Назарий (Андреев Николай Иванович)
Год рождения 1865
День рождения 27
Месяц рождения 9
Место рождения Симбирская губ., Ардатовский у. (Мордовия, Дубенский р), с.Кочкурово
епископ
Из семьи священника ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1888г.]
[1888-1907гг.]
[1907-1912гг.]
[1912-1920гг.]
[с 1920г.]
[1922-1928гг.]
[1928-1932гг.]
[1932-1940гг.]
Образование
Рукоположение
диакон
1887
День 26
Месяц 8
Служение
Симбирская губ., Карсунский у. (Мордовия, Большеберезниковский р.), с.Большие Березники, Троицкая церковь
диакон
Год начала 1887
Год окончания 1888
День окончания 4
Месяц окончания 9
Рукоположение
священник
1888
День 4
Месяц 9
Служение
Симбирская губ., Сызранский у. (Чувашия), с.Шемурша, Христорождественская церковь
священник
Должность=законоучитель
Год начала 1888
Год окончания 1889
Симбирская губ., Ардатовский у., с.Хлыстовка (Мордовия, Чамзинский р., с.Отрадное), церковь свт.Николая
священник
Должность=законоучитель
Год начала 1889
Год окончания 1891
День окончания 25
Месяц окончания 2
До 1907г. служил в селах Ардатовского и Симбирского уездов Симбирской губернии Симбирская губ., Ардатовский у. (Мордовия, Чамзинский р.), с.Кочкуши, Троицкая церковь
священник
Должность=законоучитель, заведующий церковно-приходской школы
Год начала 1891
День начала 25
Месяц начала 2
Год окончания 1894
День окончания 30
Месяц окончания 6
Симбирская губ., Симбирский у. (Ульяновская о., Цильнинский р.), с.Кашинка, Троицкая церковь
священник
Должность=законоучитель, заведующий церковно-приходской школы
Год начала 1894
День начала 30
Месяц начала 6
Год окончания 1898
День окончания 20
Месяц окончания 6
Симбирская губ., Алатырский у. (Мордовия, Атяшевский р.), с.Алово, Михаило-Архангельская церковь
священник
Должность=законоучитель, заведующий церковно-приходской школы
Год начала 1898
День начала 20
Месяц начала 6
Год окончания 1903
День окончания 26
Месяц окончания 2
Симбирская губ., Карсунский у., с.Папузы (Ульяновская о., Базарносызганский р.), Казанская церковь
священник
Должность=законоучитель, заведующий церковно-приходской школы
Год начала 1903
День начала 26
Месяц начала 2
Год окончания 1904
День окончания 30
Месяц окончания 4
Симбирская губ., Симбирский у., с.Опалиха (Ульяновская о., Майнский р., с.Апалиха), Иоанно-Богословская церковь
священник
Должность=законоучитель, заведующий церковно-приходской школы
Год начала 1904
День начала 30
Месяц начала 4
Год окончания 1907
Будущий епископ Назарий, а тогда о.Николай Андреев, был далек от политических
баталий своего времени. Впоследствии, отвечая на вопрос о первой русской революции
1905г., он заявил:
"Служил в это время в с.Опалиха, где никакого движения не было". "Газет тоже
почти не было" и "революцию 1905г. не представлял".
К 1906г. овдовел.
На его попечении остались сыновья Виктор (1889г.р.) и Павел (1892г.р.)
Награды
набедренник
Год награждения 1896
День 3
Месяц 1
фиолетовая скуфья
Год награждения 1902
День 7
Месяц 4
Образование
Казанская Духовная Академия
Год поступления 1907
Год окончания 1911
кандидат богословия
В 1907г. поступил в Казанскую Духовную Академию.
В период обучения в Академии получал стипендию.
Одновременно с учебой служил священником.
Окончил Духовную Академию в 1911г. со степенью кандидата богословия с правом
преподавания в Духовной Семинарии.
Кандидатское сочинение о православной миссии среди астраханских калмыков
Рукоположение
иеромонах
Назарий
1910
День 24
Месяц 9
Учась в Академии, принял монашеский постриг с именем Назарий.
