Новомученики и исповедники
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1964 Дела o36.78 => o36.78 Фотографии
3 Фотоальбом Фотоальбом o37-019.jpg
Дела o37.019
    Сахаровский Петр Иванович 
    Год рождения 1876 
    День рождения 20 
    Месяц рождения 8 
    Место рождения Нижний Новгород 
    протоиерей 

    Родился 20 августа 1876г. в Нижнем Новгороде в семье канцелярского служащего. Окончил городское земское училище

    Фотографии
       
      Священномученик Петр Сахаровский. Икона. 
       
      Протоиерей Петр Сахаровский с женой и сыном 
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1901г.] [1901-1918гг.] [с 1918г.]
      Образование
        Нижегородская Духовная Семинария 

        Окончил три курса Нижегородской Духовной Семинарии

      Служение
        Нижний Новгород, Вознесенский Печерский мужской монастырь 
        Должность=письмоводитель при канцелярии епископа Балахнинского 
        Год начала 1898 
        Год окончания 1900 

        До 1900г. работал письмоводителем при канцелярии викария Нижегородского, епископа Балахнинского Анастасия (Опоцкого)

        Нижний Новгород, Троицкая Верхнепосадская церковь на Сенной площади 
        Должность=псаломщик 
        Год начала 1900 
        Год окончания 1901 

        В 1900г. был допущен к исполнению обязанностей псаломщика в Троицкой Верхнепосадской церкви, которая была недалеко от Вознесенского Печерского мужского монастыря. Женился на Лидии Яковлевне. Впоследствии у них в семье родились две дочери — Серафима и Мария, которые после замужества жили отдельно

      Рукоположение
        диакон 
        1901 
        Кто рукоположил епископ Балахнинский Анастасий (Опоцкий) 
      Служение
        Нижний Новгород, Троицкая Верхнепосадская церковь на Сенной площади 
        диакон 
        Должность=учитель пения, законоучитель церковноприходской школы (с 1905г.), преподаватель на общих епархиальных курсах по подготовке учителей церковно-приходских школ (с 1911г.) 
        Год начала 1901 
        Год окончания 1918 
      Рукоположение
        иерей 
        1918 
        День 22 
        Месяц 12 
      Служение
        Нижегородская губ., Горбатовский у., с.Давыдково, Иоанно-Богословская церковь 
        иерей, протоиерей 
        Должность=настоятель 
        Год начала 1918 

        Церковь в честь Апостола Иоанна Богослова относилась ко II благочинию и находилась рядом с совр. г.Павлово. Позднее был возведен в сан протоиерея

        Нижний Новгород, Верхнепосадская Троицкая церковь 
        протоиерей 
        Должность=второй священник 
        Год окончания 1934 

        В конце 1920-х гг. возвратился в Нижний Новгород, где снова стал служить в Верхнепосадской Троицкой церкви — вторым священником. Настоятелем Троицкой церкви в то время был о.Михаил — будущий викарий Нижегородской епархии Онисим (Пылаев), с которым о.Петр был очень дружен и впоследствии долгие годы вел с ним обширную переписку. В 1934г. Троицкий храм был закрыт. О.Петр активно выступал против его закрытия

        Нижний Новгород, Нижегородская Спасская церковь 
        протоиерей 
        Год начала 1934 

        С 1934г., по благословению митрополита Сергия (Страгородского), о.Петр служил в Нижегородской Спасской церкви. В 1935г., вместе с членами церковно-приходского совета он предпринял поездку в Москву, где обращался во ВЦИК с ходатайством об открытии вновь Троицкой Верхнепосадской церкви

      Аресты
        Нижний Новгород 

        О.Петр неоднократно подвергался арестам и обыскам, но по милости Божией вновь продолжал свое пастырское служение

        Нижний Новгород 
        Год ареста 1937 
        День ареста 5 
        Месяц ареста 8 

