Троицкий Петр Иванович
Год рождения 1886
День рождения 30
Месяц рождения 6
Место рождения Псковская губ., Псковский у., д.Верхолино
протоиерей
Родился в семье диакона Воскресенского собора г.Великие Луки
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[примерно до 1907г.]
[до 1934г.]
[до 1937г.]
Образование
Псковская Духовная Семинария
Служение
Псков, Ново-Вознесенская церковь
Должность псаломщик
После окончания Духовной Семинарии был определен на место псаломщика в Псковоградскую
Ново-Вознесенскую церковь.
Через некоторое время вернулся в родные края
Псковская губ., Торопецкий у., пог.Севастьяново
Должность псаломщик, преподаватель в местных школах
Женился на девице духовного сословия Таисии Андреевне, урожденной Колиберской,
учительнице.
Владыка Тихон Беллавин, будущий Патриарх Московский и всея Руси, в то время
архиепископ Алеутский и Северо-Американский, посетил свою малую родину,
г.Торопец, подыскивая себе среди земляков подходящих помощников.
Будучи давно знакомым с Петром Троицким и зная его способности, Владыка предложил
ему принять сан священства и отправиться вместе с ним на пастырское служение в США.
Петр Троицкий долго не соглашался, считая себя недостойным принятия сана.
Принять решение ему помог один случай, который он воспринял как Волю Божию:
как-то он надел рясу, а в это время в храм вошел человек и приняв его за священника,
подошел к нему под благословение.
После этого он дал согласие на хиротонию
Рукоположение
иерей
Кто рукоположил архиепископ Тихон (Беллавин)
Был рукоположен во священника свт.Тихоном (Беллавиным) и стал готовиться к отъезду
в США. Однако свт.Тихон в 1907г. получил новое назначение на Ярославскую кафедру
и покинул американскую паству. Таким образом поездка о.Петра в Америку не
состоялась
Его назначили настоятелем Введенской церкви пог.Горки
Служение
Псковская губ. (Псковская о., Новосокольнический р.), погост Горки, Введенская церковь
иерей
Должность настоятель
Год начала 1907
Год окончания 1924
В семье Троицких появились дети: Иван (1911г.р.), Надежда (1916г.р.),
Григорий (1920г.р.), Владимир (1922г.р.), Василий (1924г.р.) и Антонина (1925г.р.).
В 19191920гг. о.Петр был призван в тыловое ополчение и служил в Петрограде
на заготовке снарядов. Вернулся домой инвалидом II группы, с двухсторонней
паховой грыжей. Медицинская комиссия сделала относительно него заключение:
"Невоеннообязанный, к физическому труду не способен"
О.Петр стал опытным пастырем.
В 1924г. скончался духовник женского Тихвинского скита Великолукского
Вознесенского монастыря иеромонах Нил. Игумения Вознесенского монастыря
Серафима (Аврамова) обратилась к о.Петру с просьбой служить у них в скиту.
По семейным воспоминаниям:
"Матушка Таисия указала игумении на шесть человек детей:
"Куда же нам с таким обозом?"
Игумения Серафима ответила:
"Ничего, Бог управит".
Положив руку на головку младшего, трехлетнего Василия, она сказала:
"А этот Господом наделен".
Так иносказательно прозорливая матушка Серафима предсказала скорое
отшествие Василия. И действительно, вскоре мальчик заболел и скоропостижно
скончался".
О.Петр согласился служить в скиту, и семья переехала в Зенцовский скит
Псковская о., Насвинский р., д.Зенцово, женский Тихвинский скит Великолукского Вознесенского монастыря
иерей, протоиерей
Год окончания 1931
Семье о.Петра был предоставлен отдельный домик.
Таисию Андреевну благословили петь с монашествующими на клиросе.
Дети, помимо домашних, исполняли по силам и монастырские послушания.
