Новомученики и исповедники
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1964 Дела o50.26 => o50.26 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2 Осуждения 1 ОписГрупДела
ОписанияГрупДел
d01.82
    "Дело священников о.Карпа Мусаткина, о.Михаила Хераскова и др. (11 человек), г.Покровск (Энгельс), 1931г." 
    Архив=Архив УФСБ по Саратовской обл. Д.ОФ-24805 
    ПриблКолЧеловек=10 священников, 1 член церковного совета 
    ОсновныеОбвиняемые
      протоиерей Завражин Николай Иванович
      священник Белов Сергей Александрович
      священник Витевский Василий Иванович
      священник Мусаткин Карп Григорьевич
      священник Херасков Михаил Иванович
    ПериодCледствия
      Регион=АССР Немцев Поволжья (Саратовская обл.), г.Покровск (Энгельс) 
      ПериодСледст=с ноября 1930г. до 31 августа 1931г. 
      МестоЗаклСлед=АССР Немцев Поволжья, г.Покровск, ИТД 
      ОсновноеОбвин="член к/р повстанческой церковной организации, ставившей целью свержение Соввласти и восстановление демократической республики" 
      ГодОкончСледст=1931 
    ОбщееОписаниеДела 
    По делу было арестовано 11 человек. В их число входило 10 священников и один член церковного совета. Из материалов дела:
         
    "В ГПУ стали поступать сведения о том, что в Троицкой церкви г.Покровска
          начиная с 1929г. происходят... нелегальные собрания.... Кроме священника
          Троицкой церкви М.Хераскова на собраниях присутствует и духовенство из
          других церквей... На собраниях велись обсуждения правительственных
          мероприятий.
          Одновременно поступают сведения о том, что в Вознесенской церкви
          г.Покровска во время богослужения распространялось "святое письмо
          Божией Матери", в котором говорилось, что "пойдет народ на народ и брат
          на брата"...
          Все вышеуказанное побудило ГПУ усилить наблюдение за деятельностью
          православного духовенства г.Покровска, при котором обнаруживается, что
          в квартире попа Вознесенской церкви Карпа Мусаткина происходят сборища
          духовенства не только г.Покровска, но и близ расположенных сел.
          Из Покровского духовенства на собраниях у Мусаткина собирались
          М.И.Херасков, Н.И.Завражин, Ф.Д.Волковский, А.А.Попов, В.И.Сурков,
          С.А.Белов, В.И.Витевский,
          из сел же Квасниковки — А.Ф.Антонов, из с.Анисовки — Т.В.Углов, из
          с.Калуги — А.Георгиевский...
          Кроме духовенства, в сборищах у Мусаткина принимали участие и члены церковных
          советов, близко стоящие к духовенству...
          Кроме того, установлено, что некоторые священники имели тесные взаимоотношения
          с митрополитом Саратовским Серафимом (Александровым), регулярно посещая
          его, якобы по делам службы...
          Установлено, что на территории АССР Немцев Поволжья существовала
          к/р повстанческая организация духовенства, возглавляемая и руководимая
          духовенством и создавшая по всей почти территории республики
          многочисленные к/р ячейки повстанческого характера.
          Организация имела свои ячейки в следующих населенных пунктах.
          В г.Покровске — возглавляемая попом М.Херасковым, членом Епархиального
          Совета, попом К.Мусаткиным. Покровская ячейка группировала около себя
          ячейки из окружающих сел: в Анисовке (Покровский кантон) — возглавляемая
          попом Т.В.Угловым, в Квасниковке — попом А.Антоновым, в с.Калуге
          (Федоровский кантон) — попом Георгиевским, в с.Ваулино — попом Шаровым,
          в с.Мордовое — попом Крестовоздвиженским, в с.Ахмат — — попом Омировым,
          в с.Салтове — попом Бондаренко, в с.Красный Кут — попом Годиновым,
          в с.Ахмат — попом Батаевым...
          Возникновение организации духовенства относится к 1919г. с момента приезда
          в г.Покровск епископа Тихона (Оболенского)...
          С приездом же Тихона организация превратилась в к/р организацию, ставящую
          целью борьбу с мероприятиями Соввласти...".
    Из показаний свидетелей и обвиняемых на допросе:
         "...С прибытием Тихона жизнь духовенства всколыхнулась. Епископ часто
         служил в бывшей Троицкой церкви, приглашая на службу с собой священников
         других церквей.
