Новомученики и исповедники
Home page NIKA_ROOT INDEX ДеньСмерти 13 Дела ob6.01 => ob6.01 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
6
Служение
    Служение
    Петроградская епархия 
    митрополит 
    Должность=митрополит Петроградский и Гдовский 
    Год начала 1919 
    Год окончания 1922 
    День окончания 13 
    Месяц окончания 8 
    В 1921г. советской властью была предпринята новая попытка уничтожить Церковь
    в России. Голод, распространившийся по стране с 1917г., перерос в бедствие
    для десятков миллионов людей. Летом 1921г. в Поволжье случилась засуха.
    Начался мор. С Поволжья повальная смерть перекинулась на Сибирь, Крым, Южную
    Украину, Азербайджан, Киргизию... В августе 1921г. Святейший Патриарх Тихон
    обратился с посланием ко всем русским людям и благословил добровольное
    пожертвование церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления.
    Патриарх просил Советскую власть разрешить образовать Церковный всероссийский
    комитет и епархиальные комитеты на местах, чтобы Церковь могла оказывать
    помощь голодающим. Разрешения не последовало, но Церковь продолжала собирать
    добровольные пожертвования, люди исполняли свой христианский долг. Спустя
    полгода, 23 февраля 1922г., Постановлением ВЦИК было узаконено изъятие всех
    драгоценных предметов, не исключая священных сосудов, что по церковным
    канонам рассматривается как святотатство (73-е апостольское правило), а
    послание Патриарха было расценено как саботаж. Петроградский Совет "кампанию
    по изъятию" начал с переговоров с Правлением Общества православных приходов.
    И члены Помгола Петроградского Совета, и члены Правления Общества хотели
    избежать оскорбления религиозного чувства народа, стихийных, а может быть, и
    кровавых беспорядков. Митрополит Вениамин принимал участие в переговорах. 5
    марта 1922г. он получил официальное приглашение и 6 марта в Смольном
    состоялись переговоры с членами комиссии Помгола. Владыка представил комиссии
    заявление, где указывал, что Церковь готова пожертвовать для спасения
    голодающих все свое достояние, включая и священные сосуды. Заявление в
    Смольном было принято, и Владыка, почувствовав взаимопонимание, встал,
    благословил всех и со слезами на глазах сказал, что он своими руками снимет
    драгоценную ризу с образа Казанской Богоматери и отдаст ее на спасение
    голодающих братьев. 7 и 8 марта 1922 года в московской газете "Известия"
    появились сообщения об искреннем желании петроградского духовенства выполнить
    гражданский долг и Постановление ВЦИК от 23 февраля 1922г. 19 марта 1922г.
    Ленин пишет секретную инструкцию, которая распространяется не только среди
    членов центральной власти, но срочно передается в местные советы. Инструкция
    предписывает провести "с максимальной быстротой и беспощадностью подавление
    реакционного духовенства", ибо ситуация "представляет из себя не только
    исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем
    99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить
    за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий... Чем большее
    число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся
    нам по этому поводу расстрелять, тем лучше" (Известия ЦК КПСС, 1990, N 4,
    с.190–193). Митрополит Вениамин был потрясен, когда ему объявили, что
    ценности будут изъяты в формальном порядке как "принадлежащее государству"
    имущество. По своему пастырскому долгу он не мог благословить свою паству
    содействовать насильственному изъятию святынь. Второй удар, уже от
    "лжебратий" (живоцерковников), создал условия для раскола Церкви. 24 марта
    1922г. в петроградской газете "Правда" появилось письмо двенадцати
    священников: Красницкого, Введенского и др., в котором авторы обвиняли
    духовенство в контрреволюционности, в политической игре во время народного
    голода. На собрании духовенства свящ. Введенский заявил о разрыве с
    "реакционным" духовенством и создании "живой церкви". Митрополит Вениамин
    отказался благословить раскол. На следующий день появилось постановление
    Владыки, объявлявшее Введенского находящимся "вне православной церкви".
    Большевистские газеты выдали участие властей в раскольных действиях
    живоцерковников: они обрушились с угрозами на Владыку, призывая карающий "меч
    пролетариата" на его голову. Но авторитет Владыки у народа был столь велик,
    что угрозы пока были только в газетах. Вскоре Введенский как депутат
    "революционного епархиального управления" в сопровождении бывшего
    председателя Петроградской ЧК, Петроградского коменданта Бакаева явился к
    митрополиту и предъявил ему ультиматум: отменить постановление об отлучении
    его, Введенского, от церкви, в противном случае митрополит и его духовные
    сподвижники будут преданы суду как противящиеся изъятию церковных ценностей и
    погибнут. Митрополит Вениамин понимал, что настал час выбирать: или смерть,
    или отменой постановления признать власть узурпаторов, "революционного
    управления" живоцерковников. Владыка ответил Введенскому категорическим
    отказом. Затем он надел на руку красные четки, какие надевал на богослужения
    Пасхи и в праздники святых мучеников, отдал необходимые распоряжения по
    епархии, попрощался с близкими.
    Изъятие ценностей в церквах Петрограда сопровождалось волнениями народа.
    В церкви Путиловского завода рабочие не позволили произвести изъятие.
    В других приходах при появлении советской комиссии ударяли в набат, созывая
    верующих оказать сопротивление. Народ проклинал кощунников и предательство
    живоцерковников.
    28 мая 1922г. митрополит Вениамин обратился к петроградской пастве с посланием,
    направленным против обновленческого раскола
    Митрополит Вениамин был первым, кто не поверил обновленцу Александру Введенскому
    и иже с ним, что Патриарх Тихон передал обновленцам церковную власть.
    Митрополит категорически отказался признавать права самозванного
    обновленческого ВЦУ
(c) ПСТГУ