        Ночью 5 августа 1937г. о.Петр был арестован сотрудниками УНКВД Горьковской обл. как "участник церковно-фашистской диверсионно-террористической организации". При обыске были изъяты: "золотая цепочка от часов, серебряные ризы (оклады) от икон, крест с цепочкой, крест золотой с распятием, сосуды для причастия" . Была изъята также личная переписка и различные рукописи, в т.ч. и стихи

      Осуждения
        Особая тройка при УНКВД Горьковской обл. 
        21/09/1937 
        Обвинение "активный участник церковно-фашистской диверсионно-террористической организации" 
        Приговор=высшая мера наказания — расстрел 

        ГА Нижегородской обл. Ф.2209. Оп.3. Д.6769. Следствие продолжалось полтора месяца. О.Петр в предъявленных обвинениях в участии в к-р организации себя не признал и никого не оговорил. Из протокола первого допроса (от 22.08.1937г.):
         "— Следствие располагает данными, что вы ведете контрреволюционную агитацию
            среди верующих...
          — Я никогда не проводил, не провожу и не буду проводить контрреволюционную
            агитацию.
          — Вы говорите неправду... следствие требует от Вас развернутого показания.
          — Я считаю себя советским человеком и выполняю все законы ее и не веду
            контрреволюционной агитации.
          — Следствию известно, что Вы по убеждениям монархист и ведете
            контрреволюционную работу.
          — Я власти монархистов не признаю и против советской власти контрреволюционной
            работы не веду. Я исполняю свои обязанности по службе в церкви — те, что от
            меня требует Церковь, а Церковь запрещает мне вести антисоветскую агитацию.
          — Вы участвовали на собрании священников г.Горького и когда это было?
          — Примерно в 1930г. в Троицкой церкви было общее богослужение священников
            г.Горького, на котором я присутствовал, после богослужения было общее
            чаепитие, на котором владыка [митрополит Сергий (Страгородский)] делал
            наставления и указания.
            В последующее время были общие богослужения, но только причтом —
            священниками одной церкви служили, но чаепития не было.
          — Отвечайте на вопрос конкретно, были на собрании священников в 1930 и
            последующие годы?
          — Я был, но это были не собрания, а общие богослужения.
          — Следствию известно, что на этих собраниях обсуждались вопросы борьбы
            с советской властью.
          — После общего богослужения было общее чаепитие, за которым наше духовное
            начальство читало наставления, никаких вопросов политических не обсуждалось.
            В период и после богослужения притчевого я не был на общем чаепитии.
          — Вы говорите неправду, следствию известно, "общие богослужения", как Вы
            называете их, созывались по Вашей инициативе, где Вы выступали
            с контрреволюционными речами...
          — По моей инициативе богослужения не созывались, и с антисоветскими речами
            я не выступал".
        Во время второго допроса отца Петра (спустя три дня, 25 августа), следователь интересовался, имеет ли батюшка родственников за границей, а также о его проповедях:
         "— Когда Вы читали контрреволюционную по содержанию проповедь в присутствии
            митрополита Евгения [Зернова]?
          — Эту проповедь в присутствии митрополита Евгения я читал примерно в 1934–1935гг.,
            в ней я говорил только об исповеди и причастии...
          — Расскажите о собрании попов в 1930г., по чьей инициативе оно было созвано
            и какие стояли перед ним задачи?
          — Никакого собрания в 1930г. не было. В 1929г. во время приезда митрополита
            Сергия было общее богослужение причта Троицкой церковной общины, на котором
            присутствовало духовенство г.Горького. Тут были председатель епархиального
            совета Македонский и благочинный Евгений Хитровский — ныне умерший.
            Особых задач перед собой не ставили — мы совершали торжественное богослужение
            по случаю престольного праздника в честь великомученицы Параскевы
            28 октября. По окончании службы приходской совет пригласил митрополита