         Приглашая к себе на квартиру некоторых попов, через беседы с ними узнавал
         все, что ему было нужно...
         Выявлялся кружок из духовенства, каковые стали живыми проводниками мыслей
         Тихона...".
        "Епископ Тихон, как тонкий политик по идеологии, вызывал к себе и обрабатывал
         Аксенова, Белова, Волковского, Суркова, Дроздова и, как впоследствии
         выяснилось, Тихон говорил... об одном и том же: что при Советской власти
         необходимо духовенству теснее сплотиться на защиту Церкви, что Соввласть
         враждебна религии...
         После молебнов, в положенные дни, на каковых должно участвовать все
         духовенство, епископ задерживал священников в алтаре и беседовал на ту же тему...".
         Кроме перечисленной к/р работы среди духовенства, епископ Тихон вел идеологическую
         обработку и верующих, путем организации из числа мирян кружка
         "Ревнителей Церкви", устройства собраний с общим пением, торжественных
         крестных ходов и т.д., подготавливая и выявляя этим в среде верующих себе
         сторонников и восстанавливая их против Соввласти.
         Целью кружка "Ревнителей Церкви" было проводить в жизнь тайные мероприятия
         во благо Церкви... На собраниях кружка Тихон подготавливал участников к
         мысли о том, что Советская власть — временная, что нужно прилагать
         старания к тому, чтобы народ не особенно доверялся ей и не дорожил ею.
         Квартира епископа Тихона сделалась местом обсуждения всех сторон не
         только церковной жизни, но и гражданской.
         Точно такими же способами выявлялся кружок из духовенства, каковые стали живыми
         проводниками мыслей Тихона.
         Приближенными Тихона были священники Полянцев, Белов, Солнцев, Андреев,
         Игошкин и Александр (секретарь Тихона)...
         Развитию... к/р деятельности ... был нанесен удар, когда идеолог и
         руководитель епископ Тихон в 1922г. из г.Покровска был сослан в Москву...".
         На последующем этапе вследствии выселения епископа Тихона из г.Покровска
         в деятельности организации наступает затишье...
         Изъятие церковных ценностей, хотя духовенство было против него, прошло
         спокойно...
         После того... руководителем стал священник Дамаскин...
         В 1921–1922гг. сборища организации проходили у него на квартире.
         Дамаскин умер, и в качестве руководителя организации всплыла фигура
         священника Аристарха Полянцева, который, несмотря на прибытие в 1925г.
         епископа Павла (Флеринского),... остался до своей смерти руководителем
         организации...
         ... Полянцев являлся горячим сторонником митрополита Петра Крутицкого.
         Организация стала распространять листовки и письма к/р характера.
         За одно из таких писем, присланное архиепископом Николаем из Америки
         епископу Тихону священник Полянцев и священник Завражин
         были осуждены Коллегией ОГПУ и высланы".
    Из показаний С.Белова:
        "Духовенство, как Мусаткин, Сурков и другие, за редким исключением,
         разделяли ту точку зрения, что если бы Петр Крутицкий был у руля
         Правления Церкви, то Церковь была бы в надежных руках...
         В последнее время, когда митрополит Сергий и Серафим опубликовали свое
         интервью о том, что в СССР нет гонений на религию, у нас в Покровске
         поговаривали об объявления им бойкота. Почин этому сделали Мусаткин и Сурков".
    Из материалов дела:
        "В последний период руководящую роль в организации занимал митрополит
         Серафим (Александров).
         В 1928г. в связи с ... коллективизацией, используя недовольство населения и
         группируя около церковных советов к/р элемент, организация вновь начинает
         активнейшую деятельность под руководством митрополита Саратовского Серафима
        (Александрова), который с указанного времени и становится ее руководителем и
         идеологом. Вызывая к себе отдельных священников, он обрабатывал их, давал им
         указания в отношении мероприятий к/р характера...
         Для конспирации к/р работы митрополит Серафим разослал обращение к
         духовенству с запрещением ведения агитации против колхозного строительства...
         К моменту вскрытия к/р организации она имела ряд к/р ячеек в селах,
         руководителями которых которых было духовенство...
