Новомученики и исповедники
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1964 Дела o01.135 => o01.135 Фотографии
1 Фотоальбом Фотоальбом o01-72.jpg Дела o01.72 => o01.72 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
Служение
    Служение
    Владимир, Троицкая церковь 
    диакон 
    Год начала 1925 
    Год окончания 1930 

    Из материалов дела: "Троицкая церковь — фактически женский монастырь". О.Иосиф помогал сосланным архиереям: епископу Афанасию (Сахарову), архиепископу Николаю (Добронравову) и др. Во время заключения владыки Афанасия о.Иосиф переехал на квартиру епископа Афанасия, заботился о его старой матери, за доброту и искреннюю любовь она называла его вторым сыном. Из материалов дела: "Содержал мать епископа Афанасия (Сахарова) после его ссылки, которому и другим, ему подобным, организовал помощь и через монашек, и через имеющуюся у него на этот счет специальную кассу. Потапов имел специальную кружку для помощи ссыльным в разные места, в частности находящимся в ссылке архиепископу Николаю, епископу Афанасию (Сахарову) и др." Из показаний о.Иосифа на допросе (1931г.): "Помощь эта выражалась в сборе и отсылке продовольствия, которое приносили верующие в церковь с просьбой передать владыке Афанасию или епископу Николаю. Заносят верующие посылки для ссыльных и ко мне на квартиру. Кроме продовольственных посылок, я посылал и денежные переводы... В квартире у меня находится касса епископа Афанасия, которая состоит отчасти из средств, оставшихся после смерти его матери (умерла 29.11.1930г.), отчасти из пожертвований верующих. В пользу архиепископа Николая я также получал от верующих деньги, но в меньшем размере. До смерти матери епископа Афанасия деньги архиепископу Николаю собирала она, а я писал письма и слал переводы. После ее смерти получаемые пожертвования в пользу архиепископа Николая и епископа Афанасия я клал в одну кассу. Фамилий верующих, жертвовавших мне в помощь епископа Афанасия и архиепископа Николая я не помню и даже совершенно не знаю". Из материалов дела: "С епископом Афанасием диакон Потапов имел письменную связь через свою жену. В письмах от него он получает установки, как вести службу, кого поминать и исполняет его поручения. Эти установки Потаповым и Жабинским проводились в жизнь: Троицкая церковь превращена в монастырь, с выполнением всяких монастырских правил служения и поминания церковных чинов и, в частности, поминают "святую обитель сию", князей, царей и цариц, архиепископа Николая, епископа Афанасия, мать игумению Олимпиаду с сестрами". По показаниям свидетелей, в Троицкой церкви Жабинским и Потаповым за богослужением читалась молитва: "Вразуми, Господи, губящих Церковь Божию и разлагающих ее". Непримиримость к Соввласти Потапова, Жабинского и Устинова подтверждается их отрицательным отношением к распоряжению митрополита Сергия "О поминовении властей". Вместе с Устиновым и Жабинским Потапов 1928–1929гг. был запрещен в служении и также как и первые два, до сих пор остался ярым антисергиевцем. Потапов, Жабинский и адм. высланный Смирнов собирались в квартире старой девы Воиновой Евгении, (где сначала жила семья Потапова, а после расстрела Лебедева Потапов уехал). Эти сборища устраивались, преимущественно, по вечерам и проводились в а/с беседах о положении церкви и церковного управления в настоящее время. Говоря в момент сборищ о церковных делах, Потапов, будучи настроен против митрополита Сергия, говорил: "Задача Советской власти — уничтожить религию. Если бы Советская власть не пыталась бы уничтожить религию, ей было бы лучше... Советская власть церкви закрывает, духовенство высылает, чем создает недовольство верующих и духовенства...". Аналогично вела себя и жена Потапова, которая при встрече со своими знакомыми всегда ругает Советскую власть за то, что она не дает житья людям, морит голодом и т.п. Вне сборищ Потапов вел себя скрыто и разговаривал только с людьми, которым можно доверять. После перехода Троицкой церкви к обновленцам о.Иосиф стал служить в Никитской церкви

(c) ПСТГУ