Home page | NIKA_ROOT | INDEX | ГодРукоположения | 1935 | Дела | o10.66 | => | o10.66 | Родство |
1 | ДелоРодства | o10.65 |
Год рождения 1900 День рождения 31 Месяц рождения 5 Место рождения Киев иеромонах По данным [Д1] родился 17 (29?)мая 1900г. По другим сведениям, родился осенью 1899г. Родился в семье пианиста и композитора Владимира Ивановича Поля. Мать его, Марина Станиславовна, наполовину русская, наполовину полька, очень красивая женщина, была певицей. В семье было трое детей: сын Олег и две дочери (одна из них Тамара). В раннем детстве Олега родители разошлись. Вскоре Марина Станиславовна вышла замуж за художника и родила еще трех дочерей. Семья отдала дань разным интеллектуальным веяниям тех лет: Марина Станиславовна жила в близком общении с В.П.Пешковой, женой А.М.Горького, была дружна с Л.А.Сулержицким, русским общественным и театральным деятелем. Коснулось семьи влияние теософии и индуизма. Семья была воспитана в строгом вегетарианстве. Марина Станиславовна рассказывала, что Олег с самого своего рождения отличался от всех выражением глаз. Она признавалась, что "боялась всматриваться в эти глаза", наполненные то ли сознанием и грустью, то ли предчувствием какой-то обреченности или трагической призванности. Детство Олега складывалось нелегко: отчим откровенно ревновал жену к чужому сыну. В 1914г., во время Первой Мировой войны, Марина Станиславовна, будучи уже женой художника Бурданова, эвакуировалась с семьей из Киева в Москву. Олег переехал в Москве к отцу Владимиру Ивановичу Полю. Известно, что отец Олега, композитор Владимир Иванович Поль, еще до 1917г. уехал в Париж, где и умер после Второй мировой войны, будучи директором Детской Парижской консерватории Родство
Мария (Бурданова Марина Станиславовна)
Арсений (Корди Борис Григорьевич)
Год окончания 1918
Год окончания 1918 Олег окончил реальное училище, когда произошла революция, наступил голод и развал жизни. Жил в это время в семье отчима, но чувствовал себя в ней обузой. В 1918г., вскоре после окончания училища, он ушел из дома. Вошел в Толстовское Общество (Газетный пер., д.12).
Год ареста 1918 В 1918г. Олега призвали в армию. Он, будучи тогда по убеждению толстовцем, отказался. Олега арестовали, ему грозил расстрел. На суде в защиту Олега выступил Горбунов-Посадов, друг Льва Толстого и поручился за Олега в том, что его отказ от военной службы не контрреволюция, а человеческие убеждения, которые не позволяют ему брать в руки оружие для убийства людей. В 1919г. постановлением Нарсуда он был освобожден от военной службы по религиозным убеждениям. На суде спросили, каким общественно-полезным делом он будет заниматься, если его отпустят. Олег сказал, что любое дело согласен выполнять, но предпочел бы быть педагогом
Год начала 1919 Год окончания 1921 В 19191921гг. работал инструктором по сельскому хозяйству в Детском Трудовом объединении при ст.Нахабино Московская губ., ст.ПушкиноГод начала 1921 Год окончания 1924 В то время была организована Пушкинская Опытно-показательная
школа-колония 2-й ступени МОНО, где с 1921г. он стал инструктором по
сельскому хозяйству и преподавателем математики.
В эти годы он самозабвенно учился, изучал мировую философию.
Он отошел от толстовства в котором был воспитан, и от наступавшей
на него со всех сторон теософией и нашел для себя классическую философию.
Затем он подошел к русской религиозной мысли начала века. Чтение привело Олега
к знакомству с творениями древних и новых подвижников Православия.
Олег поражал своей целеустремленностью. Известный литературовед и философ
М.О.Гершензон, хорошо знавший семью Олега, как-то сказал, что он наблюдает за
развитием Олега, как за развитием гения. Олег был очень одарен. У него был
абсолютный слух, но он отказался от соблазна музыки, хорошо рисовал, но и от этого
пути отказался. Он говорил постоянно, что проживет недолго и должен торопиться,
чтобы сказать людям какое-то ясное слово о спасении от зла. Носил в уме замысел
о книге, которую назвал "Остров Достоверности".