Назначен на должность настоятеля Алатырского Свято-Троицкого монастыря с возведением
в сан архимандрита архимандрит
1911
Определением Святейшего Синода от 727 июня 1911г. за номером 4748 иеромонах
Назарий был назначен на должность настоятеля Алатырского Свято-Троицкого
монастыря с возведением в сан архимандрита [Зв1 (Определения Святейшего Синода
// Церковные ведомости. 1911. N 28. С.251.)]
Служение
Симбирская губ. (Чувашия), г.Алатырь, Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь
архимандрит
Должность=настоятель
Год начала 1911
День начала 27
Месяц начала 6
Год окончания 1912
День окончания 1
Месяц окончания 7
5 июня 1912г. состоялось Высочайшее повеление об учреждении в Симбирской епархии
Алатырской викарной кафедры и о бытии ее первым епископом архимандриту Назарию,
с тем, чтобы наречение и хиротония его были произведены в Санкт-Петербурге
[Зв1 (Определения Святейшего Синода // Церковные ведомости. 1912. N 25. С.257.)]
Рукоположение
епископ
1912
День 1
Месяц 7
Место Санкт-Петербург, Казанский собор
Кто рукоположил архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский), архиепископ Северо-Американский Платон (Рождественский), епископ Пермский Палладий (Добронравов), епископ Феодосий (Феодосиев), епископ Никанор (Надеждин)
Чин наречения произошел 30 июня 1912г. в зале заседаний Святейшего Синода.
В воскресенье 1 июля 1912г. в Казанском соборе Санкт-Петербурга состоялась
хиротония архимандрита Назария во епископа Алатырского, викария Симбирской епархии.
Хиротонию совершил архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) в сослужении
архиепископа Северо-Американского Платона (Рождественского), епископа Пермского
Палладия (Добронравова), епископа Смоленского Феодосия (Феодосиева) и епископа
Олонецкого Никанора (Надеждина)
[Зв1 (Речь архимандрита Назария при наречении во епископа Алатырского, викария
Симбирской епархии, 30 июня 1912г. // Прибавления к Церковным ведомостям. 1912.
N 27. СС.11071108,1130.)].
Местом пребывания нового епископа стал Алатырский Свято-Троицкий монастырь
Служение
Симбирская губ. (Чувашия), г.Алатырь, Алатырский Свято-Троицкий монастырь
епископ
Должность=епископ Алатырский, викарий Симбирской епархии
Год начала 1912
День начала 1
Месяц начала 7
Год окончания 1917
Несмотря на то, что и в 1917г. епископ Назарий был по-прежнему далек от политических
баталий, приближение Февральской революции епископ Назарий почувствовал и по
газетным сообщениям, и по рассказам солдат о настроениях на фронте, и по недовольству
крестьян нерешенным земельным вопросом. В материалах дела 1929г. имеются его слова:
"К революции я относился безучастно, считая своей прямой обязанностью
христианизацию общества".
Весной 1917г. епископ Назарий активно выступил в защиту Церкви от обвинений
либеральной печати в поддержке старой власти. 25 марта 1917г. в проповеди
за литургией в Свято-Троицком монастыре он заявил:
"Церковь всегда молилась за власть, не входя в рассуждения о том, будет ли
эта власть монархическая, конституционная или республиканская. И теперь
Церковь молится за власть и будет молиться о том, чтобы Господь направил
правителей на путь добра и правды, чтобы они не носили меч без ума" Симбирская епархия
епископ
Должность=епископ Алатырский, временно управляющий Симбирской епархией
Год начала 1917
Месяц начала 7
Год окончания 1917
Месяц окончания 9
С июля по сентябрь 1917г. епископ Назарий являлся временно управляющим Симбирской
епархией в связи с отъездом правящего архиерея в Пензу на следствие по своему
делу, а затем отъездом последнего в Москву на Всероссийский Церковный Собор
[Зв1 (Архив УФСБ РФ по Челябинской обл. Д.П-4354. Л.32.)] Красноярская епархия
епископ
Должность=временно управляющий Енисейской (Красноярской) епархией
Год начала 1917
День начала 26
Месяц начала 9
Год окончания 1918
День окончания 22
Месяц окончания 2
26 сентября 1917г. Указом Святейшего Синода Алатырский епископ Назарий был назначен
временно управляющим Енисейской (Красноярской) епархией.
