Места заключения
Коми АССР, Печерская ж.д., ст.Абезь
Год начала 1950
Месяц начала 3
Год окончания 1952
День окончания 20
Месяц окончания 7
Находясь в лагере для инвалидов Абезь у полярного круга, Карсавин написал ряд
философских трактатов и сонетов, которые были позднее изданы за границей. В
основе религиозно-философской системы Карсавина лежит идея всеединства.
Религиозные взгляды Карсавина Густав А. Веттер в статье посвященной памяти
мыслителя излагает следующим образом: "Если личность Иисуса Христа наиболее
совершенная индивидуальная личность, то Церковь является наиболее совершенной
реализацией в эмпирии всеединого человечества ("Философия истории". Берлин,
1925, с. 287). История человечества не что иное как эмпирическое становление
и погибание Церкви. Как для Христа, так и для Церкви существует закон
умирания, умирание, которое Карсавин, по-видимому, относит к чередованию
внутри христианской религиозной культуры различных индивидуализаций: "очень
многое говорит за то, что на смену умирающей западно-христианской ее
индивидуализации нарождается иная, восточно-христианская или
православно-русская, может быть, и не она одна" ("Философия истории", с. 214).
Если эти слова допускают толкование в смысле равноправия всех христианских
вероисповеданий, то в другом месте Карсавин утверждает, что история (в смысле
изучения истории, исторической науки) должна быть не только религиозною;
"необходимо пойти далее: история должна быть православною" ("Философия
истории", с. 175). В лагере Карсавин был близок с православными священниками,
но в последние дни своей жизни он не имел возможности встретиться с
православным священником, и предложил православному мирянину Ванееву принять у
него последнюю исповедь, но Ванеев посчитал, что он не готов принять эту
исповедь, и пригласил католического священника для последнего напутствия
умирающего Карсавина. Карсавин только исповедался, но никогда не принимал
католичества. Кроме того, сознавая исключительную важность догмы о Триедином
Боге, Карсавин неоднократно возвращался к вопросу о Filioque. энергично
критикуя Filioque, поскольку в этой поправке к Символу веры видел католический
рационализм и соответственно связывал Filioque с историческими особенностями
Западного христианства