Первым духовным отцом Олега был священник Роман Медведь, служивший в храме
свт.Алексия в Глинищевском переулке. Вокруг этого священника выросло братство,
своего рода "монастырь в миру".
"Медитации" Олега Поля теперь заменились скромной и строгой молитвой.
О первом посещении Олегом Полем храма свт.Алексия и о первом знакомстве с Олегом
так рассказывала ([1]) входившая в братство о.Романа Валерия Лиорко:
"Итак, наступил канун праздника Воздвижения 13/26 сентября 1923 года. Я заглянула
домой после работы, чтобы тотчас идти ко всенощной. "Вот удачно забежала!
говорит мама. Сейчас приходил к нам удивительный юноша. Он ищет, по его словам,
"старцев", чтобы узнать подлинную церковь... Иза ему сказала: "Пойдите... отыщите
девушку Валерию, она знает, кто Вам нужен". Я сказала, что найти тебя легче
всего в храме. Он придет туда ко всенощной сегодня. Ты подойди к нему сама...
мы так с ним условились" "Но как же я его узнаю?" "Его не узнать невозможно.
Он очень высокий, вьющиеся каштановые волосы шапкой, лицо измученное то ли усталый,
то ли голодный, прекрасное лицо! Очень сумрачный, а то вдруг прорвется детская
доверчивость в разговоре. Удивительные глаза у меня сердце упало, когда я их
увидала... как на иконе Владимирской Божией Матери" "Как у младенца?"
"Нет, как у Богомотери... Его зовут Олег Поль.""
Олег Поль и Валерия Лиорко, дочь расстрелянного в 1918г. царского офицера,
были ровесниками. Молодые люди вместе изучали литургику, иконопись.
Олег Поль читал ей отрывки из своей книги "Остров Достоверности". Между
ними возникла духовная близость. Эти отношения могли бы перерасти в любовь,
но что-то останавливало их, у Олега Поля было призвание к монашеской жизни.
Жизнь среди большого города, отсутствие дела, которое
давало бы необходимый хлеб, жилище и, главное, поиск той формы жизни, которая
соответствовала бы его призванию, заставляли искать выход.
В это время у Олега Поля обострилась его болезнь прогрессирующий туберкулез
желез. Врачи советовали переменить климат, ехать на Юг. Но не только это
определило его решение они с Валерией Лиорко прочли книгу В.П.Свенцицкого "Граждане неба" о
кавказских пустынниках, живших по примеру древних аскетов в малодоступных горах.
У Олега Поля и Валерии Лиорко родилась мысль о совместной (аскетической)
жизни и работе в "обители" пустынножитии в горах. Они предполагали, что к
ним присоединятся их матери и некоторые другие их духовные единомышленники.
