Фавстрицкий Василий Алексеевич
Год рождения 1879
День рождения 2
Месяц рождения 4
Место рождения Симбирская губ., Сызранский у., с.Кивать
протоиерей
Родился четвертым ребенком в семье псаломщика Алексея Игнатьевича Фавстрицкого
и его супруги Любови Степановны. Он был самым вдумчивым и серьезным из всех детей
Родство
1
брат священника
Фавстрицкий Петр Алексеевич
2
брат священника
Фавстрицкий Сергей Алексеевич
3
брат священника
Фавстрицкий Иван Алексеевич
4
брат священника
Фавстрицкий Константин Алексеевич
5
брат священника
Фавстрицкий Григорий Алексеевич
6
дядя священника
Фавстрицкий Димитрий Петрович
7
дядя священника
Фавстрицкий Алексей Петрович
8
дядя
Фавстрицкий Петр Иванович
9
дядя
Фавстрицкий Михаил Иванович
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[по 1929г.]
[1930-1937гг.]
Образование
Симбирская гимназия
Симбирская Духовная Семинария
Год окончания 1903
Рукоположение
диакон
1904
Месяц 8
В августе 1904г. был рукоположен во диакона, а вскоре во священникасвященник
1904
Первое место служения о.Василия пока неизвестно, а в феврале 1906г. он был переведен
священником в церковь Святых апостолов Петра и Павла в селе Старое Ардатово
Алатырского уезда Мордовии, в которой прослужил 22 года
Служение
Мордовия, Алатырский у., с.Старое Ардатово, храм Святых апостолов Петра и Павла
священник
Должность законоучитель церковно-приходской школы
Год начала 1906
Месяц начала 2
Год окончания 1928
Село было большое, славилось зажиточными, крепкими хозяйствами. Коренные жители
мордва, по-русски не говорили, ходили в национальной одежде, среди них бытовали
суеверия, языческие обычаи. Народ отличался большим упрямством. В такой среде
о.Василий начал проповедовать Слово Божие. За год батюшка в совершенстве выучил
мордовский язык, изучил уклад жизни жителей села. Он совершал службу на двух
языках: церковнославянском и мордовском, а проповеди на мордовском языке приходили
слушать жители всех ближайших деревень.
Сразу по приезде о.Василий открыл в селе церковно-приходскую школу, где был и заведующим.
Через год, освоив мордовский язык, о.Василий начал обучение жителей русскому языку
и грамоте.
Молодая жена о.Василия, Мария Александровна, не стала ему опорой и поддержкой;
через три года после переезда, так и не выучив мордовский язык и не приняв деревенского
уклада, она бросила мужа и уехала в город. Больше никогда она в деревню не
приезжала.
Оставшись один, о.Василий засадил вокруг дома большой сад, где проводил свободное
время, завел много скотины. Он был очень трудолюбив, и всякая работа ему удавалась.
С его легкой руки в селе появились до того не бывшие сады, о.Василий привозил
саженцы и раздавал людям. Усилия молодого священника были оценены: он имел
церковные награды, 3 года исполнял должность депутата Епархиального съезда.
Высокий, статный, о.Василий собирал копну кудрявых волос на затылке и завязывал их
черной ленточкой. Авторитет о.Василия в селе был непререкаем. Люди шли к нему
со своими проблемами днем и ночью, со всеми он был ласков и приветлив, никогда
не оставлял решение вопроса на потом. Летом он собирал сельских женщин и водил
на луга, в лес, учил собирать целебные травы и ягоды, а потом делать из трав
настойки и притирания. Для крестьянок такие уроки врачевания были праздником, они
плели венки, пели песни, а о.Василий пел вместе с ними. И спустя 90 лет о нем все
еще вспоминают с любовью.
Во время эпидемий, которые часто случались в деревне, о.Василий ходил из дома в дом,
не гнушаясь самых бедных жителей, жалел их, лечил. Он редко выезжал из деревни,
и люди так к этому привыкли, что боялись его отпускать, вдруг с ним в дороге
что-нибудь случится.
В 1915г. о.Василий привез к себе овдовевшую старенькую маму, Любовь Степановну,
которой шел 74-й год. После гибели в 1923г. младшего брата, священника села
Селищи, о.Сергия, о.Василий взял в свой дом его детей Зою, Михаила, а позже и
Клавдию. Воспитанием детей занималась бабушка, они были ее отрадой. Позже о.Василий
взял на себя заботу о всей семье брата Сергия.
Аресты
Мордовия, Алатырский у., с.Старое Ардатово
Год ареста 1929
В страшные времена 1920-х гг. к власти в селе пришел "сельский актив", который в селе
называли "голытьба" и "шпана". И вот жарким летом 1929г. к о.Василию пришли с обыском.
Священнику связали руки и оставили на улице с охраной, чтобы не мешал, перерыли весь дом
и перекопали все возле дома. В сарае обнаружили тайник, в котором было спрятано
много церковной утвари и икон. Обыск продолжался целый день, и о.Василию не давали
ни пить, ни есть. Без суда и следствия батюшку со связанными руками повели раздетого,
как потом говорили "гол, как его душа". На телеге его повезли через лес в тюрьму города
Ардатова
Места заключения
Мордовия, Алатырский у., г.Ардатово, тюрьма
Год начала 1929
Год окончания 1929
В тюрьме батюшке долго не давали ни воды, ни еды. Через некоторое время его отправили
в тюрьму города Саранска. Там отличное знание мордовского языка, врожденный дар
общения и убеждения помогли священнику. Следователь-мордвин, чьи родители жили в
соседней со Старым Ардатовым деревне и ходили слушать его проповеди, выпустил
о.Василия из тюрьмы с условием, что он срочно куда-нибудь уедет. Уголовное дело
на батюшку не закрыли, и его могли арестовать в любой момент.