По семейным воспоминаниям:
"Самой младшей, трехлетней Антонине, сшили длинный хитончик, одели
апостольничек, и она чинно передвигалась по скиту, получив строгий
отцов наказ по монастырю не бегать. Антонина усердно исполняла такое
тяжелое для нее послушание, и лишь иногда, когда совсем никто не видел,
пускалась бегом во всю прыть, но только немножко ведь Бог все видит...".
О.Петр служил, окормлял насельниц и паломников. Как пастырь и духовник, он все
более восходил от силы в силу.
Он имел особе попечение о болящих, усердно молился за них, служил молебны, и по
его молитвам бывали случаи исцелений. Народ во множестве стал приезжать в скит.
О.Петр стал заслуженно пользоваться любовью и уважением паствы.
У него появилось множество духовных чад и почитателей.
В конце 1920-х гг. ему было присвоено звание протоиерея с правом ношения митры
Награды
Аресты
Псковская о., Новосокольнический р., погост Горки
Год ареста 1931
День ареста 20
Месяц ареста 3
Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ
12/11/1931
Обвинение "принадлежность к церковно-монархической организации "Усиление христианского движения", проводившей а/с агитацию"
Статья ст.5810,5811 УК РСФСР
Приговор=3 года концлагерей
Групповое дело "Дело к/р церковно-монархической организации "УХД" епископа Тихона (Рождественского), Псковская о., 1931г."
Дело N АА-7368 Архива УФСБ РФ по Псковской обл.
По делу было осуждено 190 человек.
О.Петр был обвинен в соучастии в вымышленной "крупной церковно-монархической
контрреволюционной организации под названием "Усиление христианского движения" (УХД).
Он проходил по делу как один из помощников епископа Тихона (Рождественского),
который, по версии следствия, возглавлял организацию "УХД".
Из обвинения о.Петра:
"...Будучи священником подпольного Зенцовского монастыря, среди монашествующих
и местного населения... проводил антисоветскую агитацию, направленную на срыв
коллективизации и других политических и хозяйственных кампаний,... призывал
к свержению правительства..."
Места заключения
Белбалтлаг, строительство Беломоро-Балтийского канала
Год начала 1931
Год окончания 1934
О.Петр отбывал срок на каторжных работах на строительстве
Беломоро-Балтийского канала. Был освобожден в 1934г.
Служение
Псковская о., Новосокольнический р., погост Горки, Введенская церковь
протоиерей
Год начала 1934
Год окончания 1937
День окончания 27
Месяц окончания 7
О.Петр вернулся из заключения в 1934г. тяжело больным, перенесшим цингу,
потерявшим зубы и волосы. Родные его даже не узнали сразу истощенного,
состарившегося, в светской одежде.
О.Петр снова стал служить в церкви в Горках.
Его большая семья ютилась в тесной, холодной церковной сторожке (В добротном
священническом доме, принадлежавшем церкви, когда местного священника арестовали
и выселили его семью, поселился председатель колхоза).
Несмотря на гонения и запреты, народ тянулся к церкви. К о.Петру стали приезжать
его прежние духовные чада. Батюшка сердечно радовался, когда к нему обращались.
Семья священника подвергалась притеснениям.
Старший сын о.Петра Иван уехал учиться в Ленинград в Педагогический институт,
скрыв свое происхождение.
Старшей дочери Надежде пришлось также уехать к брату в Ленинград и там устроиться
на работу.
Однажды о.Петра вызвали в сельсовет. У него потребовали отречься от Бога и сана
священства. Пригрозили, что в случае отказа последствия не замедлят сказаться.
Чтобы оттянуть время, батюшка сказал, что ему "необходимо посоветоваться с женой",
хотя для себя он все решил: ни от Бога, ни от сана он отречься не мог. Вернувшись
домой, он уединился с матушкой. Таисия Андреевна выслушала супруга и согласилась с
его решением. Супруги понимали, на что они шли, и что ожидает их в ближайшем будущем.
