Новомученики и исповедники
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодРукоположения 1894
Дела o32.189
    Нектарий (Тихонов Николай Васильевич) 
    Год рождения 1853 
    Место рождения Орловская губ., г.Елец 
    иеросхимонах 

    Последний соборно избранный Оптинский старец. Родился в городе Ельце Орловской губернии в бедной семье Василия и Елены Тихоновых. Отец его был рабочим на мельнице и умер, когда сыну было всего семь лет. Перед кончиной он благословил сына иконой Святителя Николая, поручая его попечительству свое чадо. С этой иконой старец не расставался всю жизнь. Позднее преподобный Нектарий рассказы о своем детстве часто начинал словами:
        "Было это в младенчестве моем, когда жил я с маменькой. Двое нас было
         на белом свете, да еще кот жил с нами. Мы низкого были звания и притом
         бедные. Кому нужны такие?"
    С матерью у Николая были самые теплые и сердечные отношения. Она больше действовала кротостью и умела тронуть его сердце. Но и мать его умерла рано. Мальчик остался круглым сиротой. С 11 лет он стал работать в лавке богатого купца. Николай был трудолюбив и к 17 годам дослужился до младшего приказчика. В свободное время юноша очень любил ходить в храм и читать церковные книги. Его отличали кротость, скромность, душевная чистота. В 1873г., когда юноше исполнилось двадцать лет, старший приказчик задумал женить его на своей дочери. В то время в Ельце жила почти столетняя схимница, старица Феоктиста, духовная дочь святителя Тихона Задонского. Хозяин отправил к ней юношу за благословением на брак. А схимница благословила его пойти в Оптину к старцу Илариону. Хозяин отпустил юношу в Оптину, и Николай отправился в путь

    Фотографии
       
      иеросхимонах Нектарий (Тихонов), Оптинский старец 
       
      иеросхимонах Нектарий (Тихонов), Оптинский старец 
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1873-1887гг.] [1887-1894гг.] [1894-1898гг.] [1898-1920гг.] [1920-1923гг.] [до 1928г.]
      Служение
        Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь 
        Должность=послушник (пономарское послушание) 
        Год начала 1873 
        Год окончания 1887 

        Он пришел в Оптину пустынь в 1873 году, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Здесь Промыслом Божиим он обрел свое истинное назначение. Сначала юноша пошел к скитоначальнику старцу Илариону, а тот отправил его к прп.Амвросию. В то время к великому старцу Амвросию приходило так много людей, что дожидаться приема приходилось неделями. Но Николая он принял сразу и говорил с ним два часа. О чем была их беседа, преподобный Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту. Он стал духовным сыном прп.Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к прп.старцу Амвросию. Первым послушанием его в Оптиной было ухаживать за цветами, потом его назначили на пономарское послушание. У прп.Нектария была келия, выходящая дверью в церковь. В ней он прожил в полузатворе 20 лет, не разговаривая ни с кем из монахов: только сходит к старцу или к духовнику и обратно. Сам он любил повторять, что для монаха есть только два выхода из келии — в храм да в могилу. На пономарском послушании он вначале часто опаздывал в церковь и ходил с заспанными глазами. Братия жаловались на него старцу Амвросию, на что тот отвечал:
             "Подождите, Николка проспится, все пригодится". По благословению старцев, он читал много специальной литературы, занимался науками. Под руководством своих духовных наставников прп.Нектарий быстро возрастал духовно

      Рукоположение
        мантия 
        Нектарий 
        1887 
        День 14 
        Месяц 3 
        Место Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь 
      Служение
        Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь 
        монах 
        Год начала 1887 
        День начала 14 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1894 
        День окончания 18 
        Месяц окончания 1 
      Рукоположение
        иеродиакон 
        1894 
        День 19 
        Месяц 1 
        Место Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь 
      Служение
        Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь 
        иеродиакон 
        Год начала 1894 
        День начала 19 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1898 
      Рукоположение
        иеромонах 
        1898 
        День 21 
        Месяц 10 
        Кто рукоположил епископ Калужский 
      Служение
        Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь 
        иеромонах 
        Год начала 1898 
        День начала 21 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1920 

