Новомученики и исповедники
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1964 Дела o22.36 => o22.36 Фотографии
1 Фотоальбом Фотоальбом o22-37.jpg
Дела o22.37
    Скадовский Иван Георгиевич 
    Год рождения 1875 
    День рождения 30 
    Месяц рождения 5 
    Место рождения Херсон 
    протоиерей 

    По данным [Д2], отчество — Григорьевич. Отец будущего протоиерея Иоанна Георгий Львович Скадовский был потомственным дворянином, предводителем дворянства в городе Херсоне и крупным землевладельцем. Семья была в родственных отношениях с основателем города Скадовска Таврической губ. По свидетельству родственников Георгий Львович Скадовский был убит на пороге своего дома в 1919г.

    Родство Фотографии
       
      Священник Иоанн Скадовский (фото из архива Медведевых) 
       
      Третий справа — Иван Скадовский 
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[по 1918г.] [1918-1934гг.] [1934-1937гг.] [1937г.]
      Образование
        Херсонское реальное училище 
        Год поступления 1888 
        Год окончания 1890 
        Херсонское сельскохозяйственное училище 
        Год окончания 1896 

        После окончания сельскохозяйственного училища около двух лет жил в имении у отца

        Ялтинские высшие курсы по химии и виноделию 
        Год поступления 1899 
        Год окончания 1902 

        После окончания курсов вернулся домой и помогал отцу в ведении хозяйства в имении

      Места проживания
        Херсонская губ., Херсонский у., родовое имение 
        Год начала 1902 
        Год окончания 1918 

        В 1905г. служил чиновником по особым поручениям у генерал-губернатора. С 1906г. занимал должность земского начальника в Херсонском уезде. В 1909г. ушел в отставку. Занялся сельским хозяйством, которое, как он говорил позже, увлекло его своей патриархальностью. От отца ему досталось большая усадьба с 750 десятинами земли, садом в 20 десятин, и проч. имуществом. Иван Георгиевич Скадовский был женат на Екатерине Владимировне Скадовской. Приблизительно в это время Иван Георгиевич познакомился с выдающимся архиереем Русской Церкви епископом Херсонским Прокопием (Титовым) и склонился мыслью к принятию священного сана. Во время первой мировой войны Иван Георгиевич был мобилизован рядовым в действующую армию и направлен в 457-ю пешую Таврическую дружину. Дружина стояла в городе Херсоне в ожидании отправки на фронт. Но вскоре произошла Февральская революция. и Иван Георгиевич был по возрасту освобожден от службы и вернулся в свое имение. Вскоре Советская власть конфисковала его имение, оставив Скадовскому и его семье дом и некоторое количество сельскохозяйственного инвентаря, чтобы можно было заниматься хозяйством, но без наемного труда. В 1918г. Иван Георгиевич, решив принять сан священника, раздал все свое сельскохозяйственное имущество крестьянам

      Рукоположение
        священник 
        Кто рукоположил митрополит Одесский Платон (Рождественский) 

        Был рукоположен во иерея в 1918г. или чуть позже. Митрополит Платон назначил о.Иоанна в Благовещенский женский монастырь, который находился недалеко от Херсона, но от этого назначения о.Иоанн отказался и был направлен в архиерейскую церковь города Херсона

      Служение
        Херсон, архиерейская церковь 
        священник 
        Год окончания 1922 
        Херсон, кафедральный собор 
        священник 
        Должность=третий священник 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1925 

        В 1923г. в Херсоне стали активно действовать обновленцы ("живоцерковники"). За противодействие обновленцам епископ Прокопий был арестован и выслан с Украины. В 1925г. собор заняли обновленцы, и о.Иоанн, как сторонник истинной Патриаршей Православной Церкви, ушел из собора

        Херсон, кладбищенская церковь 
        протоиерей 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1926 

        В 1926г. о.Иоанн ушел из кладбищенской церкви, потому что туда был принят певчий из обновленческого хора без соблюдения установленного на это чина приема. С этого момента о.Иоанн оставался без места. По данным [4]: 26.10.1927г. в Херсон приехал временно управляющий епархией архиепископ Анатолий (Грисюк), назначенный митрополитом Сергием (Страгородским). Благочинный протоиерей Иоанн Скадовский, протодиакон Михаил Захаров, священник Димитрий Мирошкун и иеромонах Афанасий его не признали. В беседе с Владыкой они отвергли его права на управление Херсонской и Николаевской епархией как неканонические. Архиепископ Анатолий несколько месяцев ждал обещанных письменных объяснений, но не дождался и запретил протоиерея Иоанна Скадовского, протодиакона Михаила Захарова, о.Димитрия Мирошкуна и иеромонаха Афанасия в священнослужении в пределах епархии. Отец Иоанн Скадовский и о.Михаил Захаров были изгнаны из кафедрального собора