[Зв1 (Указ из Святейшего Правительствующего Синода Енисейской Духовной Консистории //
Енисейские ЕВ. 1917. N 9. С.2.)].
26 октября 1917г. епископ выехал из Симбирска в Красноярск.
2 ноября 1917г. епископ Назарий прибыл в Красноярск.
11 декабря 1917г. Выборным Собором Енисейской епархии, проходившим под
председательством епископа Томского Анатолия (Каменского) абсолютным большинством
выборщиков был избран правящим архиереем, епископом Енисейским и Красноярским Красноярская епархия
епископ
Должность=епископ Енисейский (Красноярский)
Год начала 1918
День начала 22
Месяц начала 2
09/22 февраля 1918г. он был назначен правящим архиереем Енисейской (Красноярской)
епархии.
С этого времени епископ Назарий стал членом Всероссийского Поместного Церковного
Собора по должности (его полномочия были признаны собором по докладу отдела
личного состава 9 апреля 1918г.). [Зв1 (Священный Собор Православной Российской
Церкви 19171918гг.: Обзор Деяний. Вторая сессия. М., 2001. С.79,349.)].
Однако в Москву епископ Назарий не выезжал и в работе Собора не участвовал
[3, С.384.], [4, С.451.].
29 октября 1917г., через четыре дня после Октябрьского переворота в Петрограде,
власть в Красноярске перешла к губернскому Совету рабочих и солдатских депутатов
и Красноярскому революционному комитету.
Вскоре начались реквизиции церковного имущества. В ночь на 18 января 1918г.
в Архиерейский дом вломился отряд красногвардейцев численностью около ста
человек, который в течение почти суток "наводил порядок" в покоях епископа
Назария, превратив его в пленника, ограничив свободу передвижения и телефонную
связь. Владыка держался достойно и даже уговорил отпустить его в храм
на литургию в честь праздника Крещения Господня, после чего вернулся под
домашний арест.
Тогда же красногвардейцами была занята Красноярская духовная
семинария, якобы по подозрению, что на крыше здания спрятались казаки.
В связи с создавшимся положением 19 января 1918г. педагогический совет
постановил закрыть духовную семинарию.
В те же дни группа комиссаров нагрянула в красноярский Успенский мужской
монастырь, помещения которого предполагалось национализировать и отдать
под нужды приюта.
В марте 1918г. больше половины помещений Архиерейского дома было
передано "под надобности Советов" для открытия приюта для подкидышей,
а остальные сохранены за архиереем.
По решению Горисполкома Красноярска было признано контрреволюционным и закрыто
Братство святителя Иннокентия, а его имущество, в том числе капиталы в 40 тысяч
рублей, реквизировано.
И хотя открыто новая власть еще не выступала против богослужения в храмах,
"Енисейские епархиальные ведомости" писали, что в некоторых селах сельские
комитеты вводили запреты венчать браки, а также крестить и отпевать.
Политика властей способствовала консолидации православных сил губернии.
В начале февраля 1918г. в Архиерейском доме проходили совещания, на
которых решалось, как относиться к происходящему, и было избрано
"организационное бюро" для оперативного реагирования на инциденты.
10 марта 1918г. во Всехсвятской церкви Красноярска состоялось собрание прихожан,
поддержавшее решение об образовании Братства по защите Церкви и ее достояния
от захватов.
16 марта 1918г. в кафедральном соборе прошло общее собрание всех приходских
советов для организации охраны храмов.
25 апреля 1918г. было созвано собрание 46 уполномоченных от приходов Енисейской
епархии, на котором принято решение о создании Красноярского Союза православных
приходов.
