Надежда (Бреннер Зинаида Александровна)
Год рождения 1890
монахиня
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1919г.]
[1919-1929гг.]
[1929-1983гг.]
Места проживания
Москва, Якиманка
Недалеко от Якиманки, где проживала с родителями Зинаида Бреннер, находилась
только что открытая Марфо-Мариинская обитель милосердия. Настоятельницей была
Великая Княгиня Елизавета Федоровна, духовником о.Митрофан (Сребрянский),
будущий архимандрит Сергий.
Из воспоминаний матушки Надежды:
"Первый раз я в обитель попала в 1909г., еще собора не было одна церковь
Марфы и Марии, маленькая. Служили Всенощную. Великая Княгиня в белом, сестры
в белом, батюшка в голубом облачении. Стояла, не помня себя, как будто вижу
видение, домой бежала, обливаясь слезами. Впустили меня: "Ты где была?"
не знаю, где была, на земле ли, и стала в обитель бегать. А когда решилась
к ним проситься, батюшка мне: "Да, мы принимаем". Я к маме: "Я поступила в
обитель!" а мама была строгая и властная: "Что? Этого не будет!" Я опять
к батюшке. Он говорит: "Нет, без родительского благословения не можем взять".
Казанской Богоматери я тогда молилась подставлю стул к образу: "Что же,
Ты меня не слышишь, что ли?" вот дура-то была! Мама срочно квартиру новую
сняла с Якиманки на Малую Бронную переехали, подальше от обители..." Москва, Малая Бронная
Год окончания 1919
Из воспоминаний матушки Надежды:
"И семь лет я в обитель бегала, денег на трамвай не брала. Как только речь
о поступлении, мама: "Иди на все четыре стороны, ты мне не дочь!" И всегда
меня матушка [Великая Княгиня] подзовет, утешит: "Зиночка, будешь в обители,
ты не беспокойся!"... Каждый день в обитель бегала на работу иду, зайду,
хоть мне не по дороге, до "Отче наш" достою; с работы иду...
Матушка настоятельница говорила: "Зиночка, все равно ты наша сестра, только
не в стенах наших. Мы сестер в другие города на послушание отпускаем вот
представь, что мы тебе послушание дали послужить маме". Велела и за
трапезу мне ходить, только ночевать домой...".
Ближайшей подругой Зинаиды Бреннер на многие годы стала монахиня Любовь
(Фрося Евфросиния Никитична Журило), поступившая в обитель в 1913г.
Из воспоминаний матушки Надежды:
"Я за службами всегда очень плакала, и Фрося обратила на меня свое внимание
(она пела на клиросе). Подошла ко мне и спросила, о чем я плачу. Я объяснила,
а она говорит: "Не плачьте, будете в обители". С тех пор она меня всегда
утешала, говорила обо мне с Великой Княгиней и с батюшкой. Они очень жалели
меня, но принять не могли. А Великая Княгиня разрешила мне ходить на трапезу
после всех и оставаться у Фроси в келье, вообще разрешила меня поддерживать,
что она и исполняла после службы вечером провожала до трамвая, благословляла
иконой "Скоропослушница"..."
Служение
Москва, Марфо-Мариинская обитель милосердия
монахиня
Год начала 1919
Год окончания 1926
В 1918г., после ареста и мученической гибели Великой Княгини Елизаветы Федоровны
сестры обители на собрании под председательством своего духовника отца Митрофана
Сребрянского (в будущем архимандрита Сергия) избрали
настоятельницей обители Валентину Сергеевну Гордееву.
С приходом Советской власти все денежные средства обители были национализированы,
благотворители были сами разорены. В обители в это время жило 105 сестер.
Несмотря на трудности, больница, амбулатория, аптека, школа, столовая
оставались для бедных бесплатными даже в 1920г.
Средства добывались работой сестер.