      Места проживания
        Херсон, Пролетарская, 55 
        Год окончания 1929 

        О.Иоанн Скадовский и о.Михаил Захаров стали служить на квартирах. Они пытались добиться у властей выделения им церкви как "особому независимому течению", но получили отказ. Община о.Иоанна Скадовского насчитывала около 100 человек. Он выезжал служить в окрестные села. Вокруг о.Иоанна, как наиболее стойкого сторонника Патриаршей Церкви, собралось около 50 или 60 православных человек, не желавших идти на компромиссы с обновленцами. О.Иоанн с участием протодиакона Михаила Захарова, у которого он поселился с матушкой Екатериной Владимировной, регулярно совершал богослужения у себя дома, говорил проповеди, ободрял малодушных, решительных готовил к подвигу исповедничества. Духовному подвигу о.Иоанна последовали лучшие священнослужители и миряне во всей округе. Община о.Иоанна стала духовным ядром единомышленников и сподвижников арестованного в 1925г. Владыки Прокопия (Титова), связавшим с ним херсонскую паству. Имя Владыки непопустительно поминалось во время богослужения вплоть до мученической кончины последнего. Верующие регулярно собирали для своего архиепископа посылки и передачи. О.Иоанн и его жена Екатерина Владимировна, протодиакон Михаил Захаров и другие духовные чада архиепископа доставляли ему передачи и многочисленные письма, благодаря которым Владыка Прокопий, невзирая на заключения, этапы и непрекращающиеся ссылки не только формально, но и фактически оставался главой Херсонской епархии. В 1926г. о.Иоанн ездил в Москву увидеться с архиепископом Прокопием перед отправкой его на Соловки. В 1928г. о.Иоанн снова поехал на Соловки (в Кемь) с целью повидать Владыку Прокопия, но свидания не дали О.Иоанн Скадовский остался верным Владыку Прокопию и отказывался признать архиепископа Димитрия (Любимова)

      Аресты
        Херсон 
        Год ареста 1931 
        День ареста 15 
        Месяц ареста 1 

        Деятельность общины о.Иоанна не осталась не замеченной Херсонским ОГПУ. Херсонское управление ОГПУ с октября 1929г. осуществляло слежку за о.Иоанном Скадовским и другими местными антисергианами, но аресты прошли только 15 января 1931г. — в Херсоне, селах Арнаутки и Малые Копаны. 15 января 1931г. о.Иоанн Скадовский и ряд его ближайших сподвижников были арестованы по делу о "раскрытой на Украине к/р организации церковников, именовавшей себя "Истинно-Православной Церковью"

      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        02/01/1932 
        Обвинение "руководитель Херсонской к/р группы Одесского филиала к/р монархической организации "ИПЦ", проводившей а/с агитацию против мероприятий Советской власти" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор=5 лет концлагерей 
        Групповое дело "Дело епископов Павла (Кратирова), Иоасафа (Попова), священника Григория Селецкого и др. Харьков, 1931г." -> 

        Дело N Д.65744 ЦГА ОО Украины. Ф.263. Оп.4. Главными обвиняемыми по делу проходили епископы Павел (Кратиров), Иоасаф (Попов), священник Григорий Селецкий (будущий игумен Иоанн) и другие священнослужители и монашество. Всего по делу проходило 136 человек. Из обвинения:
           "Принадлежал к к/р организации "Истинно-Православная Церковь".
            Организатор и руководитель Херсонской к/р группы — нелегальной религиозной
            общины из более ста человек антисоветски настроенных элементов.
            Херсонская к/р группа через Скадовского была связана с Николаевской группой.
            Совершал нелегальные богослужения на квартире. Организовывал конспиративные
            собрания членов группы. Вел антисоветскую агитацию.
            Поддерживал отношения с архиепископом Прокопием (Титовым) и организовывал
            помощь сосланному духовенству. Распространял к/р литературу".
        На допросе о.Иоанн сказал:
           "Я придерживаюсь монархических убеждений, но не
            протестую против других форм правления и принимаю их, как волю Божию.
            Советскую власть считаю властью богоборческою, властью сатанинскою,
            которая послана людям за грехи. ...
            В 1926г. я ездил в Москву с целью получить свидание с архиепископом
            Прокопием. В 1928г. я ездил в Кемь для свидания с архиепископом Прокопием,
            но неудачно, так как свидания не получил.
            Моя жена Екатерина Скадовская ездила к архиепископу Прокопию в Обдорск
            в 1928 и в 1930г., чтобы передать ему облачение и посылки.
            На обратном пути, где-то около Тобольска, она была арестована,
            и я с ней с тех пор больше не виделся".
        О.Иоанн не отрицал своего личного влияния на своих духовных чад, но назвать их отказался. Признал себя виновным "частично". Виновным в а/с агитации он себя не признал. 22 мая 1931г. Коллегия ОГПУ утвердила обвинительное заключение по делу. 2 января 1932г. о.Иоанн Скадовский был приговорен к 5 годам концлагерей и отправлен в лагерь. По данным [6] приговор — 8 лет концлагерей

