайных
обстоятельствах".
30 ноября следователь выяснял, откуда у о.Михаила деньги на книжке, и почему он
незаконно крестил детей (то есть не спрашивал разрешения у властей).
О.Михаил отвечал, что деньги он накопил за последние несколько лет, и не отрицал,
что крестил детей. Обвинение в распространении "провокационно-клеветнических
измышлений о том, что скоро придет Гитлер и будет вешать некрещеных детей", священник
отверг. По делу были допрошены свидетели, которые факт крещения детей подтвердили,
а примеров антисоветской деятельности священника припомнить не смогли.
5 ноября измученного батюшку привели в дежурную комнату для дактилоскопии. Чтобы
снять отпечатки, милиционеры хотели намазать руку священника какой-то грязью, но
о.Михаил не позволил им "марать руки". Милиционеры применили силу. Священник,
как написано в деле, воскликнул: "Скорее бы сюда пришел Гитлер!". Было это или не было,
но три милиционера дали нужные показания.
Заслуживают внимания показания о.Михаила от 5 декабря:
"До ареста, в течение всего истекшего периода со времени утверждения советской
власти, я постоянно находился в состоянии моральной угнетенности и недовольства
общественно-политическими и бытовыми условиями... Ни к каким формам борьбы
против советской власти я никогда не прибегал и не ставил этого своей целью.
Лишь вынашивал в себе недовольство соввластью и надеялся на изменение этой
власти".
Протокол об окончании следствия о.Михаил отказался подписывать