Новомученики и исповедники
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодОкончанияЗаключения 1938
Дела o18.132
    Околович Михаил Федорович 
    Год рождения 1888 
    День рождения 15 
    Месяц рождения 10 
    Место рождения Витебская губ., г.Полоцк 
    протоиерей 
    Специальность=кандидат богословия 

    Сын священника о.Феодора Околовича, служившего в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре. Окончил начальную школу

    Родство Фотографии
       
      Протоиерей Михаил Федорович Околович 
       
      Протоиерей Михаил Околович 
       
      Священник Михаил Околович с семьей, Минусинск, 1930г. 
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1899-1921гг.] [1921-1925гг.] [1925-1928гг.] [1928-1938гг.] [1938г.]
      Образование
        Полоцкое духовное училище 
        Год поступления 1899 
        Год окончания 1904 
        Витебская Духовная Семинария 
        Год поступления 1904 
        Санкт-Петербургская Духовная Академия 
        Год поступления 1910 
        Год окончания 1914 
        Месяц окончания 9 
        кандидат богословия 

        В 1914г. окончил по I разряду СПбДА со степенью кандидата богословия Во время учебы в 1913г. познакомился со своей будущей женой, студенткой Бестужевских женских курсов Марией Максимовной Мастрюкович, уроженкой г.Моршанска, дед которой был крепостным крестьянином, но уже отец стал обеспеченным, зажиточным человеком. В 1914г., после окончания СПбДА они обвенчались

      Рукоположение
        иерей 
        1914 
        День 23 
        Месяц 11 
        Место Иркутск 

        13 сентября 1914г. Учебный Комитет при Святейшем Синоде постановил назначить на должность законоучителя и инспектора Иркутского духовного училища Михаила Околовича с принятием им священного сана. 23 ноября 1914г. он был рукоположен во священника к училищному храму

      Служение
        Иркутск, церковь при Иркутском духовном училище 
        иерей 
        Должность=инспектор и законоучитель духовного училища, член Иркутского Епархиального училищного совета (с июня 1917г.), инспектор и законоучитель епархиального женского училища 
        Год начала 1914 
        День начала 23 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1917 

        Служил в училищном храме Иркутского духовного училища. Являлся законоучителем и инспектором училища. Преподавал Закон Божий в Императорском Иркутском институте благородных девиц. В марте 1915г. был избран членом училищного совета. В июне 1917г. избран членом Иркутского Епархиального училищного совета

        Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. 
        священник 
        Должность=Член Священного Собора Российской Православной Церкви 
        Год начала 1917 
        Год окончания 1918 

        Собранием духовенства и мирян Иркутской епархии в 1917г. о.Михаил был избран членом Всероссийского Поместного Церковного Собора и участвовал в выборах Патриарха

        Иркутск, Крестовоздвиженская церковь 
        священник 
        Должность=настоятель 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1921 

        В 1918г. в связи с закрытием духовного училища, согласно избранию прихожан Иркутской Крестовоздвиженской церкви, о.Михаил был назначен священником этой церкви. К этому времени о.Михаил стал одним из наиболее известных и уважаемых пастырей города. Его любили за истовое благоговейное служение, глубокую, сердечную проповедь, сострадание к людям, готовность всегда прийти на помощь. Из-за популярности священника Иркутская ЧК установила за ним постоянное наблюдение

      Аресты
        Иркутск 
        Год ареста 1921 
        Месяц ареста 2 

        В феврале 1921г. сотрудники ЧК произвели на чердаке Крестовоздвиженского храма обыск и нашли патроны, порох и одну гранату. О.Михаил и сторож храма были обвинены в хранении оружия

      Осуждения
        Заседание Ревтрибунала 
        26/05/1921 
        Обвинение "хранение в церкви пороха" 
        Приговор=1 год лишения свободы (условно) 

        Обвиняемые отказались признать себя виновными. 26 мая 1921г. состоялось заседание Революционного трибунала, который не смог доказать виновность священника и сторожа в хранении оружия, к чему они и в действительности не были причастны. Вскоре обвиняемые в связи с четырехлетней годовщиной Октябрьского переворота были освобождены.