      Места заключения
        Херсон, тюрьма 
        Год начала 1931 
        День начала 15 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1931 

        Кроме о.Иоанна, в той же тюрьме содержались протодиакон Михаил Захаров и другие заключенные, проходившие по тому же делу. С лета 1930г. там же находилась под стражей и матушка Екатерина Владимировна

        Пермская о., Вишерский концлагерь 
        Год начала 1931 
        Год окончания 1933 
        День окончания 16 
        Месяц окончания 2 

        16 февраля 1933г. о.Иоанн Скадовский и протодиакон Михаил Захаров были досрочно освобождены из лагеря с прикреплением к определенному месту жительства и ограничением проживания в 12 населенных пунктах на 3 года ("-12"). О.Иоанн Скадовский и протодиакон Михаил Захаров были определены на жительство в г.Камышин

      Места проживания
        Саратовская о., г.Камышин 
        Год начала 1933 
        День начала 16 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1934 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 10 

        В Камышине о.Иоанн с матушкой и протодиакон Михаил Захаров поселились у Дарьи Алексеевны Фунтиковой. У нее также жил высланный с Украины епископ Иоасаф (Попов). В сентябре 1934г. к ним прибыл по окончании Казахстанской ссылки архиепископ Прокопий (Титов). В Камышине Владыка Прокопий, епископ Иоасаф и о.Иоанн также организовали домашнюю церковь. Вокруг них собрались истинные сторонники Православия. Образовалась группа последователей "Истинно-Православной Церкви", которая оказала большое нравственное воздействие на жителей Камышина. Связь с Херсонской епархией не прерывалась. Письма передавались через монаха Афанасия (Стореуса). Передавались и пожертвования, на которые жили ссыльные священнослужители

      Аресты
        Саратовская о., г.Камышин 
        Год ареста 1934 
        День ареста 1 
        Месяц ареста 10 

        В связи с организацией домашней церкви, органы НКВД стали искать поводы для очередного ареста священнослужителей. Приехавший в Камышин священник о.Георгий Чудновский, под давлением НКВД, дал необходимое для ареста лжесвидетельство, и 1 октября 1934г. о.Иоанн Скадовский, архиепископ Прокопий (Титов), епископ Иоасаф (Попов) и священник Евстафий Маркович Нориц, приехавший из Харькова, были арестованы, как и сам о.Георгий Чудновский.

      Осуждения
        Особое Совещание при УНКВД СССР 
        17/03/1935 
        Обвинение "контрреволюционная пропаганда, принадлежность к ИПЦ ("Истинно-Православной Церкви"), нелегальные богослужения на дому" 
        Приговор=5 лет ссылки в Каракалпакию 
        Групповое дело "дело архиепископа Прокопия (Титова), епископа Иоасафа (Попова), священника Иоанна Скадовского и священника Евстафия Норица, г.Камышин, 1935г." 

        О.Иоанн на допросах вел себя с удивительным мужеством и бесстрашием. На вопрос следователя, чем он занимался в Камышине, он ответил, что "ничем определенным не занимался, а существовал на то, что собирал милостыню".
        Кроме того, из Херсона ему присылали посылки. Работать он не пошел потому, что "стар и болен, и кроме того поступив на какую-нибудь ответственную работу, тем самым должен был бы содействовать утверждению социалистического строя, который враждебен Церкви".
        О.Иоанн подробно отвечал на вопросы следователя, о том, как он представляет себе социально-политический строй в виде теократического государства, что он думает о политическом устройстве дореволюционной России. Из протокола допроса:
            "Дореволюционный строй России близок моим представлениям об идеальном
             общественном строе, и я являюсь его сторонником.
             Должен однако оговориться: во-первых, если я являюсь сторонником
             Российской монархии, то это не значит, что я сторонник монархии вообще.
             Я сторонник такой монархии, в которой монарх является именно помазанником
             Бога...
             Во-вторых, являясь сторонником российского монархического строя, я отнюдь
             не являюсь сторонником тех извращений и искажений лежавшей в его основе
             идеи, которые имели место на практике. ... Извращения эти являлись
             результатом исторического падения нравственности в России, приведшей
             в конце концов к появлению в России враждебных монархии политических
             течений и образованию антимонархических партий социал-демократов,
             социал-революционеров и так далее и к свержению монархии революцией".
        Из протокола допроса:
          "— Считаете ли Вы, что каждый последователь "Истинно-Православной Церкви"
             должен являться сторонником российской монархии?
           — Да, я считаю.
           — Считаете ли Вы, что для последовательного сторонника ИПЦ недопустимо
             лояльное отношение к советской власти?
           — Да, истинный последователь Православной Церкви не может относиться
             лояльно к советской власти, не может вступать в какие-либо компромиссы
             с ней, участвовать в советском строительстве.
           — ИПЦ, и Вы, как ее представитель, ставите своей задачей увеличение
             числа последователей ИПЦ?
           — Да, Православная Церковь и я, как ее последователь, ставим своей
             задачей распространение нашего учения и увеличение числа истинных сторонников
             Православной Церкви... Должен сказать однако, что непосредственную задачу
             увеличения числа монархистов и вообще политических задач я не преследую."
        Обвинений в контрреволюционной пропаганде о.Иоанн не признал

