Home page | NIKA_ROOT | INDEX | МонашИмяДоСхимы | Димитрий |
В 1903г. поступил в число братии скита прп.Серафима при Белогорском монастыре. По другим данным, проживал в скиту при Белогорском монастыре с 1906г.
В 1919г. в момент отступления А.В.Колчака с Урала совместно с насельниками Белогорского монастыря отступил с армией А.В.Колчака
До 1933г. служил на приходах Пермской епархии
В 19371939гг. Иеромонах Димитрий (Роженцов) скрывался в тайной келье в доме
верующей в деревне Лысьва.
С 1938г. стал проводить тайные богослужения на квартире Кузьмы Калинина
в г.Кунгуре, там же под руководством Константина Федоровича Дейкова читалась
и обсуждалась церковно-монархическая литература.
(Во время обысков на квартирах было изъято свыше 200 экземпляров разных
брошюр и книг: "Близь есть при дверях", "Начало и конец нашего земного мира",
"Об антихристе", "Протоколы сионских мудрецов", "Апокалипсис",
"Толкование на Апокалипсис", "Простые беседы с простыми людьми, или кому нужно
освободительное движение").
Из материалов следственного дела 1947г.:
С 1939г. скрывался в доме Марии Поповой в деревне Тураи Кунгурского района, где был организован тайник-келия из трех комнат с церковной утварью и большим количеством литературы. В воскресные и праздничные дни он проводил там тайные богослужения. По указанию иеромонаха Димитрия (Роженцова) была организована связь с осужденными: священниками Иоанном Котельниковым и Алексием Поповым, архимандритом Варлаамом, монахом Пахомием, а также с Павлом Власовым и Игнатием Туровым
Был обнаружен в тайнике-келье дома Марии Поповой в деревне Тураи
Архив УФСБ Пермской обл. Д.4553.
Проходил по делу вместе с рядом "церковников" Молотовской (Пермской) обл.
Из обвинительного заключения:
Обвинительное заключение было составлено 26 июля 1947г. в г.Молотове.
Из материалов дела:
30.08.1947г. о.Серафим (Роженцов) был приговорен к 5 годам ИТЛ
В 19521964гг. служил на приходах Кировской епархии
Кировская о., Санчурский р., с.КорлякиК 1964г. служил в с.Корляки. В марте 1964г. вышел за штат
По благословению епископа Кировского Иоанна пострижен в схиму с именем Серафим
Погребение совершил 24 июня 1970г. архимандрит Клавдиан (Моденов) при множестве молящихся
1. Вечная память почившим. Серафим (Роженцов), схиигумен, Кировская епархия// ЖМП. 1971. N 1. |
2. сайт общества "Мемориал". Жертвы политического террора в СССР. <http://lists.memo.ru/index17.htm> |
3. Обвинительное заключение по следственному делу N 4553. <http://histor-ipt-kt>org.DOK/Perm/D_4555347.doc> |
4. Пермский Государственный Архив Новейшей Истории. База данных "Репрессированные". <https://www.permgani.ru/repress/index.php?id=24462> |
5. Вятский архивно-исторический сайт "Вятка: Наследие". Архиереи и монашество Вятской епархии. <http://urzhum-uezd.ortox.ru/arkhierei_i_monashestvo_vjatskojj_eparkhii__person/view/id/1111176> |
6. И.И.Осипова.Обзор следственных дел по "к.-р. организациям ИПЦ" в Пермской обл.: 19291960гг.. <http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=print_page&pid=1924> |
7. Пермское краевое отделение Международного общества "Мемориал". Мартиролог репрессированных. <http://pmem.ru/index.php?id=1341> |
1. монахиня Сергия (Каламкарова), Свято-Успенский женский монастырь |
Использованы материалы следственного дела 1947г.:
Родился в принадлежащем его семье имении под Тифлисом. Он происходил из старинного, славного грузинского вельможного рода. По отцу он происходил из князей Абашидзе. По материнской линии он был в родстве с другим знаменитым княжеским семейством Багратуни, из которого вышел герой Отечественной войны 1812г. генерал Багратион. Семья Абашидзе была богата, пользовалась почетом, имела связи при императорском дворе. Родители готовили своего наследника, князя Давида, к тому, чтобы он приумножил мирскую славу рода
Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1900г.] [1900-1902гг.] [1902-1915гг.] [1915-1923гг.] [1923г.] [1923-1933гг.] [1933-1942гг.]По окончании Тифлисской гимназии поступил на юридический факультет Императорского Новороссийского университета (г.Одесса)