      Служение
        Иркутск, Крестовоздвиженская церковь 
        иерей 
        Должность=настоятель, временно управляющий Иркутской епархией, член Временного епархиального совета при епископе Нижнетагильском Кирилле 
        Год начала 1921 
        Год окончания 1925 

        После освобождения о.Михаил вернулся к служению в Крестовоздвиженской церкви. Активно противодействовал обновленцам. В 1924г. решением духовенства Иркутской епархии он был направлен в Москву к Патриарху Тихону. Он поставил в известность Патриарха о положении дел в епархии во время отсутствия на кафедре православного архиерея, и о назначении правящего епископа. О.Михаил выразил твердое суждение иркутского православного духовенства и паствы, о том, что с обновленцами не следует вступать ни в какие переговоры. О.Михаил был противником примирения с обновленцем Красницким. О.Михаилу часто приходилось выступать с проповедями во время богослужений управляющего Иркутской епархией епископа Нижнеудинского Кирилла (Соколова). 27 октября 1924г. на торжественном богослужении в Тихвинской церкви запричастным стихом о.Михаил сказал слово о евангельском Сеятеле,
           "Который и теперь сеет Слово через Святое Евангелие. Сеятели бывают разные.
            В настоящее время сеют при дороге — в театрах, кинематографах и других местах
            развращенных. Вот приезжал ложный митрополит и сеял человеческое слово.
            Вот едет новый разрушитель сердец человеческих — он будет сеять слово дьявольское.
            Не следует туда ходить, ибо слушать их опасно...".
        Осенью 1924г. Иркутск посетил один из основателей обновленчества, сложивший с себя сан священника, Калиновский. Для участия в диспуте с ним были приглашены епископ Нижнеудинский Кирилл (Соколов), многие известные священники Иркутска, и, в частности, о.Михаил Околович. Осенив себя крестным знамением, о.Михаил говорил, возражая Калиновскому:
            "... Калиновский, говоря о Боге, не доказал, можно ли познать его эмпирически,
             т.е. постигнуть умом,... и ему этого никогда не доказать, потому что наука
             имеет известный предел, далее которого она проникнуть бессильна. Но эта
             область непостижимого внешним опытом постигается внутренним чувством человека.
             Человек сердцем входит в общение с Богом и здесь познает и постигает Его.
             Мы верим в существующее, вы — в несуществующее, наша вера положительная,
             ваша — отрицательная, наша вера разумная, ваша — безумная...".
        О.Михаил долго говорил, пытаясь убедить слушающих в соответствии Священного Писания истине, приводил слова знаменитого ученого Пастера, "который сказал: "Я глубоко верующий". — "Как же Вы верите? Ведь Вы много знаете!" — спросили его академисты. Пастер ответил: "Потому и верую в Бога, что много знаю, и чем больше у меня будет знаний, тем больше буду веровать". Что такое Библия? ... Это Книга ученая из ученых" ОГПУ пристально наблюдало за церковной жизнью в городе и за каждым сколько-нибудь выдающимся пастырем. Отца Михаила неоднократно в те годы вызывали в ОГПУ, предлагали снять сан, поменять деятельность священника на деятельность педагога, предлагали стать осведомителем, поддержать обновленцев, обещая высокое положение в обновленческой иерархии, но все эти предложения священник категорически отверг, и власти приняли решение его арестовать

      Рукоположение
        протоиерей 
        1925 
        Место Иркутск 

        Незадолго перед арестом отец Михаил был возведен в сан протоиерея

      Служение
        Иркутск, Крестовоздвиженская церковь 
        протоиерей 
        Должность=настоятель, временно управляющий Иркутской епархией, член Временного епархиального совета при епископе Нижнетагильском Кирилле 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1925 
        День окончания 17 
        Месяц окончания 2 
      Места проживания
        Иркутск, Н-Красноармейская, 31 
        Год окончания 1925 
        День окончания 17 
        Месяц окончания 2 
      Аресты
        Иркутск 
        Год ареста 1925 
        День ареста 17 
        Месяц ареста 2 