      Места заключения
        Узбекская ССР, Каракалпакская АССР, г.Турткуль, Чимбайская, 40 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1937 
        День окончания 24 
        Месяц окончания 8 

        В г.Турткуле архиепископ Прокопий, о.Иоанн и матушка Екатерина Владимировна организовали на своей квартире домашнюю молельню, доступную для местных жителей. Те, кто внушал доверие и внутренне был расположен к православию, находил в лице исповедников деятельное участие и духовную поддержку. Жили ссыльные по-прежнему на пожертвования из Херсонской епархии. О.Иоанну оказывала также помощь родная тетя Ольга Львовна Скадовская-Пикар, проживавшая в Англии в г.Манчестере и регулярно высылавшая ему небольшие денежные переводы. Органы НКВД воспользовались этим, как одним из поводов, чтобы арестовать священнослужителей, хотя во избежание неприятностей о.Иоанн не переписывался с Ольгой Львовной, ограничиваясь лишь уведомлениями о получении денег

      Аресты
        Узбекская ССР, Каракалпакская АССР (Узбекистан, Каракалпакия), г.Турткуль 
        Год ареста 1937 
        День ареста 24 
        Месяц ареста 8 

        24 августа священник Иоанн Скадовский и архиепископ Прокопий (Титов) были арестованы

      Осуждения
        тройка при УНКВД Узбекской ССР 
        28/10/1937 
        Обвинение "организация нелегальной молельни на дому, систематическая контрреволюционная монархическая агитация" 
        Статья ст.66 УК УзССР 
        Приговор=высшая мера наказания — расстрел с конфискацией имущества 
        Групповое дело "дело архиепископа Прокопия (Титова) и священника Иоанна Скадовского, г.Турткуль, 1937г." 

        О.Иоанн подтвердил, что, действительно, совершал в своей квартире богослужения. Он был обвинен в том, что проводил среди верующих контрреволюционную агитацию против обновленцев как признающих Советскую власть — власть Антихриста — и что призывал не признавать Советскую власть. О.Иоанн сказал, что он без исповеди не допускал до участия в богослужениях тех верующих, которые раньше посещали молитвенные учреждения не истинно православного направления, в том числе и обновленческого толка. Свои разногласия с обновленцами о.Иоанн мотивировал тем, что последние нарушили церковные каноны и содействовали антицерковной политике советской власти, но пояснил, что об этом среди верующих не рассуждал. Виновным в контрреволюционной антисоветской агитации о.Иоанн себя не признал

    Кончина
      1937 
      День 23 
      Месяц 11 
      расстрел 
      Место Узбекская ССР, Каракалпакская АССР, г.Турткуль 

      О.Иоанн Скадовский был расстрелян вместе со святителем-подвижником Прокопием (Титовым). Тесно связанный с архиепископом Прокопием и любивший его при жизни, о.Иоанн разделил с ним и мученическую кончину. Погребены они были в общей безвестной могиле

    Канонизация
      Священномученик священник Иоанн Скадовский 
      Дата 20/08/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Кто представил Московская епархия, Соловецкий монастырь 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 

          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02

        2
          Старый стиль 10.11 
          Новый стиль 23.11 
          день мученической кончины (1937г.) 
    Публикации
      1. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г.
      2. Житие священномученика Прокопия, архиепископа Херсонского/ Сост. прот.Н.Доненко. Люберцы: Издательство храма Преображения Господня, 2000.
      3. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2000. Кн.5.
      С.357–364. 
      4. Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999.
      С.121–123. 
      5. Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998.
      С.325. 
    Документы
      1Материалы Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. 
      2ЦГА Общественных организаций Украины. Д.Н-7377. 
(c) ПСТГУ