Новомученики и исповедники
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1964 Дела o22.36 => o22.36 Фотографии
1 Фотоальбом Фотоальбом o22-70a.jpg
Дела o22.70
    Николай 
    Неточная дата рождения 1877(1878?)г. 
    протоиерей 

    Родился в 1877(1878?)г. в благочестивой семье

    Фотографии
       
      Священномученик протоиерей Николай Искровский 
       
      Священномученик протоиерей Николай Искровский 
       
      Протоиерей Николай с матушкой Анной 
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до рукоположения во священника] [до 1919г.]
      Образование
        Санкт-Петербургская Духовная Семинария 

        Учился в Санкт-Петербургской Духовной Семинарии

      Служение
        Санкт-Петербург, Исаакиевский собор 
        Должность=диакон 

        Николай служил диаконом в Исаакиевском соборе. Его заметил св.прав.Иоанн Кронштадтский

      Рукоположение
        иерей 
        1905 
      Служение
        Херсонская губ., Елисаветградский у. (Украина, Кировоградская о., Петровский р.), с.Искровка, Крестовоздвиженская церковь 
        протоиерей 
        Должность=настоятель 
        Год начала 1914 
        Год окончания 1919 

        В начале 20 столетия к императору Николаю II обратились люди с просьбой о выделении земли под строительство церкви, т.к. пан Виктор, которому принадлежала земля, запросил за нее большую плату. Император удовлетворил просьбу людей и пожелал принять личное участие. За свой счет он отправил кирпич на станцию Рядовая, которая была ближайшей к с.Искровка, оплачивал материалы и работу строителей. В 1905г., во время освящения храма, царь присутствовал на богослужении, переодевшись в мужицкую одежду. Впоследствии, по согласованию со св.прав.Иоанном Кронштадтским, император Николай II предложил заменить священника в построенном им храме. Так диакон Исаакиевского собора Николай оказался настоятелем храма в с.Искровка. Известно об о.Николае немного: он был достаточно богатым человеком (имел свою землю, "носил крест из чистого золота", пользовался золотой чашей и Евангелием в золотой оправе), матушку его звали Анна, сына — Димитрий. Настоящая фамилия протоиерея неизвестна: его жена дважды меняла фамилию после убийства мужа, сын поменял ее еще раз, вернувшись из лагеря, чтобы защитить своих детей... В Искровке, его знали просто как отца Николая. О.Николай был всегда жизнерадостен, весел, добр, очень любил шутки и прибаутки. О.Николая отличала молитвенность, забота о людях. Он вычитывал бесноватых, врачевал больных, молился об исцелении скота, совершал требы. О.Николай собственноручно выкопал источник (впоследствии — святой источник сщм.Николая и св.Параскевы Пятницы) и сказал:
           "Нигде вокруг не будет такой воды, а этот источник неиссякаемый!". По свидетельству очевидцев, о.Николай в теплое время года ежедневно проводил молебны возле этого источника, зимой молился о страждущих в храме. Прозорливость его была даром Божиим, который он стяжал молитвой и трудами. Девочке, укравшей 5 рублей у деда, батюшка указал место в сарае под дровами, где были спрятаны деньги. Он погладил ее по головке и со словами:
           "Твоему отцу нужно месяц работать, чтобы заработать эти деньги" велел вернуть их. Другому, у которого украли коней, о.Николай сказал, где искать пропажу. Его молитвенные труды стяжали ему известность далеко за пределами Елисаветградской губернии. Страждующие и жаждущие исцеления приезжали к нему из разных мест, например, из Тулы, что отстояла от с.Искровки более чем на тысячу верст. Многие приходили послушать его проповеди и становились свидетелями чудесных исцелений. Вот лежит на земле женщина, и ее сильно бьет о землю (черная болезнь). О.Николай читает над ней Евангелие, и она поднимается здоровой. Вот он исцеляет мужчину по имени Тимофей при помощи Слова Божия. После этого Тимофей остается жить у о.Николая, помогал по хозяйству семье о.Николая и многим нуждающимся. В своих проповедях о.Николай пророчествовал о своей смерти:
            "Священник сорвется как цветок, а Церковь будет стоять нерушимой". Покровской церкви в с.Лозоватке он предсказал разрушение и исчезновение без следа. По свидетельству рабы Божией послушницы Евфросиньи, о.Николай в алтаре беседовал с Самим Господом. О.Николай предупреждал о том, что придет безбожная власть и вместе с ней тяжкие испытания

