Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Феодосий (Ващинский Дмитрий Васильевич) Дела ob7.29 => ob7.29 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
Служение
    Служение
    Ленинградская епархия 
    епископ 
    Должность=епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии 
    Год начала 1928 
    День начала 9 
    Месяц начала 5 
    Занимая Лужскую кафедру, епископ Феодосий много потрудился над устроением
    церковной жизни. Он часто посещал приходы, в том числе в погранполосе
    (рядом проходила граница с Эстонией). Везде, где мог, совершал богослужения.
    Через год его перевели в Белоруссию
    Могилевская епархия 
    епископ 
    Должность=епископ Могилевский 
    Год начала 1929 
    День начала 24 
    Месяц начала 4 
    Год окончания 1933 
    По благословению Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита
    Сергия (Страгородского) владыка Феодосий получил назначение на Могилевскую
    кафедру.
    24 апреля 1929г. приехал в этот древний белорусский город.
    До революции в Могилеве действовало 29 православных церквей, имелись духовная
    семинария и духовное училище. К началу 1930-х годов действующими оставались
    считанные церкви. Сам Могилев в 1920-е годы являлся одним из центров
    распространения обновленчества. До 1928г. в нем имел свое местопребывание
    т.н. Белорусский Священный Синод, в котором председательствовали обновленческие
    "митрополиты", одновременно считавшиеся правящими "архиереями" Могилевской
    епархии.
    Служение владыки Феодосия (Ващинского) в Могилевской епархии
    протекало на фоне борьбы с обновленцами и резкого неприятия автокефалистов.
    У него вызывали неприятие не только обновленцы, но и та часть белорусского
    духовенства, которая группировалась вокруг епископов Филарета (Раменского) и
    Николая (Шеметилло), занимавших две викарные кафедры Минской епархии:
    Бобруйскую и Слуцкую, и державшихся т.н. автокефальной ориентации.
    Епископ Феодосий выступил против провозглашения автокефалии Белорусской Православной Церкви
    В своей архипастырской деятельности он столкнулся с очагами раскольнической
    деятельности, которые сохранялись в Могилеве и в близлежащих к Могилеву
    Оршанском, Мстиславском, Чаусской и Рогачевском районах.
    Занятие им епископской кафедры в Могилеве совпало с началом коллективизации.
    Разрушение деревни и многочисленные аресты, прокатившиеся в период коллективизации
    по Восточной Белоруссии, сопровождались закрытием церквей и тем, что некоторые
    священнослужители подавали епископу Феодосию прошения об увольнении.
    На таких прошениях владыка накладывал резолюции:
        
    "Лишается сана с предупреждением, что обратно принят никогда не будет,
         даже в том случае, если власть переменится" .
    Вскоре после вступления в управление епархией он разослал
    духовенству Могилевщины циркуляр, в котором предписывал в случае
    угрозы закрытия храмов забирать антиминсы и сдавать их ему.
    Прекрасный проповедник, епископ Феодосий часто прямо с амвона говорил
    о тех притеснениях, которым подвергалось духовенство со стороны властей,
    высказывался о непосильном налогообложении церквей, которое ставило священство на
    грань нищеты.
    13 августа 1930г. он был назначен епископом Сталинградским, но назначение
    отменено и с 5 сентября 1930г. он оставлен епископом Могилевским.
    По не зависящим от него обстоятельствам епископ Феодосий не успел полностью
    ликвидировать обновленческий раскол в Могилевской епархии.
    В 1932/1933 гг. участвовал на зимней сессии Св.Синода.
    В день празднований Крещения Господня 1933г., совершая богослужение
    в Свято-Покровской церкви Могилева, при стечении примерно тысячи молящихся,
    владыка Феодосий произнес проповедь:
         "Дорогие братья и сестры! Наша Истинно-Православная Церковь
          в настоящее время находится в тяжелых условиях. Лучшие сыны нашей
          многострадальной Церкви из духовенства томятся в тюрьмах и ссылках.
          Оставшееся духовенство обременяется непосильными налогами.
          Нужно молиться и поститься, и Бог избавит нас от гонений и нападок со
          стороны безбожников. История Православной Церкви знает гонителей веры
          Христовой, но все они погибли в течение непродолжительного времени.
          Так будет и теперь"