Одесский Новороссийский Императорский университет, юридический факультетОкончил университет с отличием. Давид в совершенстве владел искусством верховой езды, превосходно фехтовал и танцевал. Перед талантливым и высокообразованным аристократом открывался путь и к высоким судебным должностям, к постам в министерстве юстиции, к придворной карьере. Вместо этого князь Давид неожиданно для своей родни уехал в Киев и там, сдав "поверочный экзамен", был принят на 1 курс Киевской Духовной академии в числе казенных студентов
Киевская Духовная АкадемияУже 1 октября 1892г. подал прошение на имя ректора академии Сильвестра, епископа
Каневского: "Имея непреодолимое желание привести в исполнение обет, давно данный
мною Господу, посвятить себя вполне на служение Святой Его Церкви, прибегаю к
стопам Вашего Преосвященства и смиреннейше прошу посвятить меня в иноческий чин".
Как напишет позднее сам Владыка, "Господь сподобил меня воспринять иночество в
церкви Преподобного Антония в Ближних пещерах в Свято-Успенской Киево-Печерской
Лавре, в коей, пред поступлением своим в Духовную Академию и при вступлении в
монашество, прожил 3 месяца, а по принятии иночества, в продолжение 4 лет своего
обучения, считал Св.Лавру своим родным монастырем"
Монашеское имя получил в честь свт.Димитрия Ростовского
иеродиаконПо окончании Киевской Духовной Академии в 1896г. о.Димитрий уезжает в Тифлис
17 августа 1896г. Св.Синод назначает о.Димитрия преподавателем Священного Писания Тифлисской Духовной семинарии. Среди воспитанников Тифлисской Духовной Семинарии в то время оказался Иосиф Джугашвили (Сталин). В 1897г. был переведен инспектором Кутаисской духовной семинарии
Кутаис, Кутаисская Духовная СеминарияВ 1898г. в должности инспектора возвращен в Тифлисскую Духовныю семинарию
Тифлис, Тифлисская Духовная СеминарияИеромонах Димитрий уже тогда начал устно и в печати выступать с пламенными проповедями, обличающими революционное безумие, охватывавшее Россию
Под руководством о.Димитрия в 1902г. было начато строительство нового здания семинарии. На усадьбе посажен большой фруктовый сад, возделываемый руками воспитанников. Во время волнений христиан-осетин 17 марта 1902г. о.Димитрий написал письмо в защиту христиан в Осетии
В речи при наречении в святительский сан он засвидетельствовал свою готовность к
жертвенному служению на ниве Христовой в грозные времена надвигавшейся на отечество
смуты:
В первые же годы своего епископского служения Преосвященный Димитрий проявил замечательную ревностность. Деятельность его была обширна и многообразна. Он занимался делами духовного образования, являлся Председателем Грузинского Епархиального училищного Совета. Он разбирался в очень сложных, неимоверно запутанных в то время вопросах организации культурной жизни в Грузии. Являлся главой Комитета по изданию грузинского церковного обихода. Епископ Димитрий занимался историей, возглавлял Археологический музей Грузинского Экзархата и организовал пополнение его собрания. Одновременно являлся настоятелем Тифлисского Спасо-Преображенского монастыря, завоевав такую любовь иноков, что при вести о его отъезде "вся братия рыдала в голос". В 1903г. Преосвященный Димитрий был назначен епископом Гурийско-Мингрельским
Грузинский ЭкзархатОдновременно он настоятель Мартвильского Успенского первоклассного необщежительного мужского монастыря одного из самых древних, основанных в Грузии в X веке
Подольская епархияВ 1906г. епископ Димитрий получил назначение на находившуюся тогда в катастрофическом
положении Ташкентскую и Туркестанскую кафедру, и известие об этом принял с
духовным ликованием, ибо перед ним открывался простор для многих трудов на ниве
Господней. Посланная Владыкой Димитрием еще с дороги в Туркестан телеграмма гласила:
Туркестанская епархия именовалась "самой дальней, и самой бедной в Русской Церкви".
