Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Назарий (Андреев Николай Иванович)
    Назарий (Андреев Николай Иванович) 
    Год рождения 1865 
    День рождения 27 
    Месяц рождения 9 
    Место рождения Симбирская губ., Ардатовский у. (Мордовия, Дубенский р), с.Кочкурово 
    епископ 

    Из семьи священника

    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1888г.] [1888-1907гг.] [1907-1912гг.] [1912-1920гг.] [с 1920г.] [1922-1928гг.] [1928-1932гг.] [1932-1940гг.]
      Образование
        Алатырское духовное училище 
        Год окончания 1880 
        Симбирская Духовная Семинария 
        Год окончания 1887 

        В 1887г. окончил Симбирскую Духовную Семинарию. Вскоре женился

      Рукоположение
        диакон 
        1887 
        День 26 
        Месяц 8 
      Служение
        Симбирская губ., Карсунский у. (Мордовия, Большеберезниковский р.), с.Большие Березники, Троицкая церковь 
        диакон 
        Год начала 1887 
        Год окончания 1888 
        День окончания 4 
        Месяц окончания 9 
      Рукоположение
        священник 
        1888 
        День 4 
        Месяц 9 
      Служение
        Симбирская губ., Сызранский у. (Чувашия), с.Шемурша, Христорождественская церковь 
        священник 
        Должность=законоучитель 
        Год начала 1888 
        Год окончания 1889 
        Симбирская губ., Ардатовский у., с.Хлыстовка (Мордовия, Чамзинский р., с.Отрадное), церковь свт.Николая 
        священник 
        Должность=законоучитель 
        Год начала 1889 
        Год окончания 1891 
        День окончания 25 
        Месяц окончания 2 

        До 1907г. служил в селах Ардатовского и Симбирского уездов Симбирской губернии

        Симбирская губ., Ардатовский у. (Мордовия, Чамзинский р.), с.Кочкуши, Троицкая церковь 
        священник 
        Должность=законоучитель, заведующий церковно-приходской школы 
        Год начала 1891 
        День начала 25 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1894 
        День окончания 30 
        Месяц окончания 6 
        Симбирская губ., Симбирский у. (Ульяновская о., Цильнинский р.), с.Кашинка, Троицкая церковь 
        священник 
        Должность=законоучитель, заведующий церковно-приходской школы 
        Год начала 1894 
        День начала 30 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1898 
        День окончания 20 
        Месяц окончания 6 
        Симбирская губ., Алатырский у. (Мордовия, Атяшевский р.), с.Алово, Михаило-Архангельская церковь 
        священник 
        Должность=законоучитель, заведующий церковно-приходской школы 
        Год начала 1898 
        День начала 20 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1903 
        День окончания 26 
        Месяц окончания 2 
        Симбирская губ., Карсунский у., с.Папузы (Ульяновская о., Базарносызганский р.), Казанская церковь 
        священник 
        Должность=законоучитель, заведующий церковно-приходской школы 
        Год начала 1903 
        День начала 26 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1904 
        День окончания 30 
        Месяц окончания 4 
        Симбирская губ., Симбирский у., с.Опалиха (Ульяновская о., Майнский р., с.Апалиха), Иоанно-Богословская церковь 
        священник 
        Должность=законоучитель, заведующий церковно-приходской школы 
        Год начала 1904 
        День начала 30 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1907 

        Будущий епископ Назарий, а тогда о.Николай Андреев, был далек от политических баталий своего времени. Впоследствии, отвечая на вопрос о первой русской революции 1905г., он заявил:
            "Служил в это время в с.Опалиха, где никакого движения не было". "Газет тоже
             почти не было" и "революцию 1905г. не представлял". К 1906г. овдовел. На его попечении остались сыновья Виктор (1889г.р.) и Павел (1892г.р.)

