Home page | NIKA_ROOT | INDEX | МонашИмяДоСхимы | Афиноген |
Родился в крестьянской семье. Родители не учили мальчика молитве, но, как он позднее рассказывал, у него "созрело желание молиться уже с пятилетнего возраста". Маленький Вася "очень любил слушать взрослых, когда они читали или говорили о чем-то Божественном, особенно о монастыре". В восемь лет Василий Агапов окончил трехклассную земскую школу и был отправлен родителями учиться швейному делу в Петербург, где у него окончательно созрело решение уйти в монастырь
РодствоВ апреле 1903 года он оставил Петербург и пешком добрался до монастыря преподобного Макария Римлянина в Новгородской губернии. Настоятель монастыря, игумен Арсений, сначала отказался его принять, считая, что "петербургские мастеровые порченные, балованные". Со слезами, на коленях умолял Василий взять его в монастырь. После шестимесячного испытания Василию в обители было назначено послушание портного. Кроме того, новый настоятель монастыря, игумен Кирилл, поручил ему за трапезой читать жития святых. Потом он был чтецом в храме за богослужением. Он радовался ежедневному пребыванию в храме. Сам же он особенно любил книги святоотеческие. Из них он узнал о последствиях греха и о покаянии. Иногда братия заставала его за книгой с заплаканными глазами
Пострижен в мантию с именем Афиноген. По данным [2] был пострижен 10 июля 1911г. За семилетний период пребывания в монастыре, благодаря чтению духовных книг и молитве Иисусовой, у него "не было мыслей посторонних", к этому же он "приложил, по совету Аввы Дорофея, самоукорение, а оно возбуждало чувство покаяния"
иеродиаконЗа эти годы подвижнической жизни иеромонах Афиноген стал хорошо известен среди местных прихожан. На исповедь к о.Афиногену выстраивалась целая толпа, поэтому ему порой приходилось простаивать в храме до самого утра. Бывало, уже начинается служба, а о.Афиноген все исповедовал народ. Наконец к нему подходил кто-либо из монахов и тихо говорил: "Батюшка, нужно уходить". Тогда только перед самым богослужением, старец прерывал исповедь. Случалось ноги от многочасового пребывания без движения так затекали, что старец Афиноген не мог сделать ни шага: тогда два диакона брали его под руки и уводили в алтарь
В 1922г. началась кампания по изъятию церковных ценностей. Естественно, что во многих обителях и приходах прятали самые чтимые иконы, мощевики и литургические сосуды. 15 июля 1924г. в Вознесенско-Макарьевский монастырь из Новгорода нагрянули чекисты. Они провели обыск и нашли спрятанные в обители святыни. В результате были арестованы настоятель монастыря епископ Кирилл (Васильев) и 15 насельников среди них и иеромонах Афиноген
Началось следствие, суд состоялся только через полгода и проходил три дня Епископа Кирилла (Васильева) осудили на 5 лет тюрьмы со строгой изоляцией. Приговоры остальным инокам оказались менее суровыми. О.Афиногену был предоставлен выбор города для поселения и он избрал г.Осташков Одновременно о.Афиноген вместе с другими осужденными насельниками Макарьевской пустыни послал апелляцию в Москву. Через 6 месяцев пришел ответ, подтверждающий приговор и о.Афиноген был вынужден отправится в Осташков
Каждую неделю о.Афиноген обязан был являться "на отметку" в местные органы, где состоял на учете. И все же ему, пусть и не без труда, удалось вскоре поселиться в обители преп.Нила Столобенского на одном из островов озера Селигер, неподалеку от Осташкова
Калининская о., оз.Селигер, Нилова Столбенская пустыньНастоятель монастыря архимандрит Иоанникий принял о.Афиногена в число братии и определил послушание по его специальности шить облачения. Прошел год и о.Афиноген послал в Москву новое заявление с просьбой освободить его от высылки. В этот раз прошение было неожиданно удовлетворено и вскоре о.Афиноген получил освобождение и даже со снятием судимости. В том же 1927г. старец вернулся в Макарьевскую пустынь