Приходы были разбросаны по огромной территории, охватывавшей нынешние Узбекистан,
Киргизстан, Туркменистан, Казахстан. священников не хватало духовенство
крайне неохотно ехало в этот край, где обитали незнакомые народы, откуда доходили
тревожные слухи о землетрясениях, об эпидемиях чумы и холеры.
Становление церковной жизни, строительство храмов и укрепление приходов в Туркестане
совершалось благодаря православной ревности переселившихся сюда русских
промышленников, купцов, крестьян, при помощи из России, где сбором пожертвований
на нужды Туркестана занимались святой праведный Иоанн Кронштадтский, архиепископ
Никон (Рождественский) и др. выдающиеся деятели церкви.
Управляющие краем имперские чиновники проявляли часто, по словам первого
архиепископа Туркестана, архиепископа Софрония, "дух дисциплинарной
распорядительности и как бы властвования над церквами и причтами, свойственный
воинской команде". Нередки были случаи их грубого вмешательства в церковные
дела, такие, как открытие приходов и назначение на них пастырей. Это болезненно
отражалось на церковной жизни. С другой стороны, "снизу" уже накатывалась мутная
волна революционных настроений. Это усугублялось тем, что сюда, как и в Сибирь,
ссылали революционеров, которые и здесь не оставляли своих злых дел.
Смута 1905г. не миновала Туркестана. В Ташкенте и других городах вспыхивали мятежи,
бунтовала учащаяся молодежь, восставали солдаты, террористы убивали правительственных
чиновников.
С первых же шагов своего служения Преосвященный Димитрий начал завоевывать
симпатии во всех слоях общества. Духовенство было обласкано новым архиереем
и воспрянуло. Многообразные познания помогали ему находить общий язык с
интеллектуальной элитой. Сердечными чувствами к новому архиерею сразу же
проникся знаменитый просветитель Николай Остроумов. В г.Верном (Алма-Ате)
вокруг епископа составился кружок православной интеллигенции, вдохновляемый им на
дело просвещения народа.
Епископ Димитрий радушно приглашал к себе, угощал и часами беседовал с
купцами-благотворителями, которым было очень приятно такое внимание архипастыря.
Он посещал сельские приходы, умея найти простые и проникновенные слова о
Православной вере, вызывавшие слезы на глазах у крестьян, сметавшие с их душ
пыль революционной и сектантской пропаганды.
В его обращении с дворянами, чиновниками, офицерами проявлялось его благородное
происхождение и воспитание; они знали о его княжеском достоинстве и видели в
архиерее "человека своего круга", и ему удалось растопить ту ледяную стену отчуждения,
которая подчас разделяла имперскую и духовную власть в Туркестане.
Генерал-губернатор Н.А.Иванов, прежде, как и некоторые его предшественники,
враждовавший с архиереями, не устоял перед обаянием нового архипастыря.
По словам очевидца, "властный и вспыльчивый генерал при виде Владыки становился
кроток, как ягненок". Вероятно, Владыка Димитрий и впрямь смотрел на правителя
края как на заблудшую овцу своего стада. Впоследствии Н.А.Иванов немало занимался
благотворительностью и заслужил прозвище "единственного благочестивого
генерал-губернатора в Туркестане".
Очевидно, такую почти всеобщую приязнь к себе Преосвященный Димитрий мог стяжать
только истинной христианской любовью, проявлявшейся в отношении к каждому
человеку, вне зависимости от его звания и положения.
Но в то же время Владыка Димитрий непримиримо относился к посягательствам
на веру и нравственность народа, на духовные и государственные основы
России. Поэтому не удивительно, что темные силы, втайне готовившие революцию,
возгорелись к нему лютой ненавистью.