        Уже в эти годы по его молитвам исцелялись больные. Он обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения. Но по своему смирению эти высокие духовные дары он скрывал под покровом внешнего юродства. На юродство он имел благословение старцев. В 1912г. оптинская братия избрала его в старцы. Но прп. Нектарий отказывался, говоря:
             "Нет, отцы и братия! Я скудоумен и такой тяготы понести не могу". И только по послушанию он согласился принять на себя старчество. Прп.Нектарий принимал посетителей в "хибарке" прежних старцев. Иногда он оставлял в приемной на столе книги, и посетители, в ожидании приема, смотрели эти книги и, листая их, как раз находили ответы на свои вопросы, а прп.Нектарий по своему смирению говорил, что они приходят к прп.старцу Амвросию и сама келия говорит за него. У батюшки был кот, который его необыкновенно слушался, и батюшка любил говорить:
            "Старец Герасим был великий старец, потому у него был лев, а мы малы —
             и у нас кот".
        Внешне старец был невысокого роста, согбенный, с округлым лицом и небольшой клинообразной бородкой, худой, с постоянно плачущими глазами. Поэтому у него всегда в руках был платок, который он, свернув уголком, прикладывал к глазам. Лицо его как бы не имело возраста — то древнее, суровое, то молодое до живости и выразительности мысли, то детское по чистоте и покою. Ходил он легкой, скользящей походкой, как бы едва касаясь земли. Лишь перед самой смертью он передвигался с трудом, ноги распухли как бревна, сочились сукровицей — это сказалось многолетнее стояние на молитве. Для каждого человека у старца был свой подход, "своя мера". Порой он оставлял посетителя одного в тишине "хибарки" побыть наедине со своими мыслями, а иногда — долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди спрашивали: "Где же старец окончил университет?" И не могли поверить, что он нигде не учился. Старец говорил:
              "Вся наша образованность от Писания". Протоиерей Василий Шустин рассказывал, как батюшка, не читая, разбирал письма:
            "Одни письма он откладывал со словами:
                 "Сюда надо дать ответ, а эти письма благодарственные, их можно без
                  ответа оставить".
            Он их не читал, но видел их содержание. Некоторые из них он благословлял,
            а некоторые и целовал".
        Известны многочисленные случаи, когда батюшка исцелял смертельно больных людей. В юродстве старца часто содержались пророчества, смысл которых открывался часто лишь по прошествии времени. Например, люди недоумевали и смеялись над тем, как старец Нектарий внезапно зажигал электрический фонарик и с самым серьезным видом ходил с ним по своей келье, осматривая все углы и шкафы... А после 1917 года вспомнили это "чудачество" совсем иначе: именно так, во тьме, при свете фонариков, большевики обыскивали кельи монахов, в том числе и комнату старца Нектария. За полгода до революции старец стал ходить с красным бантом на груди — так он предсказывал наступающие события. Или насобирает всякого хлама, сложит в шкафчик и всем показывает: "Это мой музей". И действительно, после закрытия Оптиной в скиту был музей. Часто вместо ответа отец Нектарий расставлял перед посетителями куклы и разыгрывал маленький спектакль. Куклы, персонажи спектакля, давали ответы на вопросы своими репликами. Так, владыка Феофан Калужский, не верил в святость старца. Как-то приехал он в Оптину и зашел к отцу Нектарию. Тот, не обращая на него никакого внимания, играл в куклы: одну наказывал, другую бил, третью сажал в тюрьму. Владыка, наблюдая это, утвердился в своем мнении. Позже, когда большевики посадили его в тюрьму, он говорил:
            "Грешен я перед Богом и перед старцем. Все, что он мне показывал тогда,
             было про меня, а я решил, что он ненормальный".
        Будучи провидцем, прп.Нектарий предсказывал в 1917г.:
             "Через годы испытаний Россия воспрянет и будет материально не богата, но
              духом будет богата, и в Оптиной пустыни будет еще семь светильников,
              семь столпов"

      Рукоположение
        иеросхимонах 
        Нектарий 
        1920 
        Месяц 4 
        Место Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь 
      Служение
        Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь 
        иеросхимонах 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1923 

        В 1923г. обитель была закрыта

      Аресты
        Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь 
        Год ареста 1923 
        Месяц ареста 3 

        После закрытия монастыря в Вербное воскресенье 1923г. прп.Нектария арестовали. Старца повели в монастырский хлебный корпус, превращенный в тюрьму. Он шел по мартовской обледеневшей дорожке и падал. Комната, куда его посадили, была перегорожена не до самого верха, а во второй половине сидели конвоиры и курили. Старец задыхался от дыма

      Места заключения
        Калужская губ., г.Козельск, тюрьма 
        Год начала 1923 
        Месяц начала 3 

        В Страстной Четверг его увезли в тюрьму в Козельск. Позднее из-за болезни глаз старца перевели в больницу, но поставили часовых. По выходе из тюрьмы власти потребовали, чтобы о.Нектарий покинул Калужскую обл.

