Новомученики и исповедники
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1964
Дела o66.31
    Нина (Матулевич Мария Ильинична) 
    Год рождения 1881 
    Место рождения Санкт-Петербург 
    монахиня 

    Родилась в семье потомственных офицеров Русского Флота. Мать была православного, а отец лютеранского исповедания. В юности Мария Ильинична страстно любила танцы и мечтала стать балериной, но по своему сложению она не подходила для балета. Тетя Марии Е.Н.Залесова, была известным в Петербурге врачом-массажистом и заведовала частной лечебницей, где впервые в России применила плодотворные методы лечения шведских массажистов. Мария Ильинична пошла по стопам тети и изучила искусство массажа. В начале XX-го века, увлеченная общим настроением умов, она симпатизировала марксизму, революционным идеям, но в 1917г. увидела дьявольский лик революции и в ужасе отшатнулась от нее, всецело посвятив свою жизнь Богу. Время, место монашеского пострига и имя совершавшего пострижение м.Нины, к сожалению, неизвестны

    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[с 1881г.] [1947-1964гг.]
      Места проживания
        Санкт-Петербург 
        Год начала 1881 
      Аресты
        Санкт-Петербург ? 

        Арестована в конце 1920-х годов и сослана в Северные лагеря

      Места заключения
        Соловецкий лагерь особого назначения 

        В 1931г. в Кеми м.Нина встретила духовную дочь иеросхимонаха Стефана (Игнатенко) монахиню Сергию, через нее познакомилась с о.Стефаном и после лагерей поселилась в г.Кисловодске

      Места проживания
        Ставропольский край, г.Кисловодск 
        Год начала 1947 
        Год окончания 1964 

        В 1947г. м.Нина уже жила в Кисловодске, где многие страдальцы находили приют. После долгих лет, проведенных в лагерях, она не имела своего угла и ютилась в крошечных чуланчиках, которые из милости предоставляли ей знакомые. Многие души м.Нина привела ко Христу, к православной вере и Церкви Христовой. Ясный, светлый ум, природная энергичность и живость характера, огромная сила воли и дар убеждения помогали ей утверждать собеседников в истинной вере. Матушка Нина строго соблюдала внешнюю дисциплину, точность и аккуратность в делах. У нее всегда во всем царил порядок. Она любила домашнее рукоделие и была замечательной мастерицей. Ее память отличалась живостью и ясностью до последних дней жизни. Главной чертой, существом сердца м.Нины являлась горячая, глубокая вера в Бога и любовь к образу Божию — человеку. Господь даровал ей великий и многоценный дар рассуждения, в его основе лежало глубокое знание и понимание святоотеческой литературы, которую она не только усвоила умом, но и провела через свое сердце. Страждущие во множестве стекались в ее чуланчик за духовным, да и житейским советом. Иеросхимонах Стефан (Игнатенко) относился к м.Нине с уважением и одобрял ее духовное руководство, называя ее духовной матерью своих чад. Если требовалось дать серьезный совет, м.Нина никогда не отвечала сразу, поспешно. Она молилась всю ночь со слезами и только после сугубой молитвы предлагала точный и своевременный ответ. Слова и предупреждения матушки непременно сбывались. Часто м.Нина повторяла, что когда человек пытается уйти от своего креста, крест идет впереди него и может принять несравнимо более тяжелую форму, нежели тот, от которого он отказался. С великой верой и благоговением м.Нина относилась к крестному знамению. При прощании она обязательно осеняла уходившего широким крестом

    Кончина
      1964 
      Место Кисловодск 
      Место захоронения Кисловодск 

      Перед кончиной м.Нину соборовали и причастили. За несколько часов до смерти трижды прочитали канон при разлучении души от тела. В полном сознании м.Нина внимательно слушала чтение. Во время третьего чтения канона на исход души она тихо скончалась в возрасте 83 лет. На сороковой день ее подруга, монахиня Сарра, ясно услышала чей-то чистый голос: "Сегодня рабу Божию Марию будут облекать в голубую ризу!"

    Публикации
      1. Чинякова Г.П. Бисер многоценный. Праведные жены Кавказа: Жизнеописания, наставления, духовная поэзия. М.: "Ковчег", "Параклит", 2000. 64с.
      С.6–16. 
(c) ПСТГУ