Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX МестоСлужения Екатеринбург, Екатеринбургское женское епархиальное училище Дела oek.266 => oek.266 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
Служение
    Служение
    Пермская губ. (Свердловская о.), г.Нижний Тагил, Выйско-Николаевская церковь 
    протоиерей 
    Должность=благочинный церквей Нижнетагильского староцерковного округа 
    Год начала 1925 
    Год окончания 1930 
    С 1925г. Церковь была разделена между двумя ориентациями — обновленческой и
    сергиевской. В Нижнем Тагиле действовали 7 церквей: две обновленческие, одна
    григорианская, две единоверческих и две сергиевские (староцерковные):
    Выйско-Никольская и Иоанно-Предтеченская.
    Протоиерей Сергий Увицкий был назначен благочинным Нижне-Тагильского староцерковного
    округа.
    Во время продолжавшейся с 1922г. кампании по "изъятию церковных ценностей" о.Сергий
    подчинился решению епархиальных властей, и из Выйско-Никольской церкви
    изъяли 99.5 кг серебра.
    Вскоре многие священнослужители, поддержавшие кампанию по "изъятию" перешли в
    обновленчество.
    В период активной деятельности на Урале обновленцев и григорианцев о.Сергий
    как благочинный много сделал в своем округе для сохранения и укрепления
    канонического строя Русской Православной Церкви.
    О.Сергий был противником обновленчества, считал, что "обновленчество принесло
    страшное зло для Русской Православной Церкви, причинило ей такие раны, которые
    залечивать придется много времени".

    На заседаниях приходских советах благочиния по благословению епископа Кунгурского
    Аркадия, которому в данный период подчинялся староцерковный Нижне-Тагильский
    округ, обсуждались вопросы о расколе, о том, как умиротворить Русскую Церковь,
    наладить церковную жизнь и дисциплину среди клира.
    Отец Сергий поддержал предложения митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского)
    о созыве Второго поместного Собора Русской Православной Церкви, на котором должен
    был быть разрешен вопрос о сохранении патриаршества.
    Из выступления прот.Сергия Увицкого:
       
    "Управление основными церковными делами принадлежит Всероссийскому Патриарху
       со Священным Синодом и Высшим Церковным Советом, которые ответственны перед
       Всероссийским Поместным Собором" (Определение 1 Собора 1917–1918гг.).
       Такой строй церковной жизни создаст твердую опору для сохранения и укрепления
       Православной Церкви.
       Над обновленчеством, григорьевщиной, андреевщиной должен быть произведен строгий
       суд без всякого снисхождения".

    В 1927г. была опубликована "Декларация" митрополита Сергия (Страгородского).
    Прихожане Выйско-Никольского собора выражали сомнение в канонической правильности
    мероприятий митрополита Сергия.
    В декабре 1928г. о.Сергий Увицкий обратился за советом к
    епископу Шадринскому Валериану, временно управляющему Свердловской епархией.
    Епископ Валериан ответил:
        "...Митрополит Сергий выражает только то, что присуще всей Церкви. По сему,
         пребывая с ним и с согласными с ним иерархами, мы пребываем и в Церкви.
         Пребывание же в Церкви есть долг христианина и небходимейшее условие спасения,
         удаление от Церкви есть начало духовной гибели христианина...
         На такой путь встали... отколовшиеся от Церкви сообщества,
         известные под названиями "обновленчества", "григорьевщины" и т.п.
         Вот в сторону их надлежит выйским прихожанам направить свой испытующий взор и,
         ознакомившись с природой сих сообществ, оценить труды митрополита Сергия в деле
         сохранения верующих в недрах Православной Церкви.
         Об этом и напомните своим прихожанам... ".