      Награды
        набедренник 
        Год награждения 1896 
        День 3 
        Месяц 1 
        фиолетовая скуфья 
        Год награждения 1902 
        День 7 
        Месяц 4 
      Образование
        Казанская Духовная Академия 
        Год поступления 1907 
        Год окончания 1911 
        кандидат богословия 

        В 1907г. поступил в Казанскую Духовную Академию. В период обучения в Академии получал стипендию. Одновременно с учебой служил священником. Окончил Духовную Академию в 1911г. со степенью кандидата богословия с правом преподавания в Духовной Семинарии. Кандидатское сочинение — о православной миссии среди астраханских калмыков

      Рукоположение
        иеромонах 
        Назарий 
        1910 
        День 24 
        Месяц 9 

        Учась в Академии, принял монашеский постриг с именем Назарий. Назначен на должность настоятеля Алатырского Свято-Троицкого монастыря с возведением в сан архимандрита

        архимандрит 
        1911 

        Определением Святейшего Синода от 7–27 июня 1911г. за номером 4748 иеромонах Назарий был назначен на должность настоятеля Алатырского Свято-Троицкого монастыря с возведением в сан архимандрита [Зв1 (Определения Святейшего Синода // Церковные ведомости. 1911. N 28. С.251.)]

      Служение
        Симбирская губ. (Чувашия), г.Алатырь, Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь 
        архимандрит 
        Должность=настоятель 
        Год начала 1911 
        День начала 27 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1912 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 7 

        5 июня 1912г. состоялось Высочайшее повеление об учреждении в Симбирской епархии Алатырской викарной кафедры и о бытии ее первым епископом архимандриту Назарию, с тем, чтобы наречение и хиротония его были произведены в Санкт-Петербурге [Зв1 (Определения Святейшего Синода // Церковные ведомости. 1912. N 25. С.257.)]

      Рукоположение
        епископ 
        1912 
        День 1 
        Месяц 7 
        Место Санкт-Петербург, Казанский собор 
        Кто рукоположил архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский), архиепископ Северо-Американский Платон (Рождественский), епископ Пермский Палладий (Добронравов), епископ Феодосий (Феодосиев), епископ Никанор (Надеждин) 

        Чин наречения произошел 30 июня 1912г. в зале заседаний Святейшего Синода. В воскресенье 1 июля 1912г. в Казанском соборе Санкт-Петербурга состоялась хиротония архимандрита Назария во епископа Алатырского, викария Симбирской епархии. Хиротонию совершил архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) в сослужении архиепископа Северо-Американского Платона (Рождественского), епископа Пермского Палладия (Добронравова), епископа Смоленского Феодосия (Феодосиева) и епископа Олонецкого Никанора (Надеждина) [Зв1 (Речь архимандрита Назария при наречении во епископа Алатырского, викария Симбирской епархии, 30 июня 1912г. // Прибавления к Церковным ведомостям. 1912. N 27. СС.1107–1108,1130.)]. Местом пребывания нового епископа стал Алатырский Свято-Троицкий монастырь

      Служение
        Симбирская губ. (Чувашия), г.Алатырь, Алатырский Свято-Троицкий монастырь 
        епископ 
        Должность=епископ Алатырский, викарий Симбирской епархии 
        Год начала 1912 
        День начала 1 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1917 

        Несмотря на то, что и в 1917г. епископ Назарий был по-прежнему далек от политических баталий, приближение Февральской революции епископ Назарий почувствовал и по газетным сообщениям, и по рассказам солдат о настроениях на фронте, и по недовольству крестьян нерешенным земельным вопросом. В материалах дела 1929г. имеются его слова:
           "К революции я относился безучастно, считая своей прямой обязанностью
            христианизацию общества".
        Весной 1917г. епископ Назарий активно выступил в защиту Церкви от обвинений либеральной печати в поддержке старой власти. 25 марта 1917г. в проповеди за литургией в Свято-Троицком монастыре он заявил:
           "Церковь всегда молилась за власть, не входя в рассуждения о том, будет ли
            эта власть монархическая, конституционная или республиканская. И теперь
            Церковь молится за власть и будет молиться о том, чтобы Господь направил
            правителей на путь добра и правды, чтобы они не носили меч без ума"

        Симбирская епархия 
        епископ 
        Должность=епископ Алатырский, временно управляющий Симбирской епархией 
        Год начала 1917 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1917 
        Месяц окончания 9 

        С июля по сентябрь 1917г. епископ Назарий являлся временно управляющим Симбирской епархией в связи с отъездом правящего архиерея в Пензу на следствие по своему делу, а затем отъездом последнего в Москву на Всероссийский Церковный Собор [Зв1 (Архив УФСБ РФ по Челябинской обл. Д.П-4354. Л.32.)]