Из воспоминаний монахини Надежды:
"В 1919г., когда я поступила в обитель, Великой Княгини уже не было,
была Валентина Сергеевна Гордеева... В 1920г. Фрося ... видела во сне
прп.Онуфрия, который... сказал: "Благословляю вашу святую дружбу, храните
друг друга" ...После революции из деревни запретили привозить продукты,...
Фрося... ездила на двухколесной телеге за хлебом для всей обители. Одна
редко какая сестра согласится с ней поехать. Когда я могла, то с удовольствием
с ней ездила... Так 8 лет она кормила всю обитель".
В 1919г. храм Покрова Пресвятой Богородицы и храм Марии и Марфы были переданы сестрам
и верующим в безвозмездное пользование по договору.
В октябре 1922г. на собрании сестер ради сохранения обители было решено сменить
название на "Марфо-Мариинская трудовая община".
Был избран совет общины, в которую вошли самые активные и деятельные сестры
милосердия.
Но власти потребовали внести изменения в устав: исключить из задач общины
просветительские цели, потребовали, чтобы совет избирался не на 5 лет, а на
один год и т.п. Ради сохранения общины сестры согласились сделать изменения
в уставе.
В феврале 1923г. были арестованы настоятельница В.С.Гордеева, протоиерей Митрофан
Сребрянский (впоследствии архимандрит Сергий), священник Вениамин Воронцов
(впоследствии митрополит Ленинградский), на свободе из духовных руководителей
обители остался лишь недавно приехавший в Москву молодой священник
о.Иоанн Игошкин (впоследствии прп. исповедник архимандрит Гавриил).
Арестованных обвиняли в противодействии властям, в том, что о.Митрофан зачитывал
с амвона воззвание Патриарха Тихона об изъятии церковных ценностей.
В.С.Гордеева была отпущена после допроса и вернулась в обитель.
О.Вениамина продержали в тюрьме 6 месяцев и отпустили на свободу, он вернулся на
службу в обитель.
О.Митрофан Сребрянский был отправлен на 3 года в Тобольскую ссылку.
Из воспоминаний монахини Надежды:
"В 1924г. я заболела. Фрося увидела во сне прп.Онуфрия, который сказал ей:
"Не беспокойся, она поправится, и будет Надежда...Я же, проснувшись, начала
читать тропарь прп.Евфросинии, которого никогда не слыхала, и позже нигде
его не нашла...".
В 1925г. устав общины был аннулирован властями. Тогда сестры решили переименовать
Марфо-Мариинскую трудовую общину в трудовую артель.
Сестры зарабатывали деньги частной практикой: стегали одеяла, шили тряпичные куклы,
ухаживали за больными.
Началась усиленная травля обители со стороны воинствующих безбожников.
В обитель прибыла комиссия с ревизией,
которая, проверив все финансовые и хозяйственные документы, составила фальшивый
акт, будто бы в обители выявлено много нарушений. Акт был отправлен в ОГПУ, и
против сестер обители было возбуждено уголовное дело.
Сестер по очереди вызывали на допрос на Лубянку.
4 февраля 1926г. были опечатаны все шкафы, подсобки, запасные двери, были поставлены
209 печатей
Осуждения
./02/1926
Приговор=высылка в Киргизский край с последующим запретом проживания в Москве и области
8 (18?) февраля 1926г. в Марфо-Мариинскую обитель прибыли вооруженные солдаты.
Командир зачитал постановление НКВД о высылке сестер во главе с настоятельницей
В.С.Гордеевой и о закрытии обители.
Все 111 сестер были посажены в кузова машин и вывезены на вокзал для дальнейшей
отправки в разные отдаленные районы страны.
Старшие 18 сестер во главе с В.С.Гордеевой, в том числе матушка Надежда, были
высланы в Киргизский край.
Кельи сестер заняли коммунисты. Обитель была ликвидирована
Места заключения
Киргизия, г.Кзыл-Орда
Год начала 1926
День начала 23
Месяц начала 2
23 февраля 1926г. ссыльные сестры прибыли в г.Кзыл-Орду.
