Новомученики и исповедники
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1964 Дела o36.78 => o36.78 Фотографии
3 Фотоальбом Фотоальбом o37-019.jpg Дела o37.019 => o37.019 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
Осуждения
    Осуждения
    Особая тройка при УНКВД Горьковской обл. 
    21/09/1937 
    Обвинение "активный участник церковно-фашистской диверсионно-террористической организации" 
    Приговор=высшая мера наказания — расстрел 

    ГА Нижегородской обл. Ф.2209. Оп.3. Д.6769. Следствие продолжалось полтора месяца. О.Петр в предъявленных обвинениях в участии в к-р организации себя не признал и никого не оговорил. Из протокола первого допроса (от 22.08.1937г.):
     
    "— Следствие располагает данными, что вы ведете контрреволюционную агитацию
        среди верующих...
      — Я никогда не проводил, не провожу и не буду проводить контрреволюционную
        агитацию.
      — Вы говорите неправду... следствие требует от Вас развернутого показания.
      — Я считаю себя советским человеком и выполняю все законы ее и не веду
        контрреволюционной агитации.
      — Следствию известно, что Вы по убеждениям монархист и ведете
        контрреволюционную работу.
      — Я власти монархистов не признаю и против советской власти контрреволюционной
        работы не веду. Я исполняю свои обязанности по службе в церкви — те, что от
        меня требует Церковь, а Церковь запрещает мне вести антисоветскую агитацию.
      — Вы участвовали на собрании священников г.Горького и когда это было?
      — Примерно в 1930г. в Троицкой церкви было общее богослужение священников
        г.Горького, на котором я присутствовал, после богослужения было общее
        чаепитие, на котором владыка [митрополит Сергий (Страгородский)] делал
        наставления и указания.
        В последующее время были общие богослужения, но только причтом —
        священниками одной церкви служили, но чаепития не было.
      — Отвечайте на вопрос конкретно, были на собрании священников в 1930 и
        последующие годы?
      — Я был, но это были не собрания, а общие богослужения.
      — Следствию известно, что на этих собраниях обсуждались вопросы борьбы
        с советской властью.
      — После общего богослужения было общее чаепитие, за которым наше духовное
        начальство читало наставления, никаких вопросов политических не обсуждалось.
        В период и после богослужения притчевого я не был на общем чаепитии.
      — Вы говорите неправду, следствию известно, "общие богослужения", как Вы
        называете их, созывались по Вашей инициативе, где Вы выступали
        с контрреволюционными речами...
      — По моей инициативе богослужения не созывались, и с антисоветскими речами
        я не выступал".
    Во время второго допроса отца Петра (спустя три дня, 25 августа), следователь интересовался, имеет ли батюшка родственников за границей, а также о его проповедях:
     "— Когда Вы читали контрреволюционную по содержанию проповедь в присутствии
        митрополита Евгения [Зернова]?
      — Эту проповедь в присутствии митрополита Евгения я читал примерно в 1934–1935гг.,
        в ней я говорил только об исповеди и причастии...
      — Расскажите о собрании попов в 1930г., по чьей инициативе оно было созвано
        и какие стояли перед ним задачи?
      — Никакого собрания в 1930г. не было. В 1929г. во время приезда митрополита
        Сергия было общее богослужение причта Троицкой церковной общины, на котором
        присутствовало духовенство г.Горького. Тут были председатель епархиального
        совета Македонский и благочинный Евгений Хитровский — ныне умерший.
        Особых задач перед собой не ставили — мы совершали торжественное богослужение
        по случаю престольного праздника в честь великомученицы Параскевы
        28 октября. По окончании службы приходской совет пригласил митрополита
        Сергия на чашку чая, а с ним вместе были: благочинный, председатель
        епархиального совета, члены Троицкого причта и члены приходского совета.
        Это чаепитие было устроено в сторожке.
      — Что говорилось на этом поповском собрании об обновленческой церкви?
      — За чаепитием слушали наставленческие речи митрополита Сергия и только,
        содержание их я не помню.
      — Когда у вас еще были подобные сборища?
      — Общие богослужения бывали и в Спасской церкви в 1937г. — службы проходили
        в полном составе всего Спасского причта. Кроме того, тут присутствовал
        митрополит Феофан [Туляков] и его секретарь. В числе Спасского причта были
        священники Виноградов, Руновский, я, Сахаровский, и диакон.
        После этого общего богослужения никакого чаепития не было, все разошлись
        по домам.
      — Расскажите о своей проповеди антисоветского содержания, которую Вы
        произносили во время Великого Поста в 1936г.
      — Проповедей в данное время я вообще не говорю, и во время Великого Поста
        не говорил....
        Больше ничего показать не смогу, записано с моих слов верно и мне прочитано", 27 августа 1937 года состоялся очередной допрос о.Петра:
     "— Что вам известно о тайном монашестве в г.Горьком?
      — О тайном монашестве я ничего не слыхал. Мне известно, что в г.Горьком
        остались монашки Крестовоздвиженского монастыря, которые после закрытия
        последнего перешли в приход Похвалинской церкви. Эти монашки, не имея