После Октябрьской революции епископ Назарий публично выступил в защиту Церкви.
Он обратился к верующим, как к исповедникам, а действия властей прямо назвал
гонениями:
"Попраны все заветы Христа. Идет поход против самого христианства, как будто
бы оно не звало и не зовет всех и каждого к братству, любви, свободе,
равенству. Христиане уже теперь гонимы, но наступают дни, когда эти гонения
усилятся, когда принадлежность к вере будет рассматриваться как некое
государственное преступление".
И все же владыка не оставлял надежды на обращение гонителей, участвовавших
в реквизициях и поругании святынь и обращал к их душам слова увещевания:
"Ведь все они, затуманенные облаком неверия, кровь от крови и плоть от плоти
нашей. И неужели их не тронет вопль жен и детей, престарелых матерей и отцов,
для которых лучше умереть, чем жить без храма, без таинств, жить в сознании,
что их рождение сделалось исчадием ада?
Опомнитесь, возлюбленные чадца, не губите себя для этой жизни и для жизни
будущей. Церковь не погибнет, врата ада не одолеют ее, но вы погибнете!"
И это, и последующие обращения преосвященный Назарий рассматривал как продолжение
дела евангельской проповеди. Одновременно он дистанцировался от политических
выступлений и не допустил ни одного случая обострений или конфликтов с властями.
Позже он так разъяснял свою позицию:
"Мое отношение как к Октябрьской революции, так и к большевистской власти,
с ее военной диктатурой в начале, в период экспроприации всех средств
производства, отчуждения собственности, земли, национализации банков,
наложений контрибуций и проч. было безразличным. И даже при конфискации
и национализации церковных имуществ, помещений никаких протестов я
не выражал, оставался спокойным, мирился с этим, как с неизбежным
последствием всяких революций".
По данным ОГПУ:
"Епископ Назарий в целом... занимает приспособленческую позицию, заигрывает
с властями, уступает без боя Архиерейский дом под Революционный комитет и
старается жить "в дружбе"". [Архив УФСБ РФ по Челябинской обл. Д.П-4354. Л.42.]
После падения в июне 1918г. в Красноярске Советской власти епископ Назарий активно
выступал против идеологии большевизма, находя в ней угрозу духовным основам
общественного устройства России.
1 августа 1918г. на заседании Енисейского епархиального собрания архиерей заявил:
"Большевизм со своим открытым походом против Церкви и самого христианства пал,
но это еще далеко не говорит о том, что идеи большевизма в области веры
навсегда исчезли из сознания общества. Социализм со своим отрицанием Бога,
души, будущей загробной жизни, со своими только земной жизнью и земным
счастьем никогда не может иметь мира с христианством, всегда займет
к последнему враждебную позицию" [2 (С.134.)].
В апреле 1919г. в Пасхальном послании епископ Назарий обвинил большевиков
в разрушении России, развязывании гражданской войны, небывалых в истории ужасах
и зверствах, когда
"не просто убивают, а зверски мучают: выкалывают глаза, отрезывают уши,
забивают гвозди, зарывают живыми в могилу, топят в реках и не одних только
врагов, пойманных с оружием в руках, а и мирных жителей".
Но еще большую опасность епископ видел в разрушении страны изнутри, вытравливании
христианской веры из народной души:
"До сих пор русский народ хранил в себе веру, она давала ему различие
между добром и злом, учила его жить по-Божьи, по долгу, по совести. ...
Никто и никогда сделанного беззакония не признавал за правду...
Теперь эта святая Русь раскрещивается. Вера и построенный на ней весь строй
семейной, общественной и государственной жизни разрушаются...
Именно поэтому христианские по сути начала равенство, братство и свобода,
положенные в основу государственного переворота, но не вытекающие
из возрожденного христианством сердца человеческого, привели к разгулу
вражды и злобы, а осудившая пути насилия и убийств Церковь стала мишенью
дикой вражды новых печальников народного блага, мнящих возможность
устроения государственной и общественной жизни на грабеже и крови"
[Архив УФСБ РФ. Д.П-4354. Л.42.].