        17 февраля 1925г. о.Михаил был арестован как член Временного епархиального совета при епископе Нижнетагильском Кирилле вместе с некоторыми другими выдающимися пастырями города и заключен в иркутскую тюрьму. Из рапорта сотрудника ОГПУ после обыска в квартире о.Михаила:
           "Околович, судя по его разговору и по книгам, имеющимся у него, поп
            не простой, а современный, просвещенный.
            Так, у него, кроме книг религиозно-нравственного, духовного содержания
            и беллетристики, есть немало книг по философии, социологии...
            Характерно, что Околович имеет книги антирелигиозного содержания...
            имеются газеты...
            У Околовича оказались деньги, собранные комитетом прихода Крестовоздвиженской
            церкви (он секретарь комитета)... Деньги разделены по отдельным мешочкам:
            так, есть деньги, собранные для бедных, для заключенных домзака, для больных
            в домзаке.
            Есть порядочное количество прошений и заявлений о выдаче пособий ввиду
            бедности, болезни.
            Есть записки с выражением благодарности и признательности за оказанную
            помощь из домзака за подписями врачей больницы домзака.
            Есть несколько уведомлений о получении продуктов, денег с выражением
            благодарности от имени больных"

      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        13/11/1925 
        Обвинение "член нелегального епархиального совета, проведение нелегальных собраний" 
        Статья ст.73,61 УК РСФСР 
        Приговор=3 года концлагерей 
        Групповое дело "Дело Околович М.Ф., Верномудрова Ф.Ф. и др., г.Иркутск, 1925г." 

        Из протокола допроса:
           "— Скажите, каковы ваши политические убеждения в настоящий момент?
            — Я не имею определенных политических убеждений. Советской власти я
              не вполне симпатизирую; как человек религиозный и священник, я отвергаю
              в принципе компартию, как антирелигиозную.
            — Вы состоите членом совета при епископе Кирилле?
            — Мне никто не объявлял, что я член совета. Я участвую в совещаниях
              при епископе по его приглашению.
            — Вы ездили по поручению иркутского духовенства к Патриарху Тихону?
            — Да, по просьбе духовенства, проездом на родину я заезжал к Патриарху
              в Донской монастырь.
            — Какие вы разрешали вопросы?
            — О назначении православного епископа, о примирении Патриарха с Красницким,
              и получил информацию по церковным вопросам.
            — Скажите, гражданин Околович, существует ли у вас комитет помощи заключенным?
            — Есть у нас при совете церковном благотворительные суммы, которые
              выдаются всем, кто обращается за помощью, но фактически в Иркутске
              особого комитета помощи заключенным не существует и не существовало".
        После окончания допроса, прочитав текст записанных следователем ответов, о.Михаил написал пояснение:
            "...Считаю нужным дополнить, что ответ на вопрос об отношении к советской
             власти и партии уполномоченным записан сжато, а подробно я говорил,
             что вообще мое отношение лояльное, и только на вопрос, во всем ли я
             сочувствую ей, я ответил, что не могу сочувствовать антирелигиозным целям
             ее.
             Точно так же и к компартии отрицательное отношение по вопросам религии".
        8 апреля 1925г. помощник губернского прокурора составил заключение:
            "Произведенным следствием... надлежит признать установленным значительное
             усиление влияния на массы Православной Церкви тихоновского направления,
             факт обостренной борьбы с обновленчеством, теряющим авторитет среди
             масс, стремление тихоновцев расширить и закрепить свое влияние...
             Хотя произведенным следствием формально не установлено конкретных данных
             о контрреволюционной деятельности... и... нет оснований к преданию
             обвиняемых суду, тем не менее прошлое социальное положение обвиняемых и
             их контрреволюционная деятельность при царском строе... и в первый период
             советской власти, активное выявление себя при Колчаке и наконец судимость...
             за контрреволюционную деятельность во второй период советской власти в Сибири
             дает полное основание считать, что деятельность обвиняемых... принимает
             характер, угрожающий основам советского правопорядка..." . Дело было отправлено в Москву на изучение сотрудников 6-го отделения СПО ОГПУ, которые рекомендовали заключить священников на три года в лагерь. 13 ноября 1925г. решением ОСО протоиерей Михаил и другие священники были приговорен к 3 годам концлагерей

      Места заключения
        Иркутск, Домзак 
        Год начала 1925 
        День начала 17 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1926 