      Места проживания
        Калужская (Брянская) о., Ульяновский р., с.Холмищи 
        Год окончания 1928 
        День окончания 12 
        Месяц окончания 5 

        Старец поселился в селе Холмищи Брянской (ныне Калужской) области у одного крестьянина, родственника духовного сына батюшки. ЧК грозила этому крестьянину ссылкой на Камчатку за то, что он приютил старца. Осенью 1927 года его обложили особенно тяжелым налогом. В Холмищи, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и совета, к старцу потянулся поток людей со всех концов России. Святой Патриарх Тихон советовался с преподобным Нектарием через своих доверенных лиц. Добираться до села, особенно весной, из-за разлива рек, было трудно, даже сообщение на лошадях прекращалось. Порой приходилось идти пешком в обход до семидесяти пяти верст мимо леса, где было много волков. Они часто выходили на дорогу и выли, но по Святым молитвам старца, никого не трогали. С 1927 года старец стал серьезно недомогать, силы его угасали. В декабре состояние здоровья резко ухудшилось, решили, что отец Нектарий умирает, но затем наступило некоторое улучшение. В апреле батюшке опять стало плохо. К нему приезжал отец Сергий Мечев, он причастил старца

    Кончина
      1928 
      День 12 
      Месяц 5 
      Место Калужская о., Ульяновский р., с.Холмищи 
      Место захоронения Калужская о., Свято-Введенская Оптина пустынь, Введенский соборный храм (в западной части Амвросиевского придела) 

      29 апреля/12 мая 1928 года до Холмищ с трудом добрался отец Адриан, на руках которого преподобный Нектарий скончался в эту же ночь. Незадолго до кончины на вопрос, где его хоронить, старец указал на местное кладбище. Когда его спрашивали, не отвезти ли его тело в Козельск, он отрицательно качал головой. Старец не велел хоронить его и возле Покровской церкви в селе Холмищи, сказав, что там будет "хуже свиного пастбища". Так и случилось. Храм разрушили, а на соборной площади устроили ярмарку и танцплощадку. Исполняя желание старца, его погребли на местном сельском кладбище в двух-трех верстах от села Холмищи. В 1935 году грабители разрыли могилу старца, надеясь найти там ценности. Они сорвали крышку гроба и открытый гроб поставили, прислонив к дереву. Утром колхозники, пришедшие на кладбище, увидели, что старец стоит нетленный — восковая кожа, мягкие руки. Гроб закрыли и опустили в могилу с пением "Святый Боже". После возрождения Оптиной пустыни, 3/16 июля 1989г., в день памяти митрополита Московского Филиппа, состоялось обретение мощей прп.Нектария. Когда торжественная процессия двигалась по обители, от мощей исходило чудное благоухание: мантия старца оказалась нетленной, мощи были янтарного цвета. В настоящее время рака с мощами старца Нектария находится в западной части Амвросиевского придела Введенского собора обители. В 1996 году преподобный Нектарий был причислен к лику местночтимых Святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года — Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания. Как при жизни старца, так и после его блаженной кончины, каждый, кто обращается к нему с истинной верой, получает по его молитвам благодатную помощь. По молитвам прп.Нектария люди выходят из трудных жизненных ситуаций, совершаются чудеса духовного и телесного исцеления

    Канонизация
      1
        преподобный Нектарий Оптинский 
        Дата 00/00/1996 
        Кто представил Свято-Введенская Оптина Пустынь 
        Причислен к лику местночтимых святых Оптиной Пустыни
      2
        преподобный Нектарий Оптинский 
        Дата 20/08/2000 
        Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
        Кто представил Свято-Введенская Оптина Пустынь 
        Дни памяти
          1
            Старый стиль 29.04 
            Новый стиль 12.05 
            день блаженной кончины (1928г.) 
          2
            Старый стиль 11.10 
            Новый стиль 24.10 
            Собор преподобных оптинских старцев 
    Публикации
(c) ПСТГУ