        Красноярская епархия 
        епископ 
        Должность=временно управляющий Енисейской (Красноярской) епархией 
        Год начала 1917 
        День начала 26 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1918 
        День окончания 22 
        Месяц окончания 2 

        26 сентября 1917г. Указом Святейшего Синода Алатырский епископ Назарий был назначен временно управляющим Енисейской (Красноярской) епархией. [Зв1 (Указ из Святейшего Правительствующего Синода Енисейской Духовной Консистории // Енисейские ЕВ. 1917. N 9. С.2.)]. 26 октября 1917г. епископ выехал из Симбирска в Красноярск. 2 ноября 1917г. епископ Назарий прибыл в Красноярск. 11 декабря 1917г. Выборным Собором Енисейской епархии, проходившим под председательством епископа Томского Анатолия (Каменского) абсолютным большинством выборщиков был избран правящим архиереем, епископом Енисейским и Красноярским

        Красноярская епархия 
        епископ 
        Должность=епископ Енисейский (Красноярский) 
        Год начала 1918 
        День начала 22 
        Месяц начала 2 

        09/22 февраля 1918г. он был назначен правящим архиереем Енисейской (Красноярской) епархии. С этого времени епископ Назарий стал членом Всероссийского Поместного Церковного Собора по должности (его полномочия были признаны собором по докладу отдела личного состава 9 апреля 1918г.). [Зв1 (Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918гг.: Обзор Деяний. Вторая сессия. М., 2001. С.79,349.)]. Однако в Москву епископ Назарий не выезжал и в работе Собора не участвовал [3, С.384.], [4, С.451.]. 29 октября 1917г., через четыре дня после Октябрьского переворота в Петрограде, власть в Красноярске перешла к губернскому Совету рабочих и солдатских депутатов и Красноярскому революционному комитету. Вскоре начались реквизиции церковного имущества. В ночь на 18 января 1918г. в Архиерейский дом вломился отряд красногвардейцев численностью около ста человек, который в течение почти суток "наводил порядок" в покоях епископа Назария, превратив его в пленника, ограничив свободу передвижения и телефонную связь. Владыка держался достойно и даже уговорил отпустить его в храм на литургию в честь праздника Крещения Господня, после чего вернулся под домашний арест. Тогда же красногвардейцами была занята Красноярская духовная семинария, якобы по подозрению, что на крыше здания спрятались казаки. В связи с создавшимся положением 19 января 1918г. педагогический совет постановил закрыть духовную семинарию. В те же дни группа комиссаров нагрянула в красноярский Успенский мужской монастырь, помещения которого предполагалось национализировать и отдать под нужды приюта. В марте 1918г. больше половины помещений Архиерейского дома было передано "под надобности Советов" для открытия приюта для подкидышей, а остальные сохранены за архиереем. По решению Горисполкома Красноярска было признано контрреволюционным и закрыто Братство святителя Иннокентия, а его имущество, в том числе капиталы в 40 тысяч рублей, реквизировано. И хотя открыто новая власть еще не выступала против богослужения в храмах, "Енисейские епархиальные ведомости" писали, что в некоторых селах сельские комитеты вводили запреты венчать браки, а также крестить и отпевать. Политика властей способствовала консолидации православных сил губернии. В начале февраля 1918г. в Архиерейском доме проходили совещания, на которых решалось, как относиться к происходящему, и было избрано "организационное бюро" для оперативного реагирования на инциденты. 10 марта 1918г. во Всехсвятской церкви Красноярска состоялось собрание прихожан, поддержавшее решение об образовании Братства по защите Церкви и ее достояния от захватов. 16 марта 1918г. в кафедральном соборе прошло общее собрание всех приходских советов для организации охраны храмов. 25 апреля 1918г. было созвано собрание 46 уполномоченных от приходов Енисейской епархии, на котором принято решение о создании Красноярского Союза православных приходов. После Октябрьской революции епископ Назарий публично выступил в защиту Церкви. Он обратился к верующим, как к исповедникам, а действия властей прямо назвал гонениями:
            "Попраны все заветы Христа. Идет поход против самого христианства, как будто
             бы оно не звало и не зовет всех и каждого к братству, любви, свободе,
             равенству. Христиане уже теперь гонимы, но наступают дни, когда эти гонения
             усилятся, когда принадлежность к вере будет рассматриваться как некое
             государственное преступление".
        И все же владыка не оставлял надежды на обращение гонителей, участвовавших в реквизициях и поругании святынь и обращал к их душам слова увещевания:
            "Ведь все они, затуманенные облаком неверия, кровь от крови и плоть от плоти
             нашей. И неужели их не тронет вопль жен и детей, престарелых матерей и отцов,
             для которых лучше умереть, чем жить без храма, без таинств, жить в сознании,
             что их рождение сделалось исчадием ада?
             Опомнитесь, возлюбленные чадца, не губите себя для этой жизни и для жизни
             будущей. Церковь не погибнет, врата ада не одолеют ее, но вы погибнете!"
        И это, и последующие обращения преосвященный Назарий рассматривал как продолжение дела евангельской проповеди. Одновременно он дистанцировался от политических выступлений и не допустил ни одного случая обострений или конфликтов с властями. Позже он так разъяснял свою позицию:
            "Мое отношение как к Октябрьской революции, так и к большевистской власти,
             с ее военной диктатурой в начале, в период экспроприации всех средств
             производства, отчуждения собственности, земли, национализации банков,
             наложений контрибуций и проч. — было безразличным. И даже при конфискации
             и национализации церковных имуществ, помещений — никаких протестов я
             не выражал, оставался спокойным, мирился с этим, как с неизбежным
             последствием всяких революций".
        По данным ОГПУ:
            "Епископ Назарий в целом... занимает приспособленческую позицию, заигрывает
             с властями, уступает без боя Архиерейский дом под Революционный комитет и
             старается жить "в дружбе"". [Архив УФСБ РФ по Челябинской обл. Д.П-4354. Л.42.] После падения в июне 1918г. в Красноярске Советской власти епископ Назарий активно выступал против идеологии большевизма, находя в ней угрозу духовным основам общественного устройства России. 1 августа 1918г. на заседании Енисейского епархиального собрания архиерей заявил:
            "Большевизм со своим открытым походом против Церкви и самого христианства пал,
             но это еще далеко не говорит о том, что идеи большевизма в области веры
             навсегда исчезли из сознания общества. Социализм со своим отрицанием Бога,
             души, будущей загробной жизни, со своими только земной жизнью и земным
             счастьем никогда не может иметь мира с христианством, всегда займет
             к последнему враждебную позицию" [2 (С.134.)]. В апреле 1919г. в Пасхальном послании епископ Назарий обвинил большевиков в разрушении России, развязывании гражданской войны, небывалых в истории ужасах и зверствах, когда
           "не просто убивают, а зверски мучают: выкалывают глаза, отрезывают уши,
            забивают гвозди, зарывают живыми в могилу, топят в реках и не одних только
            врагов, пойманных с оружием в руках, а и мирных жителей".
        Но еще большую опасность епископ видел в разрушении страны изнутри, вытравливании христианской веры из народной души:
           "До сих пор русский народ хранил в себе веру, — она давала ему различие
            между добром и злом, учила его жить по-Божьи, по долгу, по совести. ...
            Никто и никогда сделанного беззакония не признавал за правду...
            Теперь эта святая Русь раскрещивается. Вера и построенный на ней весь строй
            семейной, общественной и государственной жизни разрушаются...
            Именно поэтому христианские по сути начала — равенство, братство и свобода,
            положенные в основу государственного переворота, но не вытекающие
            из возрожденного христианством сердца человеческого, привели к разгулу
            вражды и злобы, а осудившая пути насилия и убийств