Из воспоминаний матушки Надежды:
"23 февраля, в День Ангела нашей настоятельницы Валентины Сергеевны
святой мученицы Валентины мы приехали в город Кзыл-Орда. Она [Кзыл-Орда]
угостила нас на вокзале плюшками из буфета. Все смотрели на нас с удивлением,
ведь мы были первые ссыльные в этом городе.
Одна добрая женщина взяла к себе Валентину Сергеевну и еще несколько наших
сестер, которые были послабее и постарше...
Нам в городе сказали, что оставят в Кзыл-Орде,...но на другой день...
объявили, что разошлют нас в разные города Казалинск, Алма-Ату, Чимкент...
Нас всех разъединили и разместили по-своему. И вот настал день отъезда.
Мы с Фросей прощались с горькими слезами... Она уезжала в 4 часа в Туркестан,
а я в 2 часа ночи в Казалинск с Валентиной Сергеевной, регентом и медсестрами...
Незадолго до разорения обители прп.Онуфрий во сне сказал Фросе: "Я вас
временно разлучу, а потом опять будете вместе"..." Киргизия, г.Казалинск
Год начала 1926
Год окончания 1929
В 1929г. матушка Надежда и другие сестры были освобождены с лишением права
проживания в Москве и Московской губ. и уехали в Ростов
Места проживания
Ярославская губ., г.Ростов
Год начала 1929
По благословению архиепископа Варлаама (Ряшенцева) сестры обители выехала в Туркестан Туркестан (Казахстан), г.Алма-Ата
Год окончания 1936
Из воспоминаний матушки Надежды:
"Шел 1931 год. Валентина Сергеевна стала сильно болеть и с каждым днем
слабеть... 19 июля в субботу после Всенощной Валентина Сергеевна тихо
отошла ко Господу".
Матушка Надежда болела туберкулезом.
Из ее воспоминаний:
"Приехал в ссылку тибетский врач-травник. Фрося стала спрашивать, в чем он
нуждается, а он отвечал, что ничего ему не надо, все есть..., назвал себя
"врач Хаджи-Мурат", а сам русский, православный. Пригласил нас к себе на обед.
Фрося сказала ему, что я болею туберкулезом легких, каждую весну и осень
кровью харкаю, а наш фельдшер удивляется, как это я живу, когда должна умереть.
На это "Хаджи-Мурат" сказал: "Я тебя вылечу,... нужно выпить два лекарства.
Один литр стоит 50 рублей.". Я говорю: "Такое дорогое лекарство я не могу
купить". "А я с тебя и не возьму". Но я все равно отказалась. Тогда он
сказал мне, что я грешу: Бог посылает врача, а я не принимаю. Так он
заставил согласиться, и вылечил меня совершенно. Фросе обещал платить 50 рублей
на ссыльных, а к Пасхе дал сразу 200 рублей устроить им разговенье...
В 1933г. умерла моя мама. Мне сообщили после 40 дней. Мы с Фросей поехали
в Москву, побыли на могилке. Потом поехали на Пионерскую к схиигумении Фамари,
которая вернулась из ссылки. Она нас просила на обратном пути в Туркестан
завезти посылку митрополиту Кириллу (Смирнову), который от нас жил в двух часах
езды поездом. Вернувшись домой, мы отправились к нему, передали посылочку,
но т.к. обратного поезда не было, Владыка нас оставил ночевать. Уложил
нас у монахини Евдокии, и сам укрыл нас рясой. Мы стали просить Владыку
нас исповедовать и причастить, но он, узнав, что мы Сергиевой церкви,
отказал в исповеди. За вечерним чаем он спросил, почему заикается сестра
Евфросиния. Она ответила, что стала заикаться после летаргического сна.
Владыка просил рассказать сон. Фрося поручила мне. Во время рассказа Владыка
плакал, а вечером нас исповедал. Мы ему говорили, что идем, куда наш
духовный отец Митрофан ведет. Владыка ответил:
"Идите, идите за ним, я его знаю. Он великий человек".
Утром Владыка нас причастил и приглашал еще приехать...