Поразительны, особенно имея ввиду отсутствие в то время самолетов и автомобилей,
размах и стремительность передвижений Владыки Димитрия по епархии. Преодоление
среднеазиатских дорог еще в середине XIX века считалось для путешественников
подвигом. О "гиблых местах", сквозь которые им приходилось идти, с ужасом
вспоминали молодые разъездные священники. Преосвященный Димитрий сумел посетить
все углы и закоулки этого необъятного края. Часто его выручала приобретенная
в юности кавалерийская выучка. Однажды Владыке пришлось верхом на коне переплыть
бурную реку. Выйдя на берег в мокрой одежде, он пошутил: "Теперь-то я понял, что
я настоящий туркменский архиерей".
Маршруты поездок архипастыря предварительно публиковались в журнале
"Туркестанские Епархиальные ведомости" (им же основанном!), при этом помечалось,
что распорядок посещений населенных пунктов, указанных в маршруте, может быть
изменен из-за возникших на пути "церковных надобностей". Такие "надобности" чаще
всего встречались в селениях, где еще не было храма. Тут Владыка Димитрий
времени не жалел: пламенно проповедовал, воодушевлял, стыдил за недостаток
усердия к святой вере. Крестьяне позажиточнее тут же развязывали кошельки, и
все село, засучив рукава, приступало к строительству храма. Вскоре новый храм
появлялся, и к архиерею поступала очередная "слезница" с просьбой прислать
священника...
При таком образе действий архипастыря Димитрия за те 6 лет, когда он окормлял
епархию, число храмов в Туркестане увеличилось более, чем вдвое (с 78 до 161)
"Туркестанские епархиальные ведомости" ежемесячно сообщали то об освящении
новых храмов, то о начале строительства очередного нового храма.
Попечением Владыки Димитрия в епархии созидались не только скромные сельские
храмы, но и величественные, достойные славы зодчества Святой Руси. При Владыке
Димитрии было завершено, наконец, тянувшееся десятилетиями строительство
Вознесенского Софийского кафедрального собора в Верном (Алма-Ате), который
по красоте сравнивали с Покровским собором (храмом Василия Блаженного)
на Красной площади в Москве, а создателя Софийского собора, местного архитектора
Андрея Зенкова, называли "гигантом и сказочником".
В те же годы дивной красоты храмы были воздвигнуты в Самарканде, Коканде,
Асхабаде (Ашхабаде), Байрам-Али, Иссык-Кульском Свято-Троицком мужском монастыре.
Владыка Димитрий заботился об укреплении уже имевшихся в епархии монастырей и о
создании новых.
При его помощи в Верном был основан Иверско-Серафимовский
женский монастырь, которому он передал землю и постройки пригородной архиерейской
дачи, дотоле предназначавшейся для его собственного отдыха.
По благословению Владыки Димитрия в Ашхабаде также возник женский монастырь.
Епископ Димитрий основал в Туркестане печатный епархиальный орган, что прежние
архиереи считали невозможным. Он взялся за дело со стремительностью,
свойственной ему в делании всякого доброго дела. Первый редактор основанного им
журнала "Туркестанские Епархиальные ведомости" протоиерей Михаил Андреев писал:
"Явился на кафедру молодой, энергичный Владыка и не стало никаких препятствий:
явились люди, нашлись средства, и журнал начал входить в жизнь и служить пока
единственной связью между разбросанным на тысячеверстные расстояния духовенством...
Дело издания было самым дорогим делом Владыки. Как он мучился от недостатков
издания, а больше всего от своего бессилия предотвратить эти недостатки...
Выход номера для Владыки был постоянным праздником, и какою радостью дышало его
лицо, если в номере была оригинальная статья!"
"Туркестанские Епархиальные ведомости" за несколько лет сделались авторитетным
изданием, имевшим значительное влияние на состояние умов в Туркестане.
Этот журнал не ограничивался публикацией церковных объявлений и перепечаткой
Санкт-Петербургских материалов. В нем публиковались живые очерки приходской
жизни, статьи богословского, исторического, философского, краеведческого характера,
отклики на российские и зарубежные события, а также велись
горячие обсуждения духовно-нравственного состояния России, обличались явные и
скрытые враги Православия.