Таким образом, в период гражданской войны епископ Назарий обличал идеологию
большевизма.
В то же время епископ Назарий критиковал политику белых правительств Сибири
в связи с иностранным вмешательством и вовлечением Церкви в гражданское
противостояние.
Епископ Назарий, по его словам, не сочувствовал и другим
политическим платформам, поскольку "не видел творческой работы этих платформ".
Он высказывался против иностранного вмешательства в дела России, считая его
фактором разжигания гражданского противостояния. Позже Преосвященный сообщал;
"С захватом территории Сибири чехословаками и устраиваемых в честь их
прихода и победоносного наступления буржуазией банкетов и иных приветствий,
несмотря на приглашения, уклонялся и принципиально был против, считая,
что вмешательство во внутренние дела России чехословаков ничем
не оправдывается. Мало того, я считал, что их вмешательство только отдаляло
время спокойного устройства государственной жизни".
Негативно относился он позже и к политике Омского правительства адмирала
А.В.Колчака:
"Считал, что политика парализации революционных настроений в России
с приглашением иностранцев, их вмешательством и военщиной только усиленно
способствует междоусобной вражде и войне".
14 ноября 3 декабря 1918г. епископ Назарий участвовал в работе Сибирского
Соборного Церковного Совещания в г.Томске [Зв1 (Избрание членов Высшего
Временного Церковного Управления // Сибирский Благовестник. 1919. N 1. С.3;
Итоги Сибирского Поместного Собора // Енисейские ЕВ. 1919. N 3. С.32.)].
Подписал послание участников Совещания "Всем чадам православной Церкви епархий,
освобожденных от советской власти" [Зв1 (Послание архипастырей и членов
Всероссийского Церковного Собора епархий сибирских и Приуралья всем чадам
православной церкви епархий, освобожденных от советской власти // Сибирский
Благовестник. 1919. N 1. С.67.)].
В декабре 1918г. епископ Назарий вернулся из Томска в Красноярск.
Вопреки крайней политизации всех сфер общественной жизни, архиерей выступал
против вовлечения Церкви в гражданскую войну и стремился продолжать основную
ее миссию проповедь учения Христа и исполнение заповеди о любви.
Позже на допросе он показал:
"Когда был взят курс Сибирского Правительства на использование религии
в своих военных операциях, таких, как организация крестовых дружин
"Крестовые походы", я был против этого и в своей епархии не допускал
до этого, причем никаких крестных ходов, колокольных звонов, манифестаций
и торжественных богослужений по поводу успехов на фронте я не допускал".
В 1919г. епископ Енисейский Назарий официально выступил против захвата заложников,
как неоправданно жестокого метода борьбы армии А.В.Колчака с партизанским движением:
"Правительство Колчака, жестоко расправляясь с партизанами и парализуя его,
ввело институт заложников, расстреливая зачастую неповинных и непричастных
граждан к этому движению. Я поднял вопрос о лишней жестокости перед
Правительством Колчака, через Высшее Церковное Управление, об упразднении
института заложников, и в этом случае был достигнут результат отмены
института заложников. Хотя я этого себе не приписываю.
Это было в 1919г. и отмечено в регистратуре канцелярии епископа Красноярской
епархии и было отмечено в газете "Красноярский рабочий" (март 1922 г.)"
[Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364. Л.43.)].
Преосвященный оказывал посильную помощь нескончаемому потоку беженцев, который
шел через Красноярск при отступлении белых армий.
Из доклада ОГПУ:
"Епископ Назарий энергично занимался встречей и устройством беженцев,
Особенную заботливость проявляет к устройству реакционного духовенства,
в своем доме [Архиерейском доме, возвращенном архиерею чехословаками летом
1918г.] устраивает 50 семейств 178 чел. беженцев, всем дает приют и
материальную поддержку". [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364. Л.43.)].
После поражения Белой армии и восстановления в январе 1920г. Советской власти
в Красноярске преосвященный Назарий отказался от эмиграции, остался на кафедре
и вновь стремился, как утверждал позднее, "найти контакт в отношениях Церкви
с государственной властью".