Из воспоминаний Валерии Лиорко:
Год начала 1924 Год окончания 1925 Весной 1924г. Олег уехал в Геленджик и поселился у четы художников Биронов. Работал на случайных заработках в качестве чернорабочего. По слухам, ближайшее поселение пустынников было в районе Красной Поляны, и Олег Поль стал его искать. В нескольких километрах от маленького селения Ачиш-Хо Олег нашел келью о.Даниила (Бондаренко), пустынника, спускавшегося только 2 раза в год в ближайшее селение, чтобы поменять на соль деревянные ложки, вырезанные им из самшита. Поняв духовное состояние Олега Поля, о.Даниил оставил его жить у себя в келье в качестве послушника Северо-Кавказский край, Черноморский округ (Краснодарский край, Сочинский р., Адлерский с/с), местечко ЗмейкаГод начала 1925 Год окончания 1925 Между наставником и послушником, пишущим философский труд, сложились доверительные отношения, полные уважения и внимания друг к другу, Встреча с о.Даниилом была для Олега воистину даром Провидения. Все свободное от выполнения молитвенного правила время Олег писал. Зимой он приезжал в Москву за необходимыми книгами, прочесть друзьям написанное и выслушать их замечания. В начале зимы 1925г. Олег приезжал в Москву, дал Валерии для прочтения свой религиозно-философский труд "Остров достоверности". Зимой и весной 1925г. Валерия Лиорко и Олег Поль вместе изучали литургику, иконопись. Они мечтали о совместной аскетической жизни в пустынножитии, где с ними жили бы все близкие, единомысленные люди, и их матери, и А.В.Лебедев, член братства о.Романа, друг Валерии Лиорко, безнадежно влюбленный в нее. О.Роман был посвящен в их планы и не противился им. Весной 1925г. Олег Поль уехал в горы к о.Даниилу. Летом 1925г. к нему уехал А.В.Лебедев, чтобы искать место для совместной аскетической "обители", о которой они мечтали МоскваГод начала 1925 Год окончания 1926 Зимой 1925/1926г. Олег приехал опять в Москву и пришел на всенощную
в Алексеевский храм под Николин день. Той зимой Валерия и Олег в основном, общались
письмами, встречаясь почти всегда на людях. Валерия Дмитриевна все же надеялась
на простое человеческое счастье любви, но у Олега было тяготение к монашеской
жизни. Из письма Олега к Валерии:
Год начала 1926 Год окончания 1927 Весной 1926г. Валерия, Олег Поль и А.В.Лебедев снова поехали на Кавказ на Красную Поляну к о.Даниилу. Олег и Валерия с о.Даниилом посетили некоторые пустынножития в тех местах: о.Савватия на поляне Медовеевка, были в долине реки Псху близ Сочи. А.В.Лебедев уехал в Москву. Вскоре уехала и Валерия Дмитриевна. Олег проводил Валерию, они обнялись у всех на виду, на его глазах были слезы. Осенью 1926г. к Олегу и о.Даниилу приехал его ученик по Пушкинской колонии, преданный юноша, моложе его на несколько лет, Борис Корди, который вскоре принял постриг с именем Арсений. Стали жить втроем. Выстроили новые кельи на поляне. Идея об устройстве аскетического пустынножития вместе с Валерией Лиорко была оставлена. Олег Поль в письмах зимой-весной 1926/1927г. советовали Валерии поступить в монастырь, звали к себе "на полгода". Но у нее был всего трехнедельный отпуск, мать ее всю зиму болела, и она с трудом успевала ухаживать за ней и зарабатывать на жизнь
Онисим 1927 День 28 Месяц 8 Место Северо-Кавказский край, Черноморский округ (Краснодарский край, Сочинский р.) Кто рукоположил иеромонах Митрофан Олег Поль принял постриг в мантию с именем Онисим 28 августа по ст.стилю, в канун праздника Усекновения Главы св.Иоанна Предтечи, в 8 часов утра. При пострижении присутствовали о.Даниил (Бондаренко), псаломщик, о.Арсений (Корди), Сергей Скороходов, монах Николай. Это происходило в бедной сельской кладбищенской церкви в Сочинском районе
монах Год начала 1927 Год окончания 1929 Тайная "закрытая" монашеская община-скит во имя свт.Николая, в котором жил монах Онисим, иеромонах и Арсений (Корди), находилась в ведении епископа Майкопского Варлаама (Лазаренко). Непосредственным руководителем общины был иеромонах Даниил (Бондаренко)
1929 День 21 Месяц 3 Место Санкт-Петербург (Ленинград) Кто рукоположил архиепископ Димитрий (Любимов) По благословению иеромонаха Даниила монах Онисим в начале весны 1929г. выехал из Абхазии в Петербург (Ленинград), где еще сохранился епископат Тихоновской церкви, к архиепископу Димитрию (Любимову). Архиепископ Димитрий рукоположил его во иеромонаха и направил в Абхазию, к епископу Варлааму (Лазаренко), (по данным [3] и [4] это произошло в январе 1929г.). На пути в Абхазию иеромонах Онисим заехал в Москву, остановился на несколько дней в семье Наталии Аркадьевны и Валерии Дмитриевны Лиорко. (Впоследствии Валерия Дмитриевна стала женой писателя М.М.Пришвина)
иеромонах Должность=благочинный закрытых общин Майкопского и Черноморского церковных округов Год начала 1929 Год окончания 1929 После рукоположения иеромонах Онисим не оставил своей работы, и, закончив
"Остров Достоверности", написал труды "Экономика", "Хозяйство человека", а
затем статью "О литургии".