Владыка Димитрий первый начал созыв общеепархиальных съездов духовенства
Туркестана, на которых священнослужители со всех концов необъятного края,
почувствовали свое единство в делании священного дела Христова, многие из
них увидели друг друга впервые. Первый общеепархиальный съезд духовенства
епархии состоялся в 1908г. На съезд явились священнослужители из всех городов,
селений, разбросанных по степям, затерянных в горных ущельях (дорога из
некоторых приходов занимала более месяца). Владыка Димитрий обратился к участникам
съезда с вдохновенной речью. В ней он рассказал об апостольском происхождении
веры Христовой в этом краю. Назвав смиренных туркестанских пастырей "законными
преемниками... святых Апостолов", архипастырь помянул заслуги первых
священнослужителей Туркестана и сказал о великой роли духовенства среди здешней
православной паствы:
Среди многих тяжких трудов по управлению епархией Преосвященный Димитрий все же
находил время для поездок в Россию и на Украину, паломничества к древнерусским
святыням. Эти поездки были отнюдь не отдыхом они включались в число его
деяний на благо туркестанской паствы. Благодаря им Владыка Димитрий сумел решить
почти неразрешимую задачу: послать священников во все храмы епархии, хотя число
приходов в ней за то же время увеличилось вдвое. Он лично объезжал российские
Духовные Семинарии, пламенными речами "о жаждущей делателей туркестанской ниве
Божией" возбуждал ревностность в их воспитанниках и увозил многих из них с собой
в Туркестан, чтобы рукоположить в священный сан и послать на служение на
сиротствующие без духовенства приходы.
Хотя духовного училища ни в Ташкенте, ни в Верном открыть не удалось,
Владыка Димитрий нашел способ и на месте пополнять ряды духовенства:
сославшись на отдаленность и особое положение епархии, он выхлопотал в
Св.Синоде право рукополагать благочестивых мирян из числа учителей или
грамотных казаков.
К концу пребывания епископа Димитрия в Туркестане священники были во всех
храмах. Кроме этого, имелся еще штат "разъездных" пастырей, появилась
возможность укреплять большие приходы направлять туда второго священника.
Из своих поездок по России епископ Димитрий неизменно привозил крупные
пожертвования российских благотворителей.
Еще одним даром Владыки Димитрия пастве были привозимые им из паломничеств
святыни: частицы мощей великих угодников Божиих, святые иконы.
Владыка Димитрий озаботился и тем, чтобы насущно важным делом просвещения народа
занялось не одно духовенство, но и образованные православные миряне.
В 1906г. архипастырь реорганизовал и расширил сферу деятельности существовавшего
с 1869г. Туркестанского Епархиального братства, с присвоением ему наименования
Казанско-Богородицкого Туркестанского Епархиального братства, в честь Казанской
иконы Божией Матери.
В том же 1906г. в Ташкенте по благословению и под почетным председательством
и контролем Преосвященного Димитрия было учреждено Туркестанское общество
религиозно-нравственного просвещения.
В Ашхабаде на таких же условиях было образовано Закаспийское братство Святого
Креста.
Высокая образованность, доброта и личное обаяние позволили Владыке Димитрию
привлечь к себе сердца верующей части интеллигенции и направить ее усилия
как на просвещение простых людей, так и на противодействие пагубным влияниям
в самих интеллигентских кругах.
Для укрепления веры в народе Владыка Димитрий стремился использовать возвышающую
красоту православных обрядов. При нем начали организовываться торжественные
дальние крестные ходы из селения в селение, из города в город. Храмовые
праздники, прибытие в епархию частиц святых мощей и святых икон и др. события
церковной жизни обставлялись с особой торжественностью.
В 1909г. по благословению Владыки Димитрия в Верном было создано Православное
общество хоругвеносцев.
Преосвященный Димитрий занимался также организацией противодействия сектантам,
особенно баптистам, которых называли еще "штундой" за их западное происхождение.
Штундистские "пресвитеры" направлялись в Туркестан из Одессы и имели поначалу
определенный успех в Ташкенте, Ашхабаде, Красноводске и ряде селений. Доходило
до оскорблений и угроз в адрес православных священников, даже до кощунств.