Таким образом по окончании гражданской войны епископ Назарий стремился найти
компромисс с советской властью, считая главной задачей духовенства христианизацию
общества с отмежеванием от "политических авантюр"
Награды
орден св.Владимира III степени
Год награждения 1913
орден св.Анны I степени
Год награждения 1916
Аресты
Красноярский край, Саянский р., с.Межово (Межевское)
Год ареста 1920
День ареста 18
Месяц ареста 7
Вскоре он убедился, что находится под пристальным внешним надзором.
17 июля 1920г. после проповеди на службе в с.Межевское, куда епископ приехал
по приглашению верующих для освящения иконостаса, его препроводили в Волисполком
для разбора проповеди. Не обнаружив в ней ничего контрреволюционного, отпустили.
Но на следующий день (т.е. 18 июля) по отмашке из Красноярска все же
арестовали и освободили лишь после беседы с прибывшим для допроса чекистом,
с обязательством представить председателю Красноярской ГубЧК текст проповеди
с объяснительной запиской.
Архиерей разъяснял:
"В проповеди выражена мысль, что в настоящее время отрицается христианское
воззрение: о Боге, душе, загробной жизни, и человечество ставит целью,
задачей исключительно материальную жизнь, забывая о духовных потребностях
человека".
Из рапорта сотрудника ГубЧК:
"Проповедь носила откровенно враждебный, антисоветский характер. В момент
экспроприации средств производства и решительной схватки Красной Армии
с Врангелем Андреев ведет пропаганду с амвона в церкви, говорит проповедь
о галилейских рыбаках, о их неученой проповеди, победившей языческую
премудрость; весь смысл проповеди сводится к лозунгам:
"Не ищи, не бери чужого", в противовес лозунгу: "Грабь награбленное";
"Не нападай на обижающих тебя", в противовес лозунгу: "Все на коня";
о любви к ближнему и увещеванию своего врага, в противовес лозунгу:
"На террор ответим террором вдвое"" [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364. Л.45.)].
Служение
Красноярская епархия
епископ
Должность=епископ Енисейский (Красноярский)
Год окончания 1922
Месяц окончания 9
По примеру Патриарха Тихона в ноябре 1921г. епископ Назарий выступил с воззванием
о сборе пожертвований в пользу голодающих Поволжья, поддержав усилия гражданской
власти.
Однако весной 1922г. в губернии началась кампания по насильственному изъятию
церковных ценностей. Для недопущения могущих быть столкновений преосвященный
выпустил два воззвания к верующим, опубликованных на страницах местной газеты
"Красноярский рабочий". Он писал:
"Изъятие церковных ценностей, в пользу голодающих, не противоречит
каноническим правилам Православной Церкви. Нельзя церковную утварь брать
в собственность, нельзя использовать для частных нужд, как обыкновенную
вещь, посуду. Но отдать ее в пользу голодающих не является делом,
противоречащим религии" [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364. Л.36.)].
28 апреля 1922г. в присутствии архиерея было совершено "изъятие" в кафедральном
соборе. Члены комиссии остались недовольны лишь тем, что их "работа"
"нарушалась нервозностью понятых и особенно епископа, который, видно,
с большой жалостью расставался с совершенно лишними для совершения культа
вещами".
Настроение в приходах Красноярска было тяжелое, имелись прецеденты сопротивления.
Позже, отвечая на обвинения епископ Назарий сообщал:
"Был случай, когда священник отказался снять серебряные ризы с престола,
были протесты. Я лично, участвуя в процессе изъятия ценностей, однажды
просил оставить церковные чаши, которых по причтам лишних не было, но
просьба была без всяких настойчивых требований или претензий...
Причем, по делу изъятия в двух храмах: Покровском одежды с престола
и в Благовещенском ризы с почитаемой иконы, духовенство отказалось
принять участие, за это были отданы под суд, и на суде, когда им было
вынесено общественное порицание, то представители власти отметили, что
эти священники не пожелали слушать своего епископа, которым были даны
прямые указания содействовать этому..." [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364.
