Молочковский Николай Алексеевич
Неточная дата рождения 1886(1881?)г.
Место рождения Пензенская губ., г.Краснослободск
член религиозно-философского кружка
Специальность=врач-невропатолог
Личный дворянин ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1932г.]
[1932-1964гг.]
Образование
Пензенская Духовная Семинария
Харьковский университет, медицинский факультет
Год окончания 1910
Места проживания
Ленинград (Петроград), ул.Карла Либкнехта, 19/2135
Год окончания 1928
День окончания 16
Месяц окончания 11
Зав. приемным покоем амбулатории при заводе "Красногвардеец".
Врач-невропатолог при Народном Доме.
В 19201921гг. член толстовского общества "Истинная Свобода".
С 1918г. участник религиозно-философского кружка "Содружество 5-ти"
и других религиозно-философских кружков
Аресты
Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР
22/07/1929
Обвинение "активный член "Содружества 5-ти", руководившего к/р церковно-монархической организацией "Братство Серафима Саровского", связанным с церковно-монархической к/р организацией А.А.Мейера "Воскресение""
Статья ст.5810,5811 УК РСФСР
Приговор=3 года концлагерей
Групповое дело "Дело А.А.Мейера. Ленинград, 1929г."
Из материалов дела 1929г.:
"В ноябре 1928 года после ликвидации в Ленинграде нелегальной антисоветской
монархической организации под названием "Братство Серафима Саровского
во главе с И.М.Андреевским (постановление Коллегии ОГПУ от 8 октября 1928 г.)
поступили сведения, что В Ленинграде в течение ряда лет существовала
подпольная контрреволюционная организация правой интеллигенции под
названием "Воскресение".
Во главе организации стояли бывшие активные деятели Петроградского
религиозно-философского общества и за все время своего существования
организация насчитывала до 110 членов.
Руководители "Воскресения" объединились и заняли резко враждебные
Советам позиции сразу же после Октябрьской Революции.
В январе 1918г. группа оформилась как активная единица, считавшая
Октябрьский переворот черными днями в истории России, подвергающейся
разорению ее неверными сынами-изменниками родины.
"Воскресение" было связано с парижской белой эмиграцией в лице...
А.В.Карташева и активного деятеля Союза христианской молодежи в Париже
Г.П.Федотова, которым регулярно посылалась информация о деятельности организации...
Имея своей конечной целью свержение Советской власти,
организация задачей текущего дня ставила создание крупного общественного
движения против существующей политической системы.
Пытаясь создать такое движение, организация широко использовала
религиозные и националистические настроения той интеллигенции, которая
благодаря своему враждебному отношению к Советской власти оказалась
выбитой из колеи общественной жизни.
Из этой интеллигенции организация по плану создавала целую сеть
подпольных кружков, которыми руководили отдельные члены организации и
для которых подлинные ее политические цели маскировались целями борьбы
с культурной и религиозной политикой Советской власти.
Помимо систематической антисоветской пропаганды в своих кружках,
организация проводила широкую агитацию всюду, куда могли проникнуть ее
члены (церкви, вузы, школы и частные квартиры) и распространяли
антисоветские материалы, которые печатались силами и средствами
организации.
По делу привлекаются следующие:...".
Далее следует список из 70 имен, среди них Молочковский Николай Алексеевич.
Из материалов дела:
"Кроме "Братства Серафима Саровского"
существует еще одно объединение, состоявшее из близких друзей Андреевского,
оказавшее ему материальную и моральную поддержку в развитии созданного
Андреевским "Братства"...
Агентурной проверкой роли выявившегося кружка стало известно, что
кружок действительно существует, что в последнее время он носит
название "Содружество 5-ти" (по количеству членов) и состоит из
Андреевского И.М., Алексеева-Аскольдова С.А.,
Финне В.Н., Молочковского Н.А. и Сланского Б.В., составляющих как бы
коллегию по руководству "Братством Серафима Саровского...
С целью ликвидации "Содружества"... в конце ноября 1928 г. были арестованы:
Финне В.Н., Молочковский Н.А. (врачи-психиатры) и Сланский Б.В.(студент
Медицинского Института). При обыске у всех был найден различный материал,
свидетельствующий об оформленном существовании "Содружества", антисоветская
литература и один револьвер.
Допрошенные по существу дела арестованные показали следующее:
Начало "Содружество" получило в 1918 г., когда в него входили только
Сланский В.В.(врач), Клименко Д.В (нотариус)
и Молочковский Н.А. (врач). Они начали регулярно собираться
на своих квартирах для совместного обсуждения политических событий из
желания найти правильное отношение к Революции, а затем к последующим
событиям: гражданской войне, голоду, антирелигиозной пропаганде и т. д.