На территории монастыря уже располагался колхоз; монахам были оставлены лишь два дома. Настоятель обители был уже о.Ферапонт, живший, однако, не в самом монастыре, а на монастырском подворье в Любани. О.Афиногена он оставил при себе помощником. В Любани старец прожил еще 4 года
Решение о награждении принял митрополит Серафим (Чичагов), а надел крест на о.Афиногена епископ Петергофский Николай (Ярушевич) в соборе Александро-Невской Лавры в Ленинграде в день Входа Господня в Иерусалим
Был арестован по делу "филиала "ИПЦ" 18 февраля 1932г., когда за одну ночь были арестованы все насельники, жившие как в самой Макарьевской пустыни, так и на монастырском подворье в Любани
Арестованных монахов привезли в Ленинград и заключили в известную наиболее жестокими порядками тюрьму "Кресты". Монастырь и подворье были осквернены
Новосибирск, концлагерьРаботал на строительстве Беломорканала. О.Афиноген, трудясь в совершенно нечеловеческих условиях, выжил тогда лишь по милости Божией, по сути чудом. Особенно страдал о.Афиноген тогда от голода. Случалось, что по три дня подряд не получал своей пайки хлеба, поскольку не вырабатывал дневную норму. Однажды о.Афиногену пришла посылка и ее присвоил конвоир. Уголовники, знав о посылке стали требовать ее от о.Афиногена и не поверив, что ее нет жестоко избили о.Афиногена. Так, по попущению Божию, терпел он холод, голод и побои, полагаясь во всем на волю Господню и надеясь лишь на Его милосердие. Спустя некоторое время жизнь в лагере сделалась для старца немного легче: в лагере появился еще один иеромонах. Теперь иноки могли духовно укреплять друг друга, а главное, исповедоваться. Покрывая голову листом лопуха вместо епитрахили, иноки взаимно, по-братски, отпускали грехи. В лагере вместо положенных по приговору трех лет о.Афиноген пробыл два года он был освобожден досрочно. Ему определили местом жительства г.Малая Вишера По данным [2] был освобожден в 1935г.
Приехав в Малую Вишеру, получив паспорт и встав на учет, о.Афиноген с помощью знакомых нашел себе комнату и "стал жить, как и прочие граждане нашей страны". Старцу приходилось то работать сторожем, то заниматься пошивочным ремеслом. Наиболее тяжко переживал о.Афиноген в это период жизни то, что не было никакой возможности предстоять Престолу Божию: он не служил в церкви со дня ареста в течение целых 9 лет. Прожил он в Малой Вишере до самой войны с Германией
Вскоре после начала войны о.Афиноген вновь оказался в Любани, и оттуда он уже не смог вернуться назад в Малую Вишеру. Немцы внезапно заняли Чудово и Любань, и старцу пришлось остаться на оккупированной территории. Из политических и пропагандистских соображений немецкие власти старались продемонстрировать свое терпимое отношение к православному духовенству и верующим. Поэтому оккупанты не стали чинить препятствий, когда любанские жители, хорошо помнившие о.Афиногена, попросили разрешить ему возобновить богослужение в местном храме. 11 сентября 1941г. в день памяти Усекновения главы св.Иоанна Предтечи, о.Афиноген совершил в любанской церкви свое первое после 9-ти летнего перерыва богослужение. Так прослужил о.Афиноген в Любани до 1 апреля 1942г. Затем его перевели в г.Тосно
Ленинградская о., г.Тосно, Казанская церковьСтарец был вывезен немцами в качестве "рабочей силы" в г.Тукумс, где он оказался как бы в некоем подобии "рабства". Его выставили "на продажу" на базаре в священническом облачении. Один латыш его купил, отвез к себе, дал домик, а рядом оказался храм, где он стал служить. Латыш был человеком добрым и батюшку никогда не обижал. Вскоре, однако, о.Афиноген, в соответствии с распоряжением епископа Рижского Иоанна (Гарклава) оказался в Спасо-Преображенской Волгунской пустыни