        у себя одного определенного духовника, ходят по всем церквам, в частности
        и в Спасскую. Лично я исповедовал этих монашек, но их я знаю как верующих
        и духовным их отцом не являюсь. По фамилиям я их тоже не знаю. Никакого
        пострижения в монахини я не делал, так как на это не имею права ...
      — Что вам известно о фактах пострижения в монахини?
      — Таких публичных фактов пострижения в монахини я не помню, возможно, что
        пострижение в монахини производилось негласно, но кто этим занимался,
        я не знаю.
      — Как часто эти монахини бывают у вас на исповеди?
      — На исповеди монахини бывают по три раза в год. Причем, т.к. они не имеют
        определенного духовника, то бывают и у меня, и у других священников.
        Их бывает примерно человек девять-десять. По именам и фамилиям я их не помню.
      — Имеете ли вы своих духовных детей?
      — Я, как и все священники, имею духовных детей, которые у меня исповедуются,
        но они все время меняются, сегодня одни, а в следующий раз другие, есть
        такие, которые состоят у меня духовными детьми по нескольку лет ...
      — Назовите своих духовных детей по фамилиям, которых вы знаете давно.
      — По фамилиям я их не помню".
    Но на этом допросы престарелого отца Петра не закончились. В этот же день, 27 августа, его допрашивали вновь:
     "— Следствие располагает данными, что Вы в связи с закрытием церквей вели
        контрреволюционную агитацию, призывая верующих прихожан к совместной
        борьбе с советской властью.
      — В связи с закрытием церквей, и в частности Троицкой церкви, церковный совет
        в лице В.А.Шимарева и М.А.Жукова решил ехать в Москву с ходатайством
        об открытии церкви. Вместе с членами церковного совета ездил и я.
        Лично я не знаю, было ли заседание церковного совета или собрание верующих
        по вопросу закрытия церкви, и какие там стояли вопросы ...
      — Вы лжете. Вы были инициатором ходатайства и инициатором собрания, на котором
        выступали и призывали верующих к совместной борьбе с мероприятиями
        советской власти по закрытию церкви...
      — На этом собрании я не был, не был и инициатором его созыва, а также
        не выступал на нем с контрреволюционными заявлениями...
      — Следствие располагает данными, что Вы среди прихожан Спасской церкви вели
        контрреволюционную агитацию, говорили о скорой гибели советской власти...
      — Никакой контрреволюционной клеветнической агитации среди прихожан Спасской
        церкви я не вел.
      — Что вам говорит фамилия Пылаев?
      — Пылаев Михаил Владимирович — это бывший настоятель Троицкой церкви,
        в епископском звании владыка Онисим...
      — Вы поддерживаете связь с Пылаевым и какой она имеет характер?
      — С момента высылки из г.Горького Пылаева я с ним имел письменную связь
        до 1937г. — будучи в Каргополе, он мне писал и я ему отвечал...
        По характеру наша связь с Пылаевым заключается во взаимных поздравлениях
        с праздниками".
    Найденная во время обыска в Спасском храме проповедь протоиерея Петра, произнесенная им еще в 1930г. в Троицкой церкви на праздник в честь мчц. Параскевы Пятницы, также была расценена следствием в качестве призыва к борьбе против советской власти, на что отец Петр отвечал следователю:
     "— Этой проповедью я имел целью обратить внимание верующих на великомученицу
        Параскеву, терпевшую муки и издевательства, но не потерявшую мужества и
        терпения в борьбе за веру Христову, и призывал верующих быть мужественными
        и терпеливыми в борьбе с всякими невзгодами и обращаться за помощью
        к священномученице Параскеве".
    Можно предполагать, что именно по молитвам новомученика протоиерея Петра Сахаровского в 1993г. Господь явил новому поколению прихожан нижегородской Спасской церкви чудо мироточения именно от храмовой иконы всехвальной мученицы Параскевы ([3],О.В.Дегтева). Из обвинения, предъявленного о.Петру:
       "Является активным участником Горьковского филиала церковно-фашистской
        диверсионно-террористической и шпионской контрреволюционной организации,
        связанной с союзным церковно-фашистским центром, и возглавляет
        контрреволюционную повстанческую группу церковников, созданную им же
        по заданиям руководителей... организации Тулякова [епископа Феофана]
        и Лаврова [благочинного нижегородских церквей].
        Проводил вербовку новых участников в контрреволюционную организацию,
        вел повстанческую агитацию ...
        Собирал шпионские сведения о городе Горьком".
    В этот же день, 21 сентября о.Петру и другим нижегородским священнослужителям, проходившим по этому делу, Тройка НКВД вынесла приговор — расстрел. В следственном деле в качестве вещественного доказательства обвинения сохранился один из рукописных конспектов проповеди о.Петра:
     "Нет такого счастливца в мире, который горести бы не знал. Мир наш весь
      подобает морю. Море ветром волнуется, жизнь наша горестями возмущается,
      на море волна следует за волной, в жизни нашей беда следует за бедой —
      одна прошла, другая наступает, и так беспрестанно.
      Жизнь наша колеблется подобно кораблю на море, но есть якорь — терпение,
      он предохраняет нас от бед. Христианское терпение — сделает исповедника
      Христовой Веры непобедимым. Терпеливый — может быть лишен всего,
      но победим быть не может"

(c) ПСТГУ