Готовила матушка Евдокия на керосинке, а керосин очень трудно было доставать.
База керосиновая была здесь. Я работала в Туркестане от этой базы и просила
своего директора-татарина разрешить им брать керосин с базы. Он разрешил
отпускать им каждый месяц.
Второй раз мы приехали к Владыке постом. Пели с ним канон: он и Фрося баском,
а я уж чуть подпевала: "Господи, прежде даже до конца не погибну...".
Причастились, на другой день уехали.
Летом, ко дню прп.Онуфрия мы послали Владыке иконочку прп.Онуфрия, которую
написал нам ссыльный художник, но в ответ получили печальное письмо от матушки
Евдокии: Владыку увезли в новую ссылку в день прп.Онуфрия, 12 июня, когда
он получил иконочку.
Мы продолжали жить в Туркестане. Я работала и получала хорошую зарплату,
обувь и материал, а дома шили одеяла.
Ходили в храм в своей форме обительской, пели в хоре.
Но вот церковь закрыли, и мы стали хлопотать с церковной старостой об открытии
церкви. Ездили в Ташкент к архиепископу Борису, он принял нас очень
хорошо и обещал помочь. Позже он писал нам, что мешает священник "красной"
церкви. Старосту, женщину 60 лет, арестовали и расстреляли...
Фрося как-то приходит и дает мне открытку с видом парка и длинной дорожки с
надписью "Дорожка" и говорит: "Поедем в Москву". Так неожиданно мы с ней
уехали в Москву в 1938г." Москва
Год начала 1938
Из воспоминаний матушки Надежды:
"Наша сестра, оставшаяся в Туркестане, написала нам, чтобы мы постарались
устроиться в Москве, но нас прописали только на один месяц, во время
выборов 1938(?)г. и больше не прописывали, и мы поехали в Харьков, где у
Фроси было много родственников..." Харьков
Из воспоминаний матушки Надежды:
"В Харькове тоже были выборы, и мы опять остались без прописки. В машинах
увозили на работы, я ужасно волновалась и была в страхе. Ночью к Фросе явился
прп.Онуфрий упрекал меня в малодушии и сказал: "Ничего с вами не случится".
Утром Фрося дала своей племяннице Настеньке, у которой мы остановились, наши
паспорта, иконочку прп.Онуфрия, и та пошла нас прописывать... Настю начальник
принял ласково и прописал нас на один месяц. Когда срок кончился, в продлении
нам категорически отказали, и мы уехали в Москву..." Москва
Из воспоминаний матушки Надежды:
"В Москве мы жили без прописки то у родных, то у знакомых. Я очень переживала
такое скитание, а Фрося все переносила благодушно..." Московская о., ст.Тайнинская (Болшево?)
Из воспоминаний матушки Надежды:
"Наконец, А.А., знакомая нашей сестры М.М., жена покойного профессора Боборыкова,
у которой была дача под Москвой, в Болшево, решила нас там прописать.
У них уже временно прописали завуча школы, строящейся на ст.Тайнинская, и А.А.
посоветовала поговорить с ним относительно работы...
27 июля мы с Фросей пошли ко Всенощной Смоленской Иконы Божией Матери.
Месяца три назад я видела во сне, что прикладываюсь, поднимаясь по лесенке,
к какой-то иконе Божией Матери, а батюшка, стоя внизу, говорит:
"Это Одигитрия. Молись Ей, и Она устроит твою жизнь".
28 июля мы поехали в Болшево, были у директора школы, который принял нас
с радостью: меня счетоводом, а Фросю техническим работником, и сам
прописал нас на постоянно...
Школа строилась на 2000 учеников, 60 учителей... Директор любил детей,
свое дело... В отпуcк он нас не отпускал 4 года, говорил:
"Я дня не могу представить без Евфросиньи Никитичны!".
Зато мы сами себе брали понедельник, он уже знал придет в школу и скажет:
"Сегодня понедельник, не придут"...