В 1910г. по приглашению Владыки Димитрия в епархию прибыл его личный друг
и духовный брат протоиерей Иоанн Восторгов (впоследствии принявший
мученический венец), который в течение полутора месяцев читал для духовенства
лекции о борьбе с сектами. Затем в Верном, Ташкенте, Ашхабаде для
священнослужителей и ревностных мирян были организованы противосектанские
миссионерские курсы. Вскоре православные предстали во всеоружии для борьбы
с сектантами: в некоторых селах даже грамотные крестьяне научились разоблачать
домыслы баптистов, и активность "штунды" стала затухать.
Владыка Димитрий пытался также защитить туркестанскую паству от "хищных волков"
тайных врагов Православия, которые, в противовес деятельности
Казанско-Богородицкого братства, под руководством Э.Баума организовали т.н.
"Общество ревнителей просвещения". Они занимались распространением нелегальной
литературы эсеровской, воспевавшей убийц-террористов, и марксистской, воспевавшей
классовую ненависть, заводили подпольные рабочие кружки, где среди прочих
"уроков просвещения" давалось, между прочим, руководство по устройству
баррикад и т.д. Он писал:
Не ограничиваясь устным обличением носителей революционной заразы, не
брезговавших в своих целях и разжиганием межнациональной розни,
в 1907г. Преосвященный Димитрий разослал по всем приходам окружное послание,
предупреждавшее пастырей и паству:
Много было у него слушателей, но много и врагов, которые не оставляли его в
покое, осыпая пасквильными письмами, карикатурами, называя черносотенцем.
Потом пошли анонимные письма с угрозами и клеветами, явно порочившие его
честное имя. Но Владыка не только не ослабевал в своем "черносотенном" мнении, но
все более укреплялся в открытой борьбе с "красной сотней"... ".
Кровавой "красной сотне" очень не нравился такой архиерей, как
Преосвященный Димитрий, открыто обличавший ее происки, действенно
препятствовавший агитаторам, готовившимся затопить Россию кровью.
Одними клеветами и угрозами дело не ограничилось. К нему на дом присылали
издевательские посылки с нечистотами. Дважды в карету Преосвященного Димитрия
подкладывали бомбы по милости Божией оба раза так и не взорвавшиеся.
Но архипастырь оставался неустрашим.
Несмотря на всю активность разрушительных сил, в Туркестане начала 1910-х годов
эти силы явно уступали силам, хранившим веру православную и верность законной власти.
В этом неоценимая заслуга Владыки Димитрия (Абашидзе).
Весной 1912 года весть о том, что Преосвященный Димитрий переводится на
Таврическую кафедру, скорбью отозвалась в сердцах православных туркестанцев.
В прощальном адресе духовенства говорилось:
Сам Преосвященный Владыка Димитрий воспринял указ о переводе его в Крым как
внезапно обрушившееся на него несчастье.
Расставаясь с со своей паствой, он сказал:
Был назначен настоятелем Корсунского Богородичного монастыря, а в 1914г. назначен также настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря. Движимый патриотическим порывом, в 1914г., после начала Первой мировой войны, епископ Димитрий отправился служить на Черноморскую эскадру в качестве рядового священнослужителя и три года в качестве простого судового священника плавал на одном из военных кораблей, участвовавшем в сражениях. За проявленное мужество он получил редкую награду панагию на Георгиевской ленте
На Соборе 19171918гг. архиепископ сыграл видную роль, выступая против домыслов той околоцерковной интеллигенции и чиновников, которые пытались воспрепятствовать спасительному для русского Православия восстановлению Патриаршества. Имя самого архиепископа Димитрия (Абашидзе) фигурировало в первом, так называемом, "большом списке" кандидатов на Патриарший престол. Владыка Димитрий входил в состав избранной 31 октября 1917г. Всероссийским Поместным Собором депутации для переговоров с московским штабом военно-революционного комитета в целях предотвращения артобстрела Кремля и гибели православных святынь. В охваченной революционным безумием Москве именно Владыка Димитрий взял на себя переговоры с большевиками и с изумительным бесстрашием сумел добиться от них прекращения обстрела Кремля, что позволило продолжить работу Собора. В связи с объявленной грузинами автокефалии своей Церкви архиепископ Димитрий (Абашидзе) был избран в заместители члена Священного Синода. В конце 1918г. вернулся в свою Таврическую епархию
Таврическая епархияВ Крыму уже бушевала гражданская война. Крым переходил из рук в руки.
