Home page | NIKA_ROOT | INDEX | ГодСмерти | 1964 | Дела | odk.30 | => | odk.30 | Фотографии | |
1 | Фотоальбом | Фотоальбом | odk-53.jpg | Дела | odk.53 | => | odk.53 | ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ | 6 |
Приговор=10 лет ИТЛ
Год начала 1950 Месяц начала 3 Год окончания 1952 День окончания 20 Месяц окончания 7 Находясь в лагере для инвалидов Абезь у полярного круга, Карсавин написал ряд философских трактатов и сонетов, которые были позднее изданы за границей. В основе религиозно-философской системы Карсавина лежит идея всеединства. Религиозные взгляды Карсавина Густав А. Веттер в статье посвященной памяти мыслителя излагает следующим образом: "Если личность Иисуса Христа наиболее совершенная индивидуальная личность, то Церковь является наиболее совершенной реализацией в эмпирии всеединого человечества ("Философия истории". Берлин, 1925, с. 287). История человечества не что иное как эмпирическое становление и погибание Церкви. Как для Христа, так и для Церкви существует закон умирания, умирание, которое Карсавин, по-видимому, относит к чередованию внутри христианской религиозной культуры различных индивидуализаций: "очень многое говорит за то, что на смену умирающей западно-христианской ее индивидуализации нарождается иная, восточно-христианская или православно-русская, может быть, и не она одна" ("Философия истории", с. 214). Если эти слова допускают толкование в смысле равноправия всех христианских вероисповеданий, то в другом месте Карсавин утверждает, что история (в смысле изучения истории, исторической науки) должна быть не только религиозною; "необходимо пойти далее: история должна быть православною" ("Философия истории", с. 175). В лагере Карсавин был близок с православными священниками, но в последние дни своей жизни он не имел возможности встретиться с православным священником, и предложил православному мирянину Ванееву принять у него последнюю исповедь, но Ванеев посчитал, что он не готов принять эту исповедь, и пригласил католического священника для последнего напутствия умирающего Карсавина. Карсавин только исповедался, но никогда не принимал католичества. Кроме того, сознавая исключительную важность догмы о Триедином Боге, Карсавин неоднократно возвращался к вопросу о Filioque. энергично критикуя Filioque, поскольку в этой поправке к Символу веры видел католический рационализм и соответственно связывал Filioque с историческими особенностями Западного христианства |
(c) ПСТГУ |