        Во время следствия содержался в Иркутском домзаке

        Соловецкий лагерь особого назначения, Вишерское отделение 
        Год начала 1926 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1928 

        По данным [Д4] был в заключении в Свирлаге. В лагере работал табельщиком и счетоводом. Освобожден в 1928г. без права проживания в 12 городах, в том числе и в Иркутске с запрещением проведения церковных служб и выступлений с проповедью. В силу этого вскоре был выслан из Иркутска и вынужден переехать в г.Минусинск

      Служение
        Красноярский край, г.Минусинск 
        протоиерей 
        Должность=певчий церковного хора 
        Год начала 1928 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1933 

        В июне 1928г. о.Михаил прибыл в г.Минусинск. Здесь он познакомился с епископом Минусинским Димитрием (Вологодским) и местным духовенством. Сюда к нему приехала жена, оставив дочь Анну на попечение близких. Служить в храме ему запретили, на светскую работу не принимали. О.Михаил пел в храме на клиросе. Жили тем, что продавали последние оставшиеся у них вещи

      Места проживания
        Красноярский край, г.Минусинск 
        Год окончания 1933 
        День окончания 6 
        Месяц окончания 2 
      Аресты
        Красноярский край, г.Минусинск 
        Год ареста 1933 
        День ареста 26 
        Месяц ареста 2 

        О.Михаил был арестован 26 февраля 1933г. в числе других священнослужителей и мирян по "Делу епископа Димитрия (Вологодского) и др.". Всего по этому было арестовано 82 человека

      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ СССР по Западно-Сибирскому краю 
        10/06/1933 
        Обвинение "систематическая а/с агитация, направленная к срыву мероприятий советской власти" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор=10 лет ИТЛ 
        Групповое дело "Дело епископа Димитрия (Вологодского) и др. Минусинск, 1933г." -> 

        Из обвинительного заключения:
           "Возникновение контрреволюционно-монархической организации относится
            к 1929–1930гг., т.е. к периоду важнейшего мероприятия правительства —
            ликвидации кулачества как класса на основе сплошной коллективизации.
            Деятельность староцерковников, проходившая до того времени в пределах общины,
            направленная на борьбу с обновлением и сохранением численности своих общин, резко изменила свое направление, став на путь активной борьбы с проводимыми на селе партией и правительством мероприятиями. В
            воскресные дни, когда верующие собирались в церковь на богослужение,
            священники в проповедях, обращаясь к народу, говорили, что
               "Слово Божие" начинает сбываться, антихрист вводит смуту среди народа"
            и т.д. К этому приводили пример: выселение и распродажу крестьянских хозяйств...
            Вербуя членов для контрреволюционной организации, вели борьбу против
            проводимых партией и правительством мероприятий в деревне, в особенности
            против колхозов, подрывающих основу религии".
        Вызванный на допрос, прот.Михаил виновным себя не признал и в своих собственноручных показаниях написал:
           "По вопросу существования какой-то организации, направленной к противодействию
            начинаниям советской власти, я ни от кого ничего не слыхал.
            Не слыхал и разговоров о необходимости создания какого-либо объединения
            для подобной цели".
        10 июня 1933г. тройка при ПП ОГПУ приговорила прот.Михаила к 10 годам ИТЛ

      Места заключения
        Западно-Сибирский край, г.Минусинск, тюрьма ОГПУ 
        Год начала 1933 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1933 
        День окончания 10 
        Месяц окончания 6 

        Во время следствия содержался в Минусинской тюрьме. После приговора он был отправлен в 4-е отделение Дальлага НКВД Паха, в лагпункт Балынь, заключенные которого занимались строительством г.Комсомольска-на-Амуре

        Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре (Бамлаг) 
        Год начала 1933 
        Месяц начала 2 

        Работал на строительстве Комсомольска-на-Амуре. Последние годы там заведовал аптекой. Из заключения он писал письма супруге и духовным детям. Из всех писем сохранилось только одно, написанное 24 июля 1935г. и адресованное одной из его духовных дочерей

        Дальлаг НКВД (Паха), 4-е отделение, лагпункт "Балынь" 
        Год окончания 1938 