В воспоминаниях митрополита Вениамина (Федченкова) упомянуто о том,
что Высокопреосвященный Димитрий помогал офицерам царской армии
укрыться от "революционной" расправы.
В 1919г. протоиерей П.И.Сербинов рассказывал о мужественном поведении Владыки
Димитрия в захваченном большевиками Крыму:
Это послание разбрасывали с аэропланов над позициями красных.
Но увы! Грех Русской земли был так велик, что соблазненный народ оставался глух
не только к призывам южнорусских архипастырей, но и к голосу святого
Патриарха Тихона, неустанно взывавшего о прекращении братоубийственной бойни.
После поражения Врангеля большинство находившегося в Крыму духовенства вместе с
его войсками ушло в эмиграцию.
Однако Владыка Димитрий, несмотря на уговоры своих собратьев, наотрез отказался
покинуть отечество. Митрополит Антоний (Храповицкий) назвал такое его решение
"самоубийством". Казалось очевидным, что Владыке Димитрию пламенному обличителю
революции, архипастырю Белого стана не приходится ждать пощады от большевиков.
И он готовился принять венец мученичества за Христа Господа.
По сведениям [9] Владыка продолжал жить в архиерейском доме в Симферополе, служил
в кафедральном соборе. Каждый день приносил вести об арестах и расстрелах, но
владыка Димитрий не пытался скрываться
В связи с плохим состоянием здоровья в 1921г. архиепископ Димитрий решил "раз и навсегда оставить епархиальное управление". 17 мая 1921г. он обратился в Киево-Печерскую Лавру с просьбой о принятии его в братство монастыря. Определением Духовного собора Лавры от 25 июня ст.ст. (8 июля) он мог быть принят на покой, "но только на собственное содержание, ввиду крайне затруднительного материального положения". В июле 1921г. владыка получил официальное уведомление от Духовного Собора. 21 августа 1921г. он поселился в Топловском Параскевиевском монастыре около Феодосии. 28 августа 1922г. в Симферополе на подворье Космо-Дамиановского монастыря он принял участие в постриге протоиерея А.Зверева, а затем в хиротонии его во епископа Мелитопольского. Властями это было квалифицировано как "нелегальное собрание", участники которого в ноябре 1922г. были осуждены Симферопольским судом. В частности, владыка Димитрий был осужден на год принудительных работ, но амнистирован
Во второй раз он был арестован органами ГПУ-НКВД в Топловском монастыре 11 апреля 1923г. в связи с сопротивлением верующих Симферополя при передаче собора и домовой церкви в архиерейском доме обновленцам. Содержался под стражей в Феодосии. 17 апреля 1923г. владыка был перевезен в симферопольскую тюрьму, где, в связи с резким ухудшением здоровья, до 20 мая содержался в тюремной больнице. Выслан в Киев 21 мая 1923г.[9]
По данным [7] приговор высшая мера наказания был направлен на утверждение Сталину, который заменил расстрел на тюремное заключение
По данным [7] провел в тюрьме около 2-х лет, там потерял зрение,
и ослепшего архиерея выпустили на свободу.
После многодневной слезной его молитвы у гробниц преподобных отцов Печерских
свершилось чудо: Господь частично вернул ему зрение.
О принятии схимы владыка впервые просил Духовный Собор Лавры еще в своем письме
от 17 мая 1921г, присланном из Симферополя.