    Кончина
      1919 
      День 2 
      Месяц 10 
      убит 
      Место Херсонская губ., Елисаветградский у. (Украина, Кировоградская о., Петровский р.), с.Искровка 
      Место захоронения Украина, Кировоградская о., Петровский р., с.Искровка, Крестовоздвиженская церковь 

      В последний день своей жизни, 2 октября 1919г., о.Николай отслужил Божественную Литургию, жену с сыном отправил в Кривой Рог, людей и всех церковных служащих отпустил по домам, а сам забрался на колокольню храма. Во второй половине дня в село налетел отряд красных, которые, избивая, стянули о.Николая с колокольни, волоча за волосы. После издевательств они вывели батюшку на кладбище и расстреляли. Тело исповедника обнаружили женщины, шедшие с поля. Они прикопали тело, прикидали его ветками, а затем, спустя три дня, мужчина и женщина — ночью в другом месте похоронили священника, просто так, без гроба. Через год, в 1920г., когда у власти временно была УНР (Украинская Народная Рада), приехало много священников, которые совершили третье погребение о.Николая — за алтарем Крестовоздвиженской церкви. Свидетели этого события утверждали, что тело исповедника было нетленным. И крест над могилой, и часовенка над могилой священномученика сохранились — даже когда в помещении церкви был склад зерна, трогать могилу о.Николая никто не решался. По свидетельству внучки о.Николая — Уары, которую мать водила на могилу дедушки, "на могиле качались, чтобы спины не болели, ели с могилы землю, чтобы быть здоровыми. Не только мы это делали, но и многие дети, взрослые". В советское время при строительстве дамбы на Искровском водохранилище святой источник в с.Искровка засыпали. Но через пару лет из Кривого Рога приехал шахтер на костылях — специально к источнику. Узнав, что случилось, он разрыл руками землю там, где раньше был источник, вылил на себя три ведра воды, положил костыли и ушел. Говорят, костыли там пролежали несколько лет — их специально не убирали... Когда-то своей матушке Анне о.Николай с улыбкой говорил:
        "Не тужи, матушка. Меня убьют, и три раза будут хоронить, а ты будешь
         скрываться под двумя фамилиями. А ты, Дмитрий, сын мой, будешь священником,
         и будет у тебя большая семья!" Матушка Анна, сменив две фамилии, как и предсказывал ее муж, была репрессирована и, видимо, умерла в лагерях. Сын Димитрий священником не стал, но стал фотографом, и был судим как "враг народа". У Димитрия была большая семья: восемь детей, шестеро из которых жили в Кривом Роге и каждый год приезжали в с.Искровку, в Крестовоздвиженскую церковь [3]. 17 сентября 2001г. совершилось обретение мощей сщмч.Николая. С тех пор мощи его находятся в стеклянной гробнице Крестовоздвиженского храма

    Канонизация
      Священномученик протоиерей Николай Искровский 
      Дата 17/07/2001 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 17 июля 2001г. 
      Кто представил Кировоградская епархия 
      Тропарь. Глас 1:
         В житии твоем добре подвизался еси,
         Во страдании твоем непоколебим в вере пребыв,
         Незлобиво мученическую смерть приял еси,
         Священномучениче, отче Николае Искровский,
         Моли о нас Господа Спаса мир мирови даровати
         И душам нашим велию милость.
      Тропарь. Глас 6:
         Кротость и смирение стяжавый
         Любовь Христову пастве своей показал еси,
         В годину огненных искушений Церкве Русския
         И яко пастырь добрый душу свою за Него положил еси,
         Молися о нас, священномучениче Николае
         Просветите души наша.
      Кондак. Глас 2:
         Труды и болезни на рамо свое взял еси,
         И, радуюся, путем тесным шествовал еси,
         Страданьми за Христа, Небесного Царства достигл еси,
         Моли о нас Бога Спаса, священномучениче Николае,
         Обрести нам милость в День СудныйДни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 

          Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02

        2
          Старый стиль 19.09 
          Новый стиль 02.10 
          день смерти (1919г.) 
    Публикации
(c) ПСТГУ