            Сергия на чашку чая, а с ним вместе были: благочинный, председатель
            епархиального совета, члены Троицкого причта и члены приходского совета.
            Это чаепитие было устроено в сторожке.
          — Что говорилось на этом поповском собрании об обновленческой церкви?
          — За чаепитием слушали наставленческие речи митрополита Сергия и только,
            содержание их я не помню.
          — Когда у вас еще были подобные сборища?
          — Общие богослужения бывали и в Спасской церкви в 1937г. — службы проходили
            в полном составе всего Спасского причта. Кроме того, тут присутствовал
            митрополит Феофан [Туляков] и его секретарь. В числе Спасского причта были
            священники Виноградов, Руновский, я, Сахаровский, и диакон.
            После этого общего богослужения никакого чаепития не было, все разошлись
            по домам.
          — Расскажите о своей проповеди антисоветского содержания, которую Вы
            произносили во время Великого Поста в 1936г.
          — Проповедей в данное время я вообще не говорю, и во время Великого Поста
            не говорил....
            Больше ничего показать не смогу, записано с моих слов верно и мне прочитано", 27 августа 1937 года состоялся очередной допрос о.Петра:
         "— Что вам известно о тайном монашестве в г.Горьком?
          — О тайном монашестве я ничего не слыхал. Мне известно, что в г.Горьком
            остались монашки Крестовоздвиженского монастыря, которые после закрытия
            последнего перешли в приход Похвалинской церкви. Эти монашки, не имея
            у себя одного определенного духовника, ходят по всем церквам, в частности
            и в Спасскую. Лично я исповедовал этих монашек, но их я знаю как верующих
            и духовным их отцом не являюсь. По фамилиям я их тоже не знаю. Никакого
            пострижения в монахини я не делал, так как на это не имею права ...
          — Что вам известно о фактах пострижения в монахини?
          — Таких публичных фактов пострижения в монахини я не помню, возможно, что
            пострижение в монахини производилось негласно, но кто этим занимался,
            я не знаю.
          — Как часто эти монахини бывают у вас на исповеди?
          — На исповеди монахини бывают по три раза в год. Причем, т.к. они не имеют
            определенного духовника, то бывают и у меня, и у других священников.
            Их бывает примерно человек девять-десять. По именам и фамилиям я их не помню.
          — Имеете ли вы своих духовных детей?
          — Я, как и все священники, имею духовных детей, которые у меня исповедуются,
            но они все время меняются, сегодня одни, а в следующий раз другие, есть
            такие, которые состоят у меня духовными детьми по нескольку лет ...
          — Назовите своих духовных детей по фамилиям, которых вы знаете давно.
          — По фамилиям я их не помню".
        Но на этом допросы престарелого отца Петра не закончились. В этот же день, 27 августа, его допрашивали вновь:
         "— Следствие располагает данными, что Вы в связи с закрытием церквей вели
            контрреволюционную агитацию, призывая верующих прихожан к совместной
            борьбе с советской властью.
          — В связи с закрытием церквей, и в частности Троицкой церкви, церковный совет
            в лице В.А.Шимарева и М.А.Жукова решил ехать в Москву с ходатайством
            об открытии церкви. Вместе с членами церковного совета ездил и я.
            Лично я не знаю, было ли заседание церковного совета или собрание верующих
            по вопросу закрытия церкви, и какие там стояли вопросы ...
          — Вы лжете. Вы были инициатором ходатайства и инициатором собрания, на котором
            выступали и призывали верующих к совместной борьбе с мероприятиями
            советской власти по закрытию церкви...
          — На этом собрании я не был, не был и инициатором его созыва, а также
            не выступал на нем с контрреволюционными заявлениями...
          — Следствие располагает данными, что Вы среди прихожан Спасской церкви вели
            контрреволюционную агитацию, говорили о скорой гибели советской власти...