Л.3637.)].
Однако в целом кампания "изъятия" прошла без серьезных столкновений, о чем
20 июня 1922г. епископ Назарий написал благочинному 1 участка Минусинского
уезда протоиерею Павлу Суховскому:
"Процесс изъятия прошел у нас безболезненно, и я рад, что духовенство
осталось верным основным задачам своего служения, определяя его
в христианизации общества и отмежевании себя от всяких политических
авантюр".
Позиция епископа Назария в отношении обновленческого раскола привела
в сентябре 1922г. к его увольнению с Красноярской и Енисейской кафедры
Сибирским церковным управлением (СибЦУ) в г.Томске, возглавляемым лидером
обновленцев-раскольников Сибири протоиереем Петром Блиновым (впоследствии
"митрополитом Сибирским").
Удаление законного архиерея с кафедры обеспечили гражданские власти, активно
поддерживающие распространение раскола.
Из письма Патриарху Тихону группы православных иереев и мирян г.Красноярска
от 16 июля 1923г.:
"В один воскресный день сентября месяца 1922г. Епископ Енисейский и
Красноярский Назарий был вызван в местное ГПУ, где ему вручен билет
на проезд по железной дороге до г.Томска и предложено с первым поездом
отправиться в распоряжение СибЦУ (Сибцеркви).
В город явился вновь назначенный СибЦУ лжеепископ Александр Сидоровский,
бывший Епископ Зосима, в 1920г. отказавшийся от сана и веры, ныне женатый.
Часть духовенства признала его Епископом и вошла в новое Церковное Управление,
а часть, под сильным давлением гражданской власти (двое были посажены
в подвал), должна была прекратить свои протесты. То же произошло
с мирянами..." [Зв1 (РГИА. Ф.831. Д.218. Л.40.)]
Места проживания
Томск
Год начала 1922
Месяц начала 9
Год окончания 1923
По прибытии в Томск в сентябре 1922г., находясь под угрозой ареста в связи
с антибольшевистскими проповедями периода гражданской войны, епископ Назарий
уклонился в обновленческий раскол и поддержал тактику обновленческого епископа
Томского Софрония (Арефьева) по оттеснению радикальной обновленческой группы
"Живая Церковь" от управления сибирскими епархиями в пользу более умеренного
"Союза церковного возрождения", созданного "архиепископом" Антонином (Грановским).
Епископ Софроний попытался осуществить план по перехвату у живоцерковников
управления сибирскими епархиями, учредив и возглавив Сибирскую церковную
митрополию с центром в Новониколаевске. Однако этому плану не суждено было
осуществиться: 8 октября 1922г., женатый протоиерей Петр Блинов был
"хиротонисан" обновленцами во "епископа Томского и всея Сибири", что вернуло
Софронию статус викария. 28 октября 1922г. на Новониколаевскую кафедру
рукоположили видного томского живоцерковника Александра Авдентова, а
епископа Софрония уволили на покой. Последний увольнения не признал и был
"изолирован" ГПУ.
24 сентября 1922г. епископ Назарий вместе с епископами Софронием (Арефьевым),
бывшим епископом Барнаульским Гавриилом (Воеводиным), проживавшим на покое
в Томском Богородице-Алексеевском мужском монастыре в качестве настоятеля, и
рукоположенным в расколе "епископом" Иоанном Завадовским в кафедральном соборе
Томска хиротонисали во "епископа" Иркутского вдового новониколаевского
протоиерея Николая Чижова, без пострижения его в монашество [Зв1 (Церковная
хроника. В Томске. Хиротонии во епископов // Сибирская Церковь. 1922. N 2.
С.1314.)] Краснодар
Год начала 1923
Год окончания 1923
К весне 1923г. епископ Назарий проживал на покое в Краснодаре, поддерживая
дружеские отношения с раскольниками.
