Служение
Московская о., Зарайский р., с.Спас-Дощатый, Преображенская церковь
священник
Год начала 1930
Год окончания 1936
В эти годы о.Алексий имел общение с архиепископом Феодором (Поздеевским) и
архимандритом Поликарпом (Соловьевым). НКВД впоследствии вменило это ему в вину.
Из протокола допроса (в декабре 1936г.):
" Где и при каких обстоятельствах Вы познакомились с Федором Поздеевским
и Поликарпом Соловьевым?
С архиепископом Феодором (Поздеевским) я знаком с 1909г. в бытность его
ректорства в Московской Духовной Академии. После, в 1917 и 1918 годах,
я с ним встречался в Даниловском монастыре, где он был настоятелем, и в
1933г. я встречался с ним в городе Зарайске у своей тещи... у которой он
проживал на квартире.
С архимандритом Поликарпом (Соловьевым) знаком по совместной учебе в
Духовной Академии, и с того времени я с ним встречался до ареста, т.е.
до 1924г. После освобождения я с ним встречался с 1932г. по день его
отъезда из Зарайска, до начала 1936г....
Мои встречи с архиепископом Феодором продолжались до его ареста, т.е.
до 3 ноября 1934г....
При наших встречах с архиепископом Феодором и архимандритом Поликарпом
возникали беседы на тему церковной жизни дореволюционного периода и после,
при существующем строе Советской власти, и главным образом касались вопроса
закрытия духовных заведений, разгона и закрытия монастырей и уменьшения
числа верующих... ".
В 1936г. о.Алексий составил рукопись "Дополнение к проекту новой конституции",
в которой предлагал включить в конституцию наряду со свободой антирелигиозной
пропаганды также и свободу религиозной пропаганды. Он обсуждал содержание рукописи
со знакомыми священниками о.Иоанном Смирновым, о.Петром Соловьевым и др.
О.Алексий надеялся легальным образом провести свои предложения через Синод.
В деле 1937г. (в протоколе допроса) имеется изложение содержания этой рукописи:
" Изложите содержание вашей рукописи...
Я в своей рукописи в качестве дополнения к проекту новой конституции
выдвигал вопрос об изменении статьи 124, по которой сохраняется свобода
антирелигиозной пропаганды за всеми гражданами. Я предлагал статью 124
дополнить в том смысле, чтобы нам, служителям культа, по новой конституции
была предложена полная свобода религиозной пропаганды как в церкви, так и
вне ее.
Устройство религиозных бесед в домах и общественных местах, религиозная
пропаганда за всеми гражданами в общественных местах и в домах верующих
должны быть подтверждены новой конституцией.
Выдвигал я и другие вопросы: об оживлении церковной деятельности,
об ограждении церковной жизни от административного вмешательства
местных сельсоветов и райсоветов, сосредоточив все это в руках верховной
власти. Это все я хотел сделать через Синод легальным порядком".
Вскоре он был арестован