После ареста о.Василия в его доме открыли школу, священником в храме стал о.Тимофей,
сын батрака, прежде прислуживающий о.Василию и знавший службу. Через год и его
арестовали, впоследствии он умер в тюрьме. В 1930г. церковь решено было закрыть,
несмотря на протесты народа. Сбросили колокола, сожгли иконы, храм осквернили,
позже разобрали на бревна. К настоящему времени от церкви не осталось ничего.
Оставаться в Мордовии о.Василию было опасно, и он уехал в Алтайский край, к младшему
брату, священнику Иоанну Фавстрицкому
Рукоположение
протоиерей
1930
Месяц 3
Место Алтайский край
К марту о.Василия возвели в сан протоиерея
Служение
Алтайский край, Чарышский р., с.Малая Сосновка
протоиерей
Год окончания 1934
К этому времени приехала из Мордовии и мать Любовь Степановна. Батюшка Василий
служил в нескольких еще не закрытых церквах района, в том числе и в Малой Сосновке.
В 1933г. последовал новый арест, двенадцать дней под следствием, обвинение в
агитации колхозников, чтобы они не выходили на работу
Аресты
Алтайский край, Чарышский р., с.М.-Сосновка
Год ареста 1933
За недоказанностью обвинений священника выпустили, но слежку не прекратили.
В 1934г. закрыли последний из храмов, в которых служил о.Василий в селе Малая
Сосновка. О.Василий стал ходить из села в село, из города в город в качестве
столяра, продолжая при этом нести людям слово Божие. Послушать батюшку приходили
запуганные советской властью люди. Священник понимал, что новая власть ему этого
не простит, но любовь к Богу была сильнее страха.
Племянник о.Василия, младший сын о.Иоанна Женя, вспоминал, как ночами о.Василий
приходил к отцу и они беседовали до рассвета. Они говорили о России, о будущем.
Женя помнит, как о.Василий, будучи у них в последний раз, говорил:
"Господь Бог своих людей не бросит, не оставит. Плата от Господа будет велика".
Потом он подбросил 12-летнего Женю к потолку, поцеловал, а с о.Иоанном долго стоял,
обнявшись. Это была их последняя встреча на многострадальной земле. Вскоре оба,
и о.Василий, и о.Иоанн и два сына о.Иоанна, Михаил и Петр
были расстреляны.
15 ноября 1937г. о.Василий был арестован Алтайским НКВД на станции Алейская, где
в церковной сторожке он проповедовал местным жителям и приехавшим из других селАлтайский край, станция Алейская
Год ареста 1937
День ареста 15
Месяц ареста 11
Этим же вечером о.Василия этапировали в Барнаульскую тюрьму
Осуждения
Судебная тройка при УНКВД по Алтайскому краю
26/11/1937
Обвинение "контрреволюционная деятельность, систематическое проведение к/р агитации"
Статья ст.5810,5811 УК РСФСР
Приговор=высшая мера наказания расстрел с конфискацией лично ему принадлежащего имущества
Из показания священника Василия Фавстрицкого на допросе 17 ноября 1937г.:
"В последнее время я был в селах Камышинка, М.-Сосновка, Озерский совхоз, в
гг.Барнауле и Алейске, встречался часто с верующими гражданами. Проводил с ними
беседы на религиозные темы, а также объяснял, что, хотя в данное время всех
священников и архиереев заключили в тюрьмы, но скоро придет время, что все
духовные будут освобождены и опять будут служить в церквах.
В беседах обсуждали выборы в Верховный Совет СССР. Я объяснял, что такое
тайное голосование, а также беседовали о том, что в данное время людям живется
плохо, что при царской власти жилось лучше. Я говорил, что царская власть
существовала 300 лет, пришло время, власть изменилась. Так может получиться и
с советской властью. Сейчас существует, через несколько времени может измениться"
Места заключения
Алтайский край, г.Барнаул, тюрьма
Год начала 1937
День начала 15
Месяц начала 11
Год окончания 1937
День окончания 17
Месяц окончания 12
Барнаульская тюрьма располагалась за городом, на территории Барнаульского
Богородице-Рождественского женского монастыря
Кончина
1937
День 17
Месяц 12
расстрел
Место Алтайский край, г.Барнаул
Место захоронения Алтайский край, г.Барнаул
Реабилитация
Дата 22/06/1989
Кем реабилитирован Прокуратура Алтайского края
По году репрессий 1937
Публикации
1База данных о жертвах политического террора в СССР. Компакт-диск. 3-е изд. НИПЦ "Мемориал". М.:Звенья, 2004.
2Жертвы политических репрессий в Алтайском крае. Т.15. Барнаул. 19982002.
3Т.Фавстрийская, Е.Тростникова. Священнический род Фавстрицких// ЖМП. 2009. N4.
С.8096.
4
http://lists/memo.ru/index21.htm (сайт Общества Мемориал "Жертвы политического террора в СССР").