В апреле 1923г. вместе с обновленческими иерархами Кубани он участвовал
как свидетель в показательном судебном процессе над православным епископом
Ейским Евсевием (Рождественским), которого обвиняли в противодействии изъятию
церковных ценностей.
По утверждению православных Красноярска, в июле 1923г. епископ Назарий
по-прежнему находился в Краснодаре [Зв1 (РГИА. Ф.831. Д.218.Л.40об.)].
Идентификация архиерея, проживавшего летом 1923г. в Московском ставропигиальном
Симоновом монастыре, как епископа Назария Андреева ошибочна [Зв1 (Акты
Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России.../ Сост.М.Е.Губонин. М.,1994. С.288,292,293,736,738741)]
Служение
Ростовская-на-Дону епархия (обновленческая)
епископ обн.
Должность=временно управляющий епархией (обновленческой)
Год начала 1923
Месяц начала 9
Год окончания 1924
Титул Епископ бывший Красноярский.
В сентябре 1923г. епископ Назарий (Андреев) принял назначение обновленческого
Синода и вступил во временное управление Ростовской-на-Дону кафедрой, лишившейся
архиерея после кончины 9 сентября "архиепископа" Феофилакта (Клементьева).
К тому времени значительная часть духовенства епархии состояла в расколе.
В самом Ростове-на-Дону не было ни одной православной церкви, за исключением
греческой, служба в которой совершалась на греческом языке.
В феврале 1924г. ростовский протоиерей Иоанн Цариненко сообщил Патриарху:
"Священник греческой церкви в январе перешел в раскол и начал "возносить
имя ныне незаконно управляющего епархией епископа Назария в священных
молитвах на литургиях, в результате православные лишились последнего
пристанища и просили благословения окормляться в Новочеркасске".
Определением Патриарха Тихона и Патриаршего Синода от 4 марта 1924г. предлагалось:
"Запросить Преосвященного Назария, признает ли он Святейшего Патриарха и
Священный при нем Синод, находится ли он в каноническом общении со Святейшим
Патриархом или состоит в общении с обновленческим Синодом архиепископа
Евдокима. И, по получении ответа, иметь суждение о назначении или
Преосвященного Назария или другого кандидата временно управляющим
Ростовской епархией" [Зв1 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.210. Л.22об.)].
Тем самым Патриарх Тихон давал архиерею шанс к возвращению в лоно канонической
Церкви с сохранением за ним управления Ростовской кафедрой.
Однако и в апреле, и в мае 1924г. епископ Назарий давал отрицательный ответ
на предложение общины кладбищенской Всехсвятской Ростова-на-Дону церкви
возвратиться "к правильной церковной власти" Патриарха Тихона.
В связи с этим, "не признав духовной власти Синода и Митрополита Евдокима и
прервав связь с последователями их Епископом Назарием и Ростовским епархиальным
управлением", в прошении от 25 мая 1924г. православные просили Патриарха
прислать в епархию канонически законного архиерея для временного управления
(до возвращения на кафедру епископа Ростовского Арсения (Смоленца),
отбывающего наказание в СЛОН) [Зв1 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.210. Л.44об.)].
В ответ 29 мая 1924г. Святейший вновь определил запросить преосвященного Назария
о письменном подтверждении его канонической принадлежности Патриаршей Церкви
или обновленческому Синоду, откладывая до получения ответа суждение
по ходатайству ростовских православных [Зв1 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.210. Л.3.)].
Тактика Патриарха Тихона оказалась успешной, и летом 1924г. епископ Назарий
принес покаяние.
В списке православных иерархов, составленном Н.Кирьяновым в августе-сентябре
1924г., он указан как "епископ бывший Красноярский" с пометой
"бывший в обновленческом расколе и покаявшийся" [Зв1 (История иерархии Русской
Православной Церкви: Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам
с 862 г. (с приложениями). М.: ПСТГУ, 2006. С.881.)].
В сентябре того же года преосвященный Назарий получил назначение в пределы
родной Симбирской епархии на Сызранскую викарную кафедру
Места проживания
Кончина
Реабилитация
Труды
Публикации
Заявители
|