Иеромонах Онисим исполнял обязанности благочинного всех закрытых
общин Майкопского и Черноморского округов, которые скрывались в глухих,
недоступных местах. Члены этих общин во главе с епископом Варлаамом, в том
числе иеромонах Онисим, не признавали обновленцев, а также "Декларацию"
митрополита Сергия (Страгородского), находились на нелегальном положении.
Владыка Варлаам, а с ним иеромонах Онисим и все монашеские общины, были под
угрозой ареста.
Вот отрывок из письма владыки Варлаама архиепископу:
Год ареста 1929 День ареста 8 Месяц ареста 10 Осенью 1929г. на Красной Поляне, где жили монахи, появились вооруженные люди, которые арестовали и увели всех троих (иеромонаха Онисима, монаха Арсения и иеромонаха Даниила), а кельи сожгли. При аресте у иеромонах Онисима были изъяты некоторые рукописи и документы: 1) "Об апотофазии митрополита Сергия". 2) "О митрополите Нижегородском Сергии и его синоде. 3) "Ответ востязующим", "Вас мало". 4) "Письмо из Киева всем верным чадам Святой Православной Российской Церкви". Киев, ноябрь, 1927г. 5) "Возлюбленые о Господе мои духовные чада иереи и диаконы, поставленные чрез мое смирение на служение Православной Церкви" (без подписи). 6) "Послание к православному клиру и мирянам Воронежской епархии" Управляющий Воронежский епархией Епископ Алексий. 7) "Заявление епископа Павла митрополиту Сергию" (Бывший епископ Старобельский, Великолужский и Ялтинский), 14/27 апреля 1928г. 8) "Сущность отступления митрополита Сергия". 9)"О Церкви" (Варлаам, епископ Майкопский, 1927г., 12 сентября. г.Майкоп.)
27/02/1930 Обвинение "руководитель ячейки бродячих монахов и участник Черноморского филиала подпольной церковно-монархической организации "ИПЦ", а/с агитация, направленная на срыв мероприятий Советской власти" Статья ст.5810 ч.2,5811 УК РСФСР Приговор=высшая мера наказания расстрел Групповое дело "дело тайных общин на Северном Кавказе во главе с епископом Варлаамом (Лазаренко), 1930г." Иеромонах Онисим открыто высказывал перед судьями свои убеждения.
Из материалов дела:
Год начала 1929 День начала 8 Месяц начала 10 Новороссийск, тюрьма Год окончания 1930 Арестованных отправили в Новороссийскую тюрьму, куда перевезли множество монахов, арестованных в горах. Стариков и молодых, женщин и мужчин гнали через несколько перевалов с долины Псху и других мест их поселений. У моря всех погрузили на баржи, везли в невыносимой тесноте. Монахи пели молитвы. О.Даниила вскоре расстреляли, монах Арсений (Корди Борис), по молодости, получил всего пять лет лагерей. Иеромонаха Онисима судили тщательно, им заинтересовались и перевели в тюрьму Ростова-на-Дону Ростов-на Дону, тюрьмаГод начала 1930 Год окончания 1930
Месяц 6 расстрел Место Ростов-на Дону Был расстрелян летом 1930г., по-видимому, в июне. День так и остался неизвестным. По сведениям [1] дата расстрела 26.06.1930г. Его матери принесли официальное извещение о свершившемся расстреле в начале июля. Место погребения неизвестно
Кем реабилитирован Прокуратура Краснодарского края По году репрессий 1930
Использованы материалы: Архив ДКНБ во г.Алма-Аты и Алматинской обл. Д.092445.
|
(c) ПСТГУ |