Новомученики и исповедники
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1964 Дела ol6.158 => ol6.158 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1
Осуждения
    Осуждения
    Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
    22/07/1929 
    Обвинение "активный член "Содружества 5-ти", руководившего к/р церковно-монархической организацией "Братство Серафима Саровского", связанным с церковно-монархической к/р организацией А.А.Мейера "Воскресение"" 
    Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
    Приговор=3 года концлагерей 
    Групповое дело "Дело А.А.Мейера. Ленинград, 1929г." 

    Из материалов дела 1929г.:
          "В ноябре 1928 года после ликвидации в Ленинграде нелегальной антисоветской
           монархической организации под названием "Братство Серафима Саровского
           во главе с И.М.Андреевским (постановление Коллегии ОГПУ от 8 октября 1928 г.)
           поступили сведения, что В Ленинграде в течение ряда лет существовала
           подпольная контрреволюционная организация правой интеллигенции под
           названием "Воскресение".
           Во главе организации стояли бывшие активные деятели Петроградского
           религиозно-философского общества и за все время своего существования
           организация насчитывала до 110 членов.
           Руководители "Воскресения" объединились и заняли резко враждебные
           Советам позиции сразу же после Октябрьской Революции.
           В январе 1918г. группа оформилась как активная единица, считавшая
           Октябрьский переворот черными днями в истории России, подвергающейся
           разорению ее неверными сынами-изменниками родины.
          "Воскресение" было связано с парижской белой эмиграцией в лице...
           А.В.Карташева и активного деятеля Союза христианской молодежи в Париже
           Г.П.Федотова, которым регулярно посылалась информация о деятельности организации...
           Имея своей конечной целью свержение Советской власти,
           организация задачей текущего дня ставила создание крупного общественного
           движения против существующей политической системы.
           Пытаясь создать такое движение, организация широко использовала
           религиозные и националистические настроения той интеллигенции, которая
           благодаря своему враждебному отношению к Советской власти оказалась
           выбитой из колеи общественной жизни.
           Из этой интеллигенции организация по плану создавала целую сеть
           подпольных кружков, которыми руководили отдельные члены организации и
           для которых подлинные ее политические цели маскировались целями борьбы
           с культурной и религиозной политикой Советской власти.
           Помимо систематической антисоветской пропаганды в своих кружках,
           организация проводила широкую агитацию всюду, куда могли проникнуть ее
           члены (церкви, вузы, школы и частные квартиры) и распространяли
           антисоветские материалы, которые печатались силами и средствами
           организации.
           По делу привлекаются следующие:...". Далее следует список из 70 имен, среди них — Молочковский Николай Алексеевич. Из материалов дела:
           "Кроме "Братства Серафима Саровского"
           существует еще одно объединение, состоявшее из близких друзей Андреевского,
           оказавшее ему материальную и моральную поддержку в развитии созданного
           Андреевским "Братства"...
           Агентурной проверкой роли выявившегося кружка стало известно, что
           кружок действительно существует, что в последнее время он носит
           название "Содружество 5-ти" (по количеству членов) и состоит из
           Андреевского И.М., Алексеева-Аскольдова С.А.,
           Финне В.Н., Молочковского Н.А. и Сланского Б.В., составляющих как бы
           коллегию по руководству "Братством Серафима Саровского...
           С целью ликвидации "Содружества"... в конце ноября 1928 г. были арестованы:
           Финне В.Н., Молочковский Н.А. (врачи-психиатры) и Сланский Б.В.(студент
           Медицинского Института). При обыске у всех был найден различный материал,
           свидетельствующий об оформленном существовании "Содружества", антисоветская
           литература и один револьвер.
           Допрошенные по существу дела арестованные показали следующее:
           Начало "Содружество" получило в 1918 г., когда в него входили только
           Сланский В.В.(врач), Клименко Д.В (нотариус)
           и Молочковский Н.А. (врач). Они начали регулярно собираться
           на своих квартирах для совместного обсуждения политических событий из
           желания найти правильное отношение к Революции, а затем к последующим
           событиям: гражданской войне, голоду, антирелигиозной пропаганде и т. д.