        По данным [Зв1] выслан в 1936–37г. на Колыму Работал в лагере на заводе счетоводом

      Аресты
        Дальлаг НКВД (Паха), 4-е отделение, лагпункт "Балынь" 
        Год ареста 1938 
        День ареста 11 
        Месяц ареста 3 

        В лагере о.Михаил оказался в одном бараке с учителем из Ишима и крестьянином из Тамбова, с которыми у него сложились хорошие отношения. 7 марта 1938г. осведомитель, по кличке Огарок, написал в донесении оперуполномоченному:
             "Эти трое заключенных находятся в хороших отношениях...
              Околович, как священник, говорил:
                 "Все, что написано в Библии, сбывается".
              Другие же поддакивали ему".
        Были вызваны дежурные "свидетели", которые показали, что о.Михаил и два его сокамерника тесно сдружились, защищают друг друга и:
            "Оправдываясь преклонными годами, стараются найти работу полегче.
             Пользуясь большим скоплением людей, ведут контрреволюционную работу, а именно:
             заключенный Околович, как бывший священник, часто вставляет фразы из Библии,
             доказывает, что библейское предсказание полностью оправдывается"

      Осуждения
        тройка при УНКВД по Дальневосточному краю 
        26/03/1938 
        Обвинение "участие в к/р группе, готовившей побег за границу, а/с повстанческая, пораженческая агитация в лагере, к/р деятельность" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор=высшая мера наказания — расстрел 
        Групповое дело "дело священника Околовича М.Ф., Назарова И.Д., Шикина А.В. в Дальлаге. Дальлаг, л/п Балынь. 1938г." 

        Архив УФСБ по Дальневосточному краю. Д.4319. 11 марта отец Михаил был вызван на допрос:
          "— Следствию известно, что вы совместно с заключенными... вели
             контрреволюционную антисоветскую агитацию... Признаете вы себя виновным?
           — В предъявленном мне обвинении я себя виновным не признаю".
        26 марта 1938г. тройка НКВД приговорила о.Михаила и двух его сокамерников к расстрелу

    Кончина
      1938 
      День 20 
      Месяц 5 
      расстрел 
      Место Дальлаг НКВД (Паха), 4-е отделение, лагпункт "Балынь" 
      Место захоронения Дальлаг НКВД (Паха), 4-е отделение, лагпункт "Балынь", братское кладбище 

      Расстрелян 20 мая 1938г. в лагере и погребен в общей безвестной могиле [Архив УФСБ по Дальневосточному краю. Д.4319.]. По данным игумена Дамаскина (Орловского) [3] и из выписки заседания Священного Синода [2] — расстрелян в день приговора 26 марта 1938г.

    Канонизация
      Священномученик протоиерей Михаил Околович 
      Дата 07/05/2003 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 7 мая 2003г. 
      Кто представил Иркутской епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 

          Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02

        2
          Старый стиль 07.05 
          Новый стиль 20.05 
          день расстрела (1938г.) 
    Реабилитация
      1
        Дата 13/02/1995 
        Кем реабилитирован Прокуратура Иркутской обл. 
        По году репрессий 1925 
      2
        Дата 15/11/1989 
        Кем реабилитирован Прокуратура Красноярского края 
        По году репрессий 1933 
      3
        Дата 05/10/1956 
        Кем реабилитирован Президиум Хабаровского краевого суда 
        По году репрессий 1938 
    Публикации
      1. Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1.
      С.81. 
      2. Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 мая 2003 года под председательством Патриарха Алексия II.
      3. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Март. Тверь:"Булат", 2006.
      С.167–179. 
    Заявители
      1. Околович Анна Михайловна
      дочь (умерла 26.01.2003) 
    Документы
      1Архив УФСБ по Красноярскому краю. Д.П-11510. 
      2ГА РФ. Ф.353. Оп.3. Д.737. 
      3Архив УФСБ по Иркутской обл. Д.17839. 
      4Архив УФСБ по Дальневосточному краю. Д.4319. 
      5Список служителей религиозного культа, подвергшихся необоснованным репрессиям в 1920-х — 1950-х годах на территории Красноярского края 
(c) ПСТГУ