Он очень хорошо к нам относился, часто заходил. У нас была хорошая комната,
устроен святой уголок на тумбочке, святое Евангелие и другое. Он никогда
слова не говорил против...
В 19411942гг., когда немцы подходили к Москве, директор прибежал к нам,
и говорит: "Евфросинья Никитична, собирайтесь! И Зинаида Александровна,
и М.М. (с нами жила еще старая сестра М.М.) и бежим отсюда!..."
А Фрося говорит: "Нет, Н.Г., мы никуда не поедем".... А Фрося куда-то
ходила, очень ушибла ногу, легла и уснула. Проснувшись, позвала меня и
говорит:
"Сейчас я во сне видела прп.Онуфрия, он сказал:
"Никуда отсюда не уходите, все останьтесь на местах. Господь всех
сохранит"...
Так мы никуда и не поехали. Все учителя нашего общежития также остались и
благополучно дожили до конца войны...
1946 год. Меня разбил паралич, и на медкомиссии мне дали вторую группу
инвалидности на 2 года. Я оставила работу и уехала к о.Митрофану, т.к.
он был в беспомощном состоянии... " Тверская о., с.Владычня
Год начала 1946
В с.Владычня монахиня Надежда находилась неотлучно при архимандрите Сергии (Сребрянском)
и его матушкой вместе с несколькими возвратившимися из ссылки сестрами Марфо-Мариинской
обители.
Из воспоминаний матушки Надежды:
"О.Митрофан (архимандрит Сергий) был болен астмой. Его матушка с 1944г.
была парализована.
Фрося осталась работать в школе, уволилась и уехала совсем во Владычню
после смерти батюшки 5/23 марта 1948г. Она хотела доработать до пенсии,
но батюшка явился ей во сне и строго сказал, чтобы она ехала ко мне.
О пенсии же добавил, что мы будем на небесном иждивении, и у нас все будет.
Так мы, три сестры Марфо-Мариинской обители, стали жить вместе и ходить за
матушкой Елизаветой... И здесь Фрося находила много дел милосердия. Люди узнали
о ней и стали приходить за советом из разных деревень и из Калинина...
Здесь после смерти батюшки Фрося стала часто видеть его во сне и наяву...
У могилы сидел на скамеечке и благословлял (Я его не видела).
Через матушку Любовь отвечал на все вопросы людей, которые приезжали к нам
летом, и на могилке батюшки клали записки со своими просьбами, о которых
матушка Любовь не знала, а увидев батюшку во сне, передавала ответы.
Батюшка при жизни говорил своим духовным детям:
"Не плачьте обо мне, когда я умру. Вы придете на мою могилку и скажете,
что нужно, и, если я буду иметь дерзновение от Господа, помогу вам".
Так матушка Любовь имела общение с ним до своей кончины 2 марта 1956г.,
в день Державной Иконы Божией Матери..." Москва
Год окончания 1983
День окончания 1
Месяц окончания 9
Последние годы до дня своей кончины монахиня Надежда проживала в Москве у
прихожанки храма свт.Николая в Пыжах Елены К.
Монахиня Надежда оставила воспоминания, записанные Еленой К., о Великой княгине Елизавете Федоровне
и других подвижницах Марфо-Мариинской обители, а также об архимандрите
Сергии (Сребрянском), дневниковые записи которой долгое время хранились у монахини
Надежды. Эти воспоминания легли в основу книги "Подвижники Марфо-Мариинской
обители милосердия", изданной в 2007г. в Москве под ред. о.Александра Шаргунова,
настоятеля храма свт.Николая в Пыжах
Кончина
1983
День 1
Месяц 9
Незадолго до смерти ей явилась Великая Княгиня с сестрами и сказала:
"Зиночка, приходи к нам, не сомневайся, у нас тебе будет хорошо"
Публикации
1. Подвижники Марфо-Мариинской обители. Под ред. прот.Александра Шаргунова. М.: Хронос-Пресс. 2007. 144с. |
С.1,13,15,16,50,53,5763,6874.
|