           Одно время кружок начал принимать полутолстовскую окраску, причем Сланский
           даже редактировал издававшийся тогда в Москве периодический толстовский
           журнал, но в 1919 г. после вступления в "Содружество" новых лиц,
           главным образом, Андреевского и Алексеева-Аскольдова (монархистов по
           убеждению), "Содружество" изменило свое направление и стало
           ортодоксально-православным...
           Объединение оформилось под названием "Содружество" — "близких по духу
           людей", настроенных антисоветски, религиозных,интересующихся
           религиозно-философскими вопросами.
           Постепенно на заседаниях "Содружества" ... все пришли к мысли о
           необходимости вырвать молодежь из-под пагубного влияния новых школ,
           изыскивались способы борьбы. Тогда же была создана денежная касса —
           фонд для взаимопомощи и покупки необходимых книг...
           В 1927г. ... "Объединение" составлялось из 5 чел. — Андреевского,
           Финне, Молочковского, Алексеева-Аскольдова и Б.В.Сланского
           (сына В.В.Сланского), приняв на одном из заседаний название
           "Содружество 5-ти" и дав взаимное обязательство хранить свои собрания
           и деятельность в тайне.
           В 1922–23 гг. И.М.Андреевский... начинает создавать кружки молодежи...
           Втягиваются в эти кружки дети бывших дворян, состоятельных и религиозных
           родителей... Под влиянием Андреевского члены кружка дают обещание выполнять церковные праздники, знакомиться с
           жизнью святых отцов, втягиваются в церковную политику, слушают доклады
           Андреевского и других о церковном расколе, принимают Тихоновскую позицию и переходят к
           обсуждению явно политических вопросов.
           Вскоре доступ для новых лиц в кружок прекращается, вводятся строгая дисциплина
           и конспирация...
           В начале 1927 г. на одном из собраний кружка, устраивается молебен
           (служит священник Тихомиров) во время которого кружок переименовывается в
           братство, принимая имя последнего святого — Серафима Саровского...
           К этому времени Андреевский создает еще один кружок "подготовительный",
           куда попадает молодежь новой вербовки. Здесь она подвергается соответствующей
           предварительной обработке — проверяется. Члены одного кружка не подозревают
           о существовании другого, все окружено тайной, все боятся провала.
           Только наиболее подготовленные попадают из "подготовительного кружка"
           в "Братство".
           В 1925 г. к кружку Андреевского примыкают ряд преподавателей средних и высших
           учебных заведений, которые становятся активными помощниками Андреевского
           по дальнейшему развитию кружка...
           Вербовкой молодежи в "подготовительный кружок" занимается не только
           Андреевский и его непосредственные помощники, но и все члены "Братства" в
           большинстве занимающиеся в ВУЗ-ах, специально знакомящиеся со студентами,..
           Обвиняемый Молочковский, Николай Алексеевич, подтверждая в своих показаниях
           факт существования "Содружества 5-ти" и историю его возникновения
           в изложенной выше последовательности, сообщает, что собирались они в
           заранее назначенные дни в своих квартирах два раза в месяц, за исключением
           последнего времени, когда собирались иногда в силу различных обстоятельств
           только один раз в месяц. Денежный фонд составлялся из членских взносов
           "Содружества", покупки книг и др. надобностей...
           В отношении связи "Содружества" с деятельностью "Братства Серафима Саровского"
           Молочковский отрицает, что "Содружество" Братством руководило...
             "В "Содружестве" знали, что Андреевский имеет ученические кружки,
              что он заинтересовывает их преподобным Серафимом Саровским и
              воспитывает в старом духе. "Поведение его мы не одобряли, считая
              такую деятельность насилием над сырым человеческим материалом,
              каким являются его ученики, но Андреевский ставил себя в роли
              учителя и по отношению к нам".
        Отказываясь от дачи общей характеристики членов "Содружества" в отношении
        их политических убеждений, Молочковский сообщает:
             "Все мы люди религиозные, а лично я признаю исключительно власть Бога"...". Из обвинения:
        "Молочковский Н.А.(бывший дворянин), Сланский Б.В. (бывший дворянин)
        [обвиняются] в том, что они являлись членами "Содружества 5-ти",
        существовавшего нелегально с 1918 г., оказывали материальную помощь
        "Братству Серафима Саровского" и совместно с его руководителем
        Андреевским, развивали его антисоветскую деятельность...
        В предъявленном обвинении сознались"

(c) ПСТГУ