[back][up level][first][previous][next][last]
    Рукоположение
      протоиерей 
      1928 
      В 1928г. возведен в сан протоиерея
    Служение
      Рязанская губ., Егорьевский р., с.Починки, Преображенская церковь 
      протоиерей 
      Год начала 1928 
      Год окончания 1929 
      Московская о., Коробовский р., с.Туголес, церковь св.мц.Параскевы Пятницы 
      протоиерей 
      Год начала 1929 
      Год окончания 1931 
      День окончания 23 
      Месяц окончания 3 
      В 1929г. перемещен в с.Туголес по собственному прошению
      Рязанским архиепископом Питиримом.
      Поселился вместе с сыном в половине дома сестер во Христе Дарьи Дмитриевны
      Гореловой и Параскевы Александровны Степановой. Дарья и Параскева стали
      воспитательницами его сына. У Дарьи не было от рождения ноги до колена.
      Зарабатывали они тем, что стегали одеяла и шили одежду для детей, а также
      пели на клиросе.
      В феврале 1931г. в с.Туголес появилась странница Варвара Крюкова.
      Придя в село Туголес, она поселилась у монахинь, прислуживавших в храме,
      порой ходила по деревням и тогда останавливалась у крестьян.
      Дочь диакона Александра Семеновна Яблонская свидетельствовала о чуде обновления
      принадлежавшей ей Черниговской иконы Божией Матери.
      Икону принесли в храм, и священник Пятницкого храма о.Иоанн Боголепов отслужил
      перед ней водосвятный молебен. Впоследствии это было поставлено властями священникам
      в вину. 22 марта 1931г. секретарь сельсовета арестовал Варвару Крюкову и отправил
      в тюрьму в г.Шатуру. При обыске у нее нашли переписанное от руки письмо религиозного
      содержания, а также обращение к православному народу Поместного Собора 1917г.
      Это оказалось достаточным, чтобы предположить связь странницы со священниками
      храма с.Туголес и обвинить в том, что священники занимались агитацией против
      создания колхозов
    Аресты
      Московская о., Коробовский р., с.Туголес 
      Год ареста 1931 
      День ареста 23 
      Месяц ареста 3 
      23 марта 1931г. были арестованы священники Пятницкого храма
      Назарий Грибков и о.Иоанн Боголепов, председатель церковного совета
      Иван Леонтьевич Панкратов, а также Александра Семеновна Яблонская
    Осуждения
      тройка при ПП ОГПУ по Московской обл. 
      10/04/1931 
      Статья ст.58–10 УК РСФСР 
      Приговор=5 лет ссылки в Казахстан 
      Вызванный для допроса как свидетель секретарь сельсовета показал:
        
      "Священник Назарий Грибков во время развернувшейся работы по коллективизации
         сельского хозяйства выступил с церковного амвона с проповедью, говоря,
         что "урожай зависит от Бога". Мол, "что Бог задумает, то и сделает".
         Этой проповедью он довел молящихся до плача. Цель же проповеди была в том,
         чтобы сорвать коллективизацию, так как "если урожай зависит от Бога,
         зачем же строить колхозы, нужно только молиться и в колхоз не идти"".
      На допросе арестованные не признали себя виновными.
      Следователей интересовали знакомства отца Назария с некоторыми людьми,
      а также, не вели ли они с ним антисоветских разговоров.
      Из показаний о.Назария на допросе:
        "В с.Туголес я... перевелся из д.Починки... Тогда я и познакомился
         со священником Иоанном Боголеповым, председателем церковного совета
         Панкратовым и Яблонской, до этого же я никого из них не знал.
         С момента моего переезда Боголепов и Панкратов иногда у меня бывали,
         в частности, перед заговеньем Боголепов был у меня в гостях.
         Мы выпили с ним чаю и разошлись. В беседе о прошлом священник Боголепов
         говорил:
            "Вот я пришел с матушкой — проститься по старинному обычаю".
         Я ответил:
            "В старину на масленице рыбку ели, может быть, она у кого и есть,
             а у меня сейчас нет, и угостить нечем".
         Больше он у меня не бывал.
         Панкратов, когда ко мне заходил, то мы говорили исключительно о церковных
         делах, о том, что нет масла и т.п. для церковных надобностей.
         Варвару Крюкову и Александру Яблонскую я знаю, но связи с ними никакой
         не имел.
         Об обновлении иконы и о листочке с молитвой я слышал, но кто служил молебен
         и кем распространялась молитва, мне неизвестно.
         Проповеди я говорил, но не касался советской власти и ее мероприятий.
         В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, т.к. антисоветской
         агитации я не вел и с крестьянами на политические темы не беседовал".

