Рукоположение
Служение
Грузия, Бодбийский женский монастырь св.Нины
монахиня
Должность=послушница
Из показаний матушки Веры, имеющихся в архивно-следственном деле 1935г.:
"Я... родилась... в 1874 году...
Постриг в монашество приняла в 17-летнем возрасте в Грузии, женский монастырь
просветительницы Грузии Нины с именем "Вероника".
Показания записаны с моих слов правильно и мне зачитаны" Костромская губ., Галичский у. (Костромсая о., Сусанинский р.), с.Ново-Сумароково (Новое Теляково), Свято-Троицкий женский монастырь
монахиня
Год начала 1906
Год окончания 1910
Месяц окончания 7
В 1906г. вернулась в Ново-Сумароково и поступила в там в Свято-Троицкий женский
монастырь.
Круглый год ходила босой, под одеждой носила металлические вериги.
Обладала даром прозорливости и исцеления, стала почитаться местными жителями Костромская губ., Кинишемский у. (Ивановская о., Кинешемский р.), с.Решма, Макариев Решемский женский монастырь
монахиня
Год начала 1910
Месяц начала 7
Год окончания 1910
В июле 1910г., по приглашению настоятельницы Макариево-Решемского монастыря
игумении Досифеи (Ипатовой), в 19001901гг. бывшей настоятельницей Свято-Троицкого
монастыря, она перешла в Решемскую обитель, где она стала пользоваться у местных
жителей таким же почитанием, как и в Ново-Сумарокове.
Игумения Досифея организовала скит в приписной к Решемской обители Нодогской
Рождественской пустыни, находящейся в лесу на реке Нодоге, которая впадает
в левый берег Волги. Вера Меркулова первая изъявила желание поселиться там Костромская губ., Кинешемский у. (Ивановская о.), Нодогская Рождественская пустынь
монахиня
Год начала 1910
Год окончания 1911
Подвижница прожила с некоторыми сестрами в Нодогской пустыни полгода.
За это время ее имя стало известно в Кинешемском уезде, а Нодогская пустынь стала
местом массового паломничества богомольцев.
В начале 1911г. в результате клеветнического доноса подвижница была вынуждена
оставить Решемскую обитель и по распоряжению епископа Костромского и Галичского
Тихона (Василевского) вернуться в Свято-Троицкий монастырь Костромская губ., Галичский у. (Костромская о., Сусанинский р.), с.Ново-Сумароково (Новое Теляково), Свято-Троицкий женский монастырь
монахиня
Год начала 1911
Особый наплыв посетителей к монахине Веронике пришелся на годы Первой Мировой войны,
когда к ней шли тысячи людей, стоявших по несколько дней в очереди, чтобы увидеть
ее и узнать у нее о судьбе находящихся на фронте близких.
В 1919г. община Свято-Троицкого монастыря была зарегистрирована как
сельскохозяйственная коммуна.
Из показаний Веры Меркуловой на допросе 12.06.1934г.:
"58 лет, родом из с.Н.Теляково... Образование среднее...
Я с детства проживала в Свято-Троицком монастыре с.Н.Сумароково
до 20-ти летнего возраста. В монастыре была в качестве игумении и после
была переведена в Ростов-на-Дону для основания монастыря, где проживала до
25-ти летнего возраста. Когда выстроила монастырь, была я снова назначена
Святейшим Синодом для услужения монашек, т.к. между ними был разлад.
Прибыла в качестве настоятельницы игумении, проживала в монастыре
до 1917г. ...
Я все время служила настоятельницей монастыря (игуменией). Кроме этого,
мне поручалось от Святейшего Синода расследовать раздоры среди монашества
в монастырях. По этим вопросам я очень часто выезжала в ряд монастырей
России...".
Из ее показаний на допросе по делу 1921г.:
"24-х лет я приехала по внушению свыше из г.Ростова в город Кострому,
а затем поступила в Свято-Троицкий женский монастырь, где и состояла
"церковницей".
В ежегодных ведомостях, подаваемых из монастыря в консисторию, среди прочих
ста с небольшим лиц, "живущих на испытании в Свято-Троицком женском монастыре",
числится и
"N 42 Вера Антониевна Меркулова, 23г., крестьянская девица Орловской губ.
Мценского уезда; в монастыре с 1906г., читать и писать умеет, хороших
качеств и к послушанию способна... ".
По этим данным, в 1917г. она еще даже не была послушницей, а находилась в монастыре
среди лиц, проходящих испытание.
Вера Меркулова исполняла в монастыре различные послушания.
Из ее показаний на следствии 1921г.:
"В 1918г. я ездила в Петроград за иконами и церковной утварью для с.Высоково".
С мая 1917г. духовником Веры Меркуловой и некоторых других сестер монастыря
был иеромонах находившегося в 20 верстах от обители Железноборовского монастыря
о.Иоасаф (Григорий Меркурьевич Сазанов), которого игумен монастыря Никодим
назначил в июне 1917г. благочинным Свято-Троицкой обители.
Впоследствии у иеромонаха Иоасафа при аресте было найдено письмо:
"...Благодарю за молитвы батюшки. Все же покойна моя душа, от всех сих
попечений хватает мне этого, и желает и пламенеет душа моя, подвигов хочу,
Пашенька. Хочу, Пашенька, взять на себя подвиг. Ходить бы босой мне хочется,
не благословит ли батюшка? Жду благословения и с радостью начну".
Из статьи исследователя Ларисы Сизинцевой [2]:
"Это письмо было не подписано, но почерк матушки Веры трудно перепутать с
каким-либо другим, как бы не изменялся он с течением времени...
Даты на письме нет, место отправления тщательно замазано, лишь
угадывается нечто, похожее на "Саров". Сразу вспомнилась ее фраза из
дела 1921г.
"Подайте мне палку Саровскую... ".
Судя по тому, что письмо было найдено у иеромонаха Железноборского
монастыря Иоасафа, оно дошло до батюшки.
Босое хождение матушки Веры известно, значит, батюшка благословил?"
Из показаний одной из насельниц монастыря, Феклы Кулевой, на следствии 1921г.:
"Верушку я знаю с первых дней поступления ее в монастырь. Она пришла еще
молоденькая. Сперва она работала, шила, помогала работать старым монахиням.
Тогда к ней еще никто не ходил из посторонних.
Но вот уже года три как к Верушке стал ходить народ за советом".
Из показаний насельницы монастыря на следствии 1921г.:
"Я знаю Меркулову 6 лет. Я с ней имела переписку и очень часто обращалась
с вопросами и за советом в трудных случаях жизни. Ей дан особый дар от Бога.
Она ходит босою зимой и летом; к ней тысячи народа ходят за советом".
Из показаний о Верушке насельницы монастыря Агнии Завьяловой 27 апреля 1921г.:
"...В трудную минуту она давала добрые советы, всегда говорила: нужно
жить и трудиться. Святой мы ее не считали...".
В народе говорили о "матушке Вере из Сумароковского монастыря, босоножке, прозорливице,
которую большевики босыми ногами ставили на раскаленную плиту, а ей что по плите,
что по снегу, все одно и то же"
Аресты
|