12/25 октября 1923г. он подает рапорт с просьбой удостоить его "принятия св.схимы
чина великого ангельского образа"
Принял схиму с наречением "по имени Преподобного Антония Печерского"
Приняв схиму, начал подвизаться в затворе в Лаврской Китаевской пустыни, в жестоком посте и молитве. Во время пребывания в монастыре владыка совершил постриг целого ряда лаврских послушников, десятки монахов рукоположил в иеродиаконы и иеромонахи. Его духовным сыном стал живший в соседней келье архимандрит Ермоген (Голубев), впоследствии настоятель Киево-Печерской Лавры, многие годы страдавший в каторжных лагерях. Подобно своему Небесному покровителю, преп.Антонию Печерскому, схиархиепископ Антоний не оставлял без наставлений православный народ, и слово нового Киево-Печерского старца далеко разносилось по терзаемой богоборцами Русской земле Полуслепой архипастырь оказался духовно зорким: в своих посланиях он выступал с обличениями обновленчества. Обличал он и "григорианский" раскол. Очень многих вразумило его разоблачение антицерковной деятельности епископа Григория (Янковского), которого Владыка Димитрий очень хорошо знал лично: тот некогда был его соучеником в Киевской Духовной Академии. Владыка Антоний не забывал и родной его сердцу Туркестан, слал слова ободрения своим духовным детям в Среднюю Азию, где православные также вели борьбу как с обновленцами, так и с "григорианами". Строгим внушением он сумел образумить своего бывшего келейника священника о.Матфея Долиндо, сделавшегося было одним из лидеров "григориан": вернувшись в лоно Матери-Церкви, о.Матфей принял мученическую кончину за Христа. До закрытия Китаевской пустыни в 1929г. владыка жил около Троицкой церкви, после закрытия на частной квартире, рядом с пустынью, на Мышеловке
По воспоминаниям архиепископа Леонтия Чилийского (Филипповича), владыка Антоний жил в
Киеве "как великий подвижник, молитвенник и духоносный старец". Особо он отмечает
ряд случаев прозорливости владыки Антония. За духовными советами к нему стекались
православные верующие из России, Украины, Белоруссии, Грузии; у него окормлялись
многие, особенно монашествующие. "Жил он не для себя, пишет владыка Леонтий,
а для Бога, для Церкви и для людей. Ни один православный епископ, и даже некоторые
из обновленцев, впоследствии принесших покаяние, не проезжали мимо его скромного
жилища, чтобы не зайти для православной беседы".
Митрополит Вениамин (Федченков) пронес через годы и лишения поучение архиепископа
Димитрия, сказанное при архиерейской хиротонии:
В 19201930гг. схиархиепископ Антоний продолжал принимать участие в совершении
хиротоний. Архиереи называли его Аввой Антонием.
В начале 1933г. органы ГПУ арестовали членов монархической организации "Союз
Христовых воинов". Начались аресты лаврских монахов. На протяжении марта-апреля
1933г. было арестовано более 20 монахов.
У владыки Антония был произведен 13 марта 1933г. обыск, изъято два Евангелия, два креста,
серебряная икона, чаша и лжица для Причастия, свечи, книги, переписка. Схиархиепископ
Антоний был арестован и содержался в Киевском ДОПРе
В материалах следственного дела владыку называют "идейным вдохновителем Киевского к/р образования"
Возможно, что от более жестоких репрессий власти удержало знакомство и переписка с бывшим питомцем Тифлисской семинарии Иосифом Джугашвили. На допросах арестованные лаврские монахи говорили о большом, колоссальном авторитете схиархиепископа Антония, считали его "благочестивым отцом своим"
9 мая 1933г. уполномоченный СПО КОО ГПУ счел, что пребываие владыки на свободе не повлияет на ход следствия, и 10 мая владыка Антония был отпущен из тюрьмы с подпиской о невыезде из Киева. И после освобождения из тюрьмы владыка Антония продолжал встречаться и вести обширную переписку с духовными чадами, а также с находящимися в заключении, в лагерях и ссылках, в том числе и с о.Ермогеном (Голубевым), посылал в места заключения посылки
С конца 1937г. до 15 июля 1941г., когда на вакантную кафедру митрополита Киевского
и Галицкого, Экзарха всея Украины был назначен митрополит Николай (Ярушевич),
владыка Антоний был единственным православным архипастырем в Киеве, хотя и находился на покое.
Проживал он на частной квартире на Кловском спуске, 20. По свидетельству владыки
Леонтия Чилийского, дом был маленький, простой-простой. "При владыке жил мирянин
будущий о.Димитрий Бакай, насельник Русской Духовной Миссии в Святой Земле, и
две монахини м.Ксения и м.Серафима, которые присматривали за ним"
(c) ПСТГУ |