    Действуя по совету епископа Валериана, в согласии с линией митрополита Сергия (Страгородского),
    о.Сергию Увицкому удалось избежать раскола верующих во вверенном ему благочинии.
    Протоиерей Сергий очень ревностно относился к своим священническим обязанностям.
    Часто ему, единственному из всех священнослужителей города, удавалось получить
    разрешение от властей на совершение крестного хода.
    Осенью 1929г. власти Нижнего Тагила решили "изъять Выйско-Никольскую церковь
    в связи с требованиями рабочих".

    Отец Сергий сделал все возможное, чтобы не допустить закрытия церкви.
    Он призвал верующих к усиленной молитве, призывал чаще исповедоваться и причащаться.
    На заседании приходского совета решили собрать подписи верующих под обращением к
    властям не закрывать храм.
    Из проповеди прот.Сергия:
        "Миряне! Производят гонение на Православную Церковь. Нам нужно сплотиться,
         не допустить осквернения и поругания Православной веры и Церкви. Жизнь на
         земле становится тяжелой и с каждым годом нас постигают разные бедствия.
         Это — кара Божия за наши грехи, за наше неверие... Терпите, православные,
         переносите все напасти, как терпел и переносил наш Спаситель Иисус Христос.
         Возносите и восхваляйте имя Его, боритесь и страдайте за веру Христову,
         молитесь и утешайте молитвами святыми свою истинность. Бог милостив и нам
         поможет, услышит наши мытарства и гонение с нас снимет. О Господи, помоги нам!"

    В ОГПУ стали приходить доносы на батюшку.
    Из доноса:
       "Священник Увицкий отличается от других своими проповедями, которые он произносит
        за каждым богослужением в продолжение целого часа. В проповедях он говорит
        из Евангелия, которое сравнивает с современной жизнью. Поэтому проповеди
        носят антисоветский характер... "
       "... Священник Увицкий, несмотря на мясоед, ввел в церкви пост и исповеди, что
        повлекло за собой увеличение посещаемости церкви верующими. Проводить богослужения
        начали каждый день. Для сбора подписей назначили трех регистраторов,
        так как один не успевал. Одновременно вывесили расписание часов богослужений.
        Одним словом, началось усиленное возбуждение религиозных масс, что, в свою
        очередь, увеличило доход церкви...
        Должен сказать, что Увицкий — человек очень начитанный. Другие священники ..
        иногда тоже говорят проповеди, но их проповеди бывают очень короткими и только
        выдержками из Евангелия. Увицкий же своими большими ораторскими способностями
        всегда привлекает большое количество верующих... Среди обывательско-нэпманской
        публики проповеди Увицкого находят подходящую почву...
        Он возбуждал верующую массу против коммунистов, не признающих учения Христова,
        и тем самым подрывал авторитет Советской власти, вызывал вражду в отношении
        коммунистической партии... ".

    Из заявления о.Сергия во время следствия 1930г.:
       "В проповедях я говорил об утрате добрых христианских нравов, выражающейся
        в расстройстве добрых христианских нравов и
        добрых семейных отношений, в непочтительности детей к родителям, в
        легкости взглядов на вопросы целомудрия и брака, в неуважении к достоинству
        человеческой личности, столь часто наблюдаемом ныне во взаимных отношениях
        друг к другу. Говорил также, что следствием упадка добрых христианских нравов
        и является то, что жизнь людей становится все тяжелее, поражается разными
        бедствиями: болезнями, материальными недостатками, расстройством
        семейного благополучия, войнами и междоусобицами. Указывая на это, я призывал
        верующих к исправлению нравов, взаимной любви, примирению и всепрощению, к
        памятованию об ответственности всех перед Богом на Страшном Суде Его... ".

    Принятые приходским советом меры не увенчались желанным успехом — храм был отобран
    от верующих, когда дело об "изъятии" храма находилось на стадии разрешения в
    Облисполкоме и прежде, чем постановление Облисполкома было объявлено верующим,
    как это требовалось постановлением ВЦИКа и СНК от 8 апреля 1929г.
    Общину храма разогнали.
    О.Сергия арестовали