      4 апреля 1931г. следствие было завершено.
      В составленном обвинительном заключении следователь писал:
         "Дело возникло из поступивших в Шатурский Райаппарат ПП ОГПУ МО сведений
         о том, что в деревне Туголес Шатурского района Московской области существует
         антисоветская группировка, возглавляемая попом Боголеповым Иваном Андреевичем.
         ... Названная группировка систематически проводит по деревням антисоветскую
         и противоколхозную агитацию,... используя при этом религиозные убеждения,
         а также обрабатывает в антисоветском духе отдельных крестьян-бедняков...
         Для более успешного осуществления своей деятельности участниками группировки
         в начале марта 1931г. была пущена легенда о том, что якобы имеющаяся икона
         у Яблонской Александры обновила свой лик, в честь чего по инициативе
         фигурантов группировки был отслужен в церкви торжественный молебен,
         с большим стечением крестьян из окружающих деревень...
         В деревнях Туголес, Лузгарино, Пустошь, Черусти, Варюковка и ряде других деревнях
         Шатурского района в 1930–1931 годах действительно имели место случаи срыва
         собраний и общественно-политических кампаний и мероприятий советской власти,
         как например: хлебозаготовок, сенозаготовок и скотозаготовок, коллективизации,
         весенне-посевной кампании и так далее.
         Срывы являлись результатом организованной деятельности группы церковников
         и их приверженников крестьян, антисоветски настроенных, руководимых
         попом Боголеповым, — в составе и при активном участии попа Грибкова,
         председателя церковного совета Панкратова, дочери дьякона, жены умершего
         фельдшера Яблонской Александры Семеновны и Крюковой Варвары Николаевны.
         Обвиняемые хотя и не группой в целом, но по два человека собирались
         преимущественно у попа Боголепова и в церковной сторожке, проводя всевозможные
         беседы антисоветского характера, которые впоследствии стремились прививать
         отдельным крестьянам с использованием их религиозных убеждений, что
         неоднократно успешно осуществляли на практике, на протяжении указанного
         периода времени...
         Фигуранты группы, связавшись со странницей, распространяющей антиколхозную
         агитацию, Варварой Крюковой, как через последнюю, так и сами совершали
         обманные действия с целью возбуждения суеверия среди крестьян о чудесах,
         а на почве этого агитировали за невхождение в колхозы и стремились срывать
         мероприятия, проводимые советской властью в деревне...
         Для более успешного осуществления своей антисоветской деятельности эта
         группа, возглавляемая попом Боголеповым, распространила слух о якобы
         обновившейся иконе Божией Матери, и в марте месяце 1931 года обвиняемой
         Яблонской были собраны деньги с крестьян, на которые ею был заказан
         попам Боголепову и Грибкову торжественный молебен обновленной иконе,
         причем на этом молебне было большое стечение крестьян окружающих деревень...
         Обвиняемые виновными себя в антисоветской деятельности не признали...".

      В тот же день о.Назарий написал заявление уполномоченному ОГПУ:
         "Я имею на руках четырехлетнего сына, оставленного в чужих людях
          вследствие моего ареста, можно сказать, на произвол судьбы.
          Сегодня, 4 апреля, мне объявлено, что следствие по моему делу закончено,
          и, следовательно, дальнейший ход дела едва ли хоть сколько-нибудь
          может изменить или отрицательно повлиять на исход его. А посему прошу
          впредь до суда освободить меня из-под стражи".

      Но в этом ему было отказано.
      10 апреля 1931г. тройка при ПП ОГПУ по ст.58–10 УК приговорила священников
      Иоанна Боголепова и Назария Грибкова к 5 годам ссылки в Казахстан, Ивана Панкратова

      — к трем годам ссылки, Варвару Крюкову — к пяти годам концлагерей.
      Александра Яблонская была приговорена к трем годам ссылки условно и освобождена.
      Перед отъездом о.Назария в ссылку послушницы Дарья и Параскева сказали:
         "Отец Назарий, не берите сына Колю с собой, пусть он будет у нас, и мы
          о нем позаботимся".

      После высылки о.Назария его сына Николая воспитывали Дарья и Параскева
    Места заключения
      Казахстан, г.Алма-Ата 
      Год начала 1931 
      Два с половиной года о.Назарий пробыл в ссылке в Алма-АтаКазахстан, г.Актюбинск 
      Год окончания 1936 
      Затем два года отбывал ссылку в Актюбинске.
      В 1934г. послушница Параскева поехала с Николаем в гости в ссылку к о.Назарию
      в Актюбинск. Священник встретил их на перроне. За время ссылки он сильно постарел.
      Почти весь город был одноэтажным и построен из глины. В одной из глиняных
      мазанок жил о.Назарий. Он жил один и работал в то время бухгалтером.
      В ссылке он со многими подружился, в том числе со ссыльными офицерами Царской
      армии. Параскева с Николаем прожили у него месяц.
      О.Назарий был освобожден весной 1936г.