Одно время кружок начал принимать полутолстовскую окраску, причем Сланский
даже редактировал издававшийся тогда в Москве периодический толстовский
журнал, но в 1919 г. после вступления в "Содружество" новых лиц,
главным образом, Андреевского и Алексеева-Аскольдова (монархистов по
убеждению), "Содружество" изменило свое направление и стало
ортодоксально-православным...
Объединение оформилось под названием "Содружество" "близких по духу
людей", настроенных антисоветски, религиозных,интересующихся
религиозно-философскими вопросами.
Постепенно на заседаниях "Содружества" ... все пришли к мысли о
необходимости вырвать молодежь из-под пагубного влияния новых школ,
изыскивались способы борьбы. Тогда же была создана денежная касса
фонд для взаимопомощи и покупки необходимых книг...
В 1927г. ... "Объединение" составлялось из 5 чел. Андреевского,
Финне, Молочковского, Алексеева-Аскольдова и Б.В.Сланского
(сына В.В.Сланского), приняв на одном из заседаний название
"Содружество 5-ти" и дав взаимное обязательство хранить свои собрания
и деятельность в тайне.
В 192223 гг. И.М.Андреевский... начинает создавать кружки молодежи...
Втягиваются в эти кружки дети бывших дворян, состоятельных и религиозных
родителей... Под влиянием Андреевского члены кружка дают обещание выполнять церковные праздники, знакомиться с
жизнью святых отцов, втягиваются в церковную политику, слушают доклады
Андреевского и других о церковном расколе, принимают Тихоновскую позицию и переходят к
обсуждению явно политических вопросов.
Вскоре доступ для новых лиц в кружок прекращается, вводятся строгая дисциплина
и конспирация...
В начале 1927 г. на одном из собраний кружка, устраивается молебен
(служит священник Тихомиров) во время которого кружок переименовывается в
братство, принимая имя последнего святого Серафима Саровского...
К этому времени Андреевский создает еще один кружок "подготовительный",
куда попадает молодежь новой вербовки. Здесь она подвергается соответствующей
предварительной обработке проверяется. Члены одного кружка не подозревают
о существовании другого, все окружено тайной, все боятся провала.
Только наиболее подготовленные попадают из "подготовительного кружка"
в "Братство".
В 1925 г. к кружку Андреевского примыкают ряд преподавателей средних и высших
учебных заведений, которые становятся активными помощниками Андреевского
по дальнейшему развитию кружка...
Вербовкой молодежи в "подготовительный кружок" занимается не только
Андреевский и его непосредственные помощники, но и все члены "Братства" в
большинстве занимающиеся в ВУЗ-ах, специально знакомящиеся со студентами,..
Обвиняемый Молочковский, Николай Алексеевич, подтверждая в своих показаниях
факт существования "Содружества 5-ти" и историю его возникновения
в изложенной выше последовательности, сообщает, что собирались они в
заранее назначенные дни в своих квартирах два раза в месяц, за исключением
последнего времени, когда собирались иногда в силу различных обстоятельств
только один раз в месяц. Денежный фонд составлялся из членских взносов
"Содружества", покупки книг и др. надобностей...
В отношении связи "Содружества" с деятельностью "Братства Серафима Саровского"
Молочковский отрицает, что "Содружество" Братством руководило...
"В "Содружестве" знали, что Андреевский имеет ученические кружки,
что он заинтересовывает их преподобным Серафимом Саровским и
воспитывает в старом духе. "Поведение его мы не одобряли, считая
такую деятельность насилием над сырым человеческим материалом,
каким являются его ученики, но Андреевский ставил себя в роли
учителя и по отношению к нам".
Отказываясь от дачи общей характеристики членов "Содружества" в отношении
их политических убеждений, Молочковский сообщает:
"Все мы люди религиозные, а лично я признаю исключительно власть Бога"...".
Из обвинения:
"Молочковский Н.А.(бывший дворянин), Сланский Б.В. (бывший дворянин)
[обвиняются] в том, что они являлись членами "Содружества 5-ти",
существовавшего нелегально с 1918 г., оказывали материальную помощь
"Братству Серафима Саровского" и совместно с его руководителем
Андреевским, развивали его антисоветскую деятельность...
В предъявленном обвинении сознались"
Места заключения
Ленинград, Дом предварительного заключения (ДПЗ)
Год начала 1928
День начала 16
Месяц начала 11
Год окончания 1929
День окончания 5
Месяц окончания 3
До вынесения приговора был освобожден под подписку о невыезде 05.03.1929г.
После вынесения приговора был отправлен в Белбалтлаг Белбалтлаг, Медвежья Гора
Год начала 1929
Год окончания 1932
День окончания 24
Месяц окончания 3
Освобожден из лагеря 24.03.1932г.
Места проживания
Ленинградская о., г.Бологое
Год начала 1932
После освобождения жил в Бологом, затем в Чувашии, в Курской обл.
Работал врачом Чувашия
Курская о.
Год окончания 1964
Кончина
Публикации
|