         Были вскрыты и ликвидированы следующие к/р ячейки:
         В с.Ваулино — во главе с попом Шаровым, в с.Ахмат — попом Омировым,
         в с.Мордовое — с попом Крестовоздвиженским, в с.Ахмат Краснокутского
         кантона — во главе с попом Батаевым, в Красном Куте — с попом Годиновым,
         в с.Логиновке — с попом Бондаренко, в с.Романовке и с.Калуге Федоровского
         кантона активнейшее участие принимал священник Георгиевский, завербованный
         попом Антоновым...
         Подобные ячейки теперь нами вскрыты и в г.Покровске, Квасниковке и
         Анисовке... В Покровске — руководители ячеек Мусаткин, Херасков, Белов.
         В Анисовке — Углов и в Квасниковке — Антонов.
         Как ранее ликвидированные, так и вновь вскрытые ячейки к/р организации,
         ставили себе общие цели, т.е. свержение Советской власти путем
         вооруженного восстания и восстановление демократической республики. Из показаний С.Белова:
        "...Связь с митрополитом Серафимом от нашей Покровской к/р организации
         поддерживали священники Херасков и Знаменский. Со стороны остального
         духовенства с митрополитом связь была случайна и редка (по вызову).
         Главными руководителями в нашей к/р организации были Херасков, Знаменский
         и Мусаткин.
         Местом собраний была квартира умершего священника Аристарха Полянцева.
         Собирались и у других священников, как например, у Мусаткина.
         Кроме того, собирались и в церкви, но по своим приходам вместе с мирянами.
         Такое нелегальное сборище было и у священника Хераскова.
         Организация действовала в широких размерах и в Покровске была сосредоточена
         главным образом при приходских церквах — Крестовоздвиженской, Покровской,
         Троицкой и Вознесенской кладбищенской".
    Из материалов дела:
        "...Главными организаторами к/р работы были: священник Крестовоздвиженской
         церкви С.А.Белов и члены исполнительного органа при храме...
         Здесь же участвовал и священник Кладбищенского храма А.Попов.
         Сюда же примкнул и священник Троицкого храма Херасков с членом исполнительного
         органа Василием Чертороевым.
         Все руководящие указания получали от священника Сергия Белова, который
         ездил в Саратов к митрополиту Серафиму с целью получения от него указаний,
         как противодействовать распоряжениям нашего правительства...
         Организация, задавшись целью свержения Соввласти, проводила нелегальные
         собрания, обсуждая на них формы и методы борьбы с Соввластью и проводимыми
         ею мероприятиями. Организация привлекала на свои нелегальные собрания не
         только духовенство, но и верующее население, главным образом, приближенным
         к церкви из числа членов церковных советов...
         Одним из характерных сборищ являются сборища в Троицкой церкви.
         Проводя собрания с верующими, духовенство также устраивало свои совещания в
         квартирах священников Мусаткина, Полянцева, и у Хераскова, где обсуждались
         не только вопросы церковного порядка, но и вопросы текущей политики.
         Обрабатывая на нелегальных собраниях верующих, внедряли в их сознание мысль,
         что коллективизация есть враг религии, и с наступлением стопроцентной
         коллективизации наступит крах религии, а потому в колхоз входить не надо,
         скоро будет война, и колхозы развалятся...
         Как ранее ликвидированные, так и вскрытые в настоящее время к/р ячейки
         организации духовенства ставили перед собой общие задачи как в политическом,
         так и в экономическом отношении, т.е. свержение Соввласти путем вооруженного
         восстания и восстановление демократической республики.
         Подготавливая и обрабатывая верующих, организация внедряла им мысль о
         скорой интервенции, при которой восстание внутри страны поможет свергнуть
         Соввласть".
    27 августа 1931г. было составлено обвинительное заключение, следствие было закончено, и 31 августа 1931г. тройка при ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю вынесла обвинительный приговор по ст.58–10,58–11 УК РСФСР. Восемь обвиненных по делу были приговорены к 10 годам концлагерей, один человек (священник А.А.Попов) — к 5 годам концлагерей, и двое (священники Ф.Д.Волковский и Т.В.Углов) — к 5 годам высылки в Северный край. Все проходившие по делу были реабилитированы 13 апреля 1989г. прокуратурой Саратовской обл.
    СписокПострадавших ->
(c) ПСТГУ