          — Никакой контрреволюционной клеветнической агитации среди прихожан Спасской
            церкви я не вел.
          — Что вам говорит фамилия Пылаев?
          — Пылаев Михаил Владимирович — это бывший настоятель Троицкой церкви,
            в епископском звании владыка Онисим...
          — Вы поддерживаете связь с Пылаевым и какой она имеет характер?
          — С момента высылки из г.Горького Пылаева я с ним имел письменную связь
            до 1937г. — будучи в Каргополе, он мне писал и я ему отвечал...
            По характеру наша связь с Пылаевым заключается во взаимных поздравлениях
            с праздниками".
        Найденная во время обыска в Спасском храме проповедь протоиерея Петра, произнесенная им еще в 1930г. в Троицкой церкви на праздник в честь мчц. Параскевы Пятницы, также была расценена следствием в качестве призыва к борьбе против советской власти, на что отец Петр отвечал следователю:
         "— Этой проповедью я имел целью обратить внимание верующих на великомученицу
            Параскеву, терпевшую муки и издевательства, но не потерявшую мужества и
            терпения в борьбе за веру Христову, и призывал верующих быть мужественными
            и терпеливыми в борьбе с всякими невзгодами и обращаться за помощью
            к священномученице Параскеве".
        Можно предполагать, что именно по молитвам новомученика протоиерея Петра Сахаровского в 1993г. Господь явил новому поколению прихожан нижегородской Спасской церкви чудо мироточения именно от храмовой иконы всехвальной мученицы Параскевы ([3],О.В.Дегтева). Из обвинения, предъявленного о.Петру:
           "Является активным участником Горьковского филиала церковно-фашистской
            диверсионно-террористической и шпионской контрреволюционной организации,
            связанной с союзным церковно-фашистским центром, и возглавляет
            контрреволюционную повстанческую группу церковников, созданную им же
            по заданиям руководителей... организации Тулякова [епископа Феофана]
            и Лаврова [благочинного нижегородских церквей].
            Проводил вербовку новых участников в контрреволюционную организацию,
            вел повстанческую агитацию ...
            Собирал шпионские сведения о городе Горьком".
        В этот же день, 21 сентября о.Петру и другим нижегородским священнослужителям, проходившим по этому делу, Тройка НКВД вынесла приговор — расстрел. В следственном деле в качестве вещественного доказательства обвинения сохранился один из рукописных конспектов проповеди о.Петра:
         "Нет такого счастливца в мире, который горести бы не знал. Мир наш весь
          подобает морю. Море ветром волнуется, жизнь наша горестями возмущается,
          на море волна следует за волной, в жизни нашей беда следует за бедой —
          одна прошла, другая наступает, и так беспрестанно.
          Жизнь наша колеблется подобно кораблю на море, но есть якорь — терпение,
          он предохраняет нас от бед. Христианское терпение — сделает исповедника
          Христовой Веры непобедимым. Терпеливый — может быть лишен всего,
          но победим быть не может"

      Места заключения
        Горький (Нижний Новгород), тюрьма 
        Год начала 1937 
        День начала 5 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1937 
        День окончания 4 
        Месяц окончания 10 
    Кончина
      1937 
      День 4 
      Месяц 10 
      расстрел 
      Место Горький (Нижний Новгород) 
      Место захоронения Горький (Нижний Новгород), Бугровское кладбище 

      Протоиерей Петр Сахаровский был расстрелян 4 октября 1937г. и погребен в общей безвестной могиле

    Канонизация
      Священномученик священник Петр Сахаровский 
      Дата 20/08/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Кто представил Нижегородская епархия 
      Дни памяти
        1
          Старый стиль 21.09 
          Новый стиль 04.10 
          день расстрела (1937г.) 
        2
          Собор новомучеников и исповедников Российских 

          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02

    Реабилитация
      Дата 24/08/1942 
      По году репрессий 1937 
    Публикации Документы
      1Списки репрессированного духовенства по Нижегородской (Горьковской) епархии 
(c) ПСТГУ