Вскоре он был арестован
Аресты
Псковская о., Новосокольнический р., погост Горки
Год ареста 1937
День ареста 27
Месяц ареста 7
О.Петра арестовали днем и обставили все так, что на арест это не было похоже.
Прислали из сельсовета посыльного, который вежливо сказал:
"Петр Иванович, Вам нужно зайти в сельсовет... "
О.Петр вышел из дома в подряснике, даже не попрощавшись с домашними, и больше
домой он не вернулся.
Его заключили в Великолукскую тюрьму
Осуждения
тройка при УНКВД СССР по Калининской обл.
21/08/1937
Обвинение "к/р агитация, антисоветская деятельность"
Статья ст.5810 УК РСФСР
Приговор=высшая мера наказания расстрел
Следствие продолжалось около месяца.
На допросах О.Петр не признал себя виновным в предъявляемых ему следствием
обвинениях в к/р агитации и а/с деятельности.
Из протокола допроса:
" Следствием установлено, что Вы группировали вокруг себя антисоветский
контрреволюционный элемент, направляя его для ведения контрреволюционной
агитации против существующего советского строя. Признаете ли Вы себя виновным?
Виновным себя в этом не признаю и антисоветский элемент для ведения
контрреволюционной агитации не использовал.
Вы лжете. Привожу следующий факт вашей церковной контрреволюционной
деятельности из показаний свидетеля Т.:
"В день Пасхи в своей проповеди поп говорил:
"Колхозы это заблуждение. Не смотрите, что в колхозах надо
работать, это все только обман, а надо лучше посещать церковь".
Этот факт я категорически отрицаю, т.к. считаю его явно вымышленным фактом,
ибо я никогда, а не только в день Пасхи, подобным вещей не говорил".
По делу было допрошено 4 лжесвидетеля, которые под давлением следствия, дали показания
против о.Петра.
"Тройка" при НКВД приговорила его по ст.5810 УК РСФСР к расстрелу
Места заключения
Псковская о., г.Великие Луки, тюрьма
Год начала 1937
День начала 27
Месяц начала 7
Кончина
1937
День 23
Месяц 8
расстрел
Место Псковская о., г.Великие Луки, на окраине Казанского кладбища
Место захоронения Псковская о., г.Великие Луки, на окраине Казанского кладбища
По рассказам местных жителей, расстрелы священников происходили в Великих Луках
на Казанском кладбище. Приговоренных к расстрелу привозили ночью, вели на
окраину кладбища, где раньше погребали самоубийц, и там расстреливали.
Местные жители вспоминали, что когда священников вели на расстрел, они негромко
пели заупокойные песнопения, а проходя мимо Казанской церкви, крестились. Рассказывали,
что после расстрелов земля в общей могиле иногда шевелилась под ранеными, не
умершими сразу.
В Горках в церковь прислали обновленческого священника, но народ в церковь ходить
перестал. Семья Троицких обновленческую церковь погоста Горки также не посещала.
Со времени ареста о.Петра семья его ничего не знала о его судьбе и расстреле.
Матушка Таисия безуспешно слала запросы в различные инстанции. Только многие
годы спустя семье стало известно, что о.Петра расстреляли в 1937г.
Матушка Таисия и вся семья переехали в г.Великие Луки к старшей дочери Надежде.
Таисия Андреевна учила детей молиться и во всем полагаться на Бога, многие годы
пела и читала на клиросе Казанской церкви, дожила до глубокой старости
Реабилитация
1
Дата 18/07/1995
По году репрессий 1931
2
Дата 24/09/1958
По году репрессий 1937
Публикации
1Не предать забвению: Книга памяти жертв политических репрессий. Т.1. Псков, 1996.
С.371,2425.
2Не предать забвению: Книга памяти жертв политических репрессий. Т.5. Псков, 1998.
С.351,423424.
3Псковский синодик пострадавших за веру Христову в годину гонений священнослужителей, монашествующих и мирян Псковской епархии ХХ столетия. Москва Псков: "Духовное преображение", 2005.
С.395402,403,448,734,116118,147.