Латвия, Елгавский р., Спасо-Преображенская Волгунская пустыньИменно в Спасо-Преображенской пустыни о.Афиногену и довелось встретится с некоторыми иноками Псково-Печерского монастыря во главе с игуменом Агафоном (Бубиц). В сентябре о.Афиноген был вывезен немцами в Ригу в женский Свято-Троицкий монастырь
Рига, Свято-Троицкий женский монастырьПрожив около 4-х месяцев в Риге, о.Афиноген выехал в Печоры
Псковская о., г.Печоры, Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастырь10 февраля 1945г. Указом архиепископа Псковского и Порховского Григория (Чукова) о.Афиноген был официально переведен в Псково-Печерский монастырь. В том же году был утвержден казначеем и ризничим. Основным послушанием иеромонаха Афиногена было шитье облачений и монашеских одежд. Как священник, он нес также седмичную чреду служений
О.Афиногена Удостоили сана игумена в день Входа Господня в Иерусалим при наместнике обители архимандрите Нектарии (Григорьеве)
В 1949г. епископ Владимир (Кобец) благословил старца временно совершать богослужения на о.Залит
Последние 13 лет жизни престарелого инока были неразрывно связаны с Псково-Печерским монастырем. Старец был назначен братским духовником, а по благословению иеросхимонаха Симеона (Желнина) он принял на себя послушание по отчитыванию одержимых злыми духами. С этого времени к о.Афиногену стало приезжать множество страждущих нередко из самых отдаленных уголков России. Одни из них страдали более физически, другие сугубо духовно, от бесов. Батюшка старался принимать и тех и других, стремясь по возможности облегчить их скорби. И немало больных действительно исцелялось. В 1970-х годах старец много и тяжело болел, но, несмотря на слабое здоровье и весьма преклонный возраст (ему исполнилось уже 90 лет), он по-прежнему неустанно продолжал свои труды по духовному окормлению как иноков Псково-Печерского монастыря, так и паломников-мирян. Примерно за два месяца до смерти, в день Святой Пасхи, старцу еще довелось участвовать в монастырском богослужении, более в этой жизни он уже не служил в Божием храме
Награда была вручена в день праздника Сретения Господня в ознаменование 50-летия служения в священном сане и 60-летия иноческого жития
орден святого князя Владимира III степени7 мая 1979г. о.Афиноген, будучи неизлечимо больным, был пострижен в схиму с именем в честь святого мученика Агапия (память 1 сентября). По данным [7],[8] пострижен в схиму с именем Агапит
О.Агапий был смиренным иноком, всегда готовым помочь другим и делом, и словом. Перед кончиной старец ежедневно приобщался Святых Христовых Таин и при этом пел пасхальные и другие церковные песнопения. В последний раз участвовал в богослужении на Пасху
Отпевание совершил в Успенском соборе монастыря митрополит Псковский и Порховский Иоанн, в сослужении архимандрита Гавриила, собора монастырских старцев и клириков из различных приходов. Гроб с телом почившего был перенесен в Богом зданные пещеры и установлен в нише рядом с пещерным храмом в честь Воскресения Христова
1. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб., 1999. |
2. Вечная память почившим// ЖМП. 1980. N 6. |
3. У пещер Богом зданных: Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ века/ Сост. Ю.Г.Малков, П.Ю.Малков. М.: Правило веры, 1999. |
4. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. |
5. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. |
6. Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999. |
7. Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. |
8. Псковский синодик пострадавших за веру Христову в годину гонений священнослужителей, монашествующих и мирян Псковской епархии ХХ столетия. Москва Псков: "Духовное преображение", 2005. |
(c) ПСТГУ |