Год рождения 1903 День рождения 20 Месяц рождения 3 Специальность=доктор искусствоведения, профессор Сын земского служащего Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1934г.] [с 1941г.]
Год окончания 1926 Первоначальные научные интересы и пристрастия М.А. Ильина складывались под значительным влиянием деятельности отца по роду службы подробно изучавшего территорию подмосковных уездов, в особенности памятники культуры. Избрав историю архитектуры своей специальностью, М.А. Ильин стал сначала студентом вначале археологического, затем искусствоведческого отделения факультета
Должность=член Общества Год начала 1922 Год окончания 1933 В 1926г. появилась первая научная публикация М.А.Ильина, посвященная архитектурному памятнику 18 века псевдоготической усадьбе Бутурлина в Подмосковье Москва, Общество "Старая Москва"Должность=член Общества Сочетал работу в Обществах с учебой в Университете Москва, Комиссия по охране и реставрации памятников архитектуры МосгубмузеяДолжность=член Комиссии Работал в Комиссии во время работы в Университете. На Михаила Андреевича большое внимание оказали руководители Комиссии Николай Дмитриевич Виноградов и Михаил Иванович Александровский Москва, Государственная Академия общественных наукДолжность=сотрудник Работал в Академии в секции эволюции художественных форм, которую возглавлял крупный историк русского искусства проф.Алексей Николаевич Некрасов, бывший также научным руководителем М.А.Ильина. Двадцатые и тридцатые годы отмечены для исследователя преимущественным интересом к истории древнерусского и послепетровского зодчества 1819вв. Архитектурная история Москвы и Подмосковья оставалась неизменной и любимой темой его изысканий на протяжении всей жизни. Но М.А. Ильина также живо интересовали процессы формирования новых принципов советского строительства. С присущими ему увлеченностью и энтузиазмом он пишет об архитектуре клубных зданий и промышленных учреждений, о сложении ансамблей улиц и площадей, определяющих облик Москвы, изучает творчество своих современников архитекторов К.С. Мельникова, братьев Весниных. М.А.Ильин совместно с Л.Н.Павловым и М.А.Зелениным проектировал и строил станцию метро"Добрынинская" в Москве Запорожье, архитектурное бюро ДнепрострояДолжность=копировальщик, техник-проектировщик М.А.Ильин занимался и архитектурно-строительной практикой в качестве копировальщика в бюро во главе которого стоял известный архитектор В.А.Веснин. Затем будучи старшим техником-проектировщиком М.А.Ильин строил несколько сооружений в г.Запорожье Москва, Центральные Государственные реставрационные мастерскиеДолжность=искусствовед Год окончания 1934
Год ареста 1934 День ареста 3 Месяц ареста 1 34 января ОГПУ арестовало группу художников и искусствоведов, работавших в Центральных Государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ), которые обвинялись: "Группа антисоветских научных сотрудников ЦГРМ, являлась по своим убеждениям националистами, в своей практической работе активно противодействовали мероприятиям сов.правительства по слому и сносу ненужных памятников старины (церкви, старые усадьбы, часовни, монастыри), которые, по показаниям обвиняемых должны были воспитывать молодежь в националистическом духе. Для дискредитации Соввласти члены группы фотографировали церкви и монастыри в момент их слома и распространяли фотоснимки, иллюстрируя варварство большевиков". На следствии Ильин Михаил Андреевич ни в чем себя виновным не признал
05/03/1934 Приговор=3 года ссылки Групповое дело "Дело сотрудников Центральных Государственных реставрационных мастерских. Москва. 1934г."
Год начала 1934 Год окончания 1937 После отбывания ссылки в прописке в Москве М.И.Ильину было отказано
Должность=профессор Год начала 1947 Все ограничения с Ильина М.А., связанные с репрессией, были сняты в январе 1941г. по ходатайству сотрудников Академии архитектуры и Президента Академии архитектуры. В годы Великой Отечественной войны, после тяжелого ранения под Юхновом в феврале 1942г., М.А. Ильин уже не мог вернуться в строй и все силы и время отдавал научно-исследовательской работе, подготовив кандидатскую диссертацию. Спецкурсы ученого по русской и советской архитектуре вскоре были дополнены большими курсами и спецсеминарами по русскому и советскому декоративно-прикладному искусству и художественной промышленности. М.А.Ильину было чуждо отвлеченное кабинетное изучение произведения искусства, он сознательно стремился к профессиональному освоению всех этапов создания произведения, независимо от того, идет ли речь о здании или фарфоровой чашке. И будучи профессором университета, он неустанно прививал студентам эту черту дойти до всего самому, увидеть все своими глазами. Он вез своих учеников в любое время года и в любую погоду в Звенигород, Рязань, Истру или Перяславль- Залесский, вел по улицам и дворам Москвы, к мастерам миниатюры в подмосковное с.Федоскино, в мастерские к художникам прикладного искусства. Своеобразный и общительный человек, занимательный рассказчик, быстро находящий контакт с самыми разными людьми, он превращал такие поездки и походы в незабываемые уроки постижения искусства в неразрывной связи с жизнью, с историей родной земли, с судьбами населяющих ее людей. Вообще для М.А. Ильина характерен взгляд на историю искусства через призму творчества художника, архитектора. О сложном он говорил просто и учил этому своих учеников. В сороковых-шестидесятых годах он много работает над созданием целой галереи творческих портретов ведущих архитекторов от древнерусского мастера Петра до братьев Весниных. Особую страницу составляют его изыскания творчества мастеров русского классицизма Баженова, Казакова, Захарова, Росси, Львова Москва, Научно-исследовательский институт художественной промышленностиДолжность=научный сотрудник, с начала 1960-х: консультант, член Художественного и Ученого совета, руководитель аспирантуры Год начала 1947 Год окончания 1981 Москва, Институт истории искусств Академии Наук СССР Должность=научный сотрудник Михаил Андреевич вел большую научно-исследовательскую работу в Институте по написанию многотомной Истории русского искусства. М.А. Ильин и в искусстве, и в науке об искусстве ценил смелость и независимость решений. Его собственные мнения всегда отличались новизной, оригинальностью, нередко дискуссионностью. Он любил спорить и не боялся оказаться в споре неправым. Доведенные порой до предельной степени полемической остроты, его высказывания и гипотезы никого не оставляли равнодушным, будоражили мысль, заставляли более углубленно разбираться в творческих и научных проблемах. От первых очерков, посвященных отдельным памятникам и отмеченных преобладанием историко-сравнительного и описательного подхода к произведению искусства, мысль исследователя с годами шла к овладению более глубоких принципов анализа и постижению во всей полноте идейно-творческого замысла и художественного образа
По году репрессий 1934
1959г.
1960г. В книгах по русскому искусству М.А.Ильин развертывает картину развития искусства художественных промыслов в советские годы, не отрывая их от исторических корней. В личных контактах с художниками, мастерами народных промыслов формировались его взгляды на эту специфическую область советского искусства, на пути и задачи его дальнейшего развития
1976г. В этой книге содержится биографическая справка и список трудов ученого за период с 1926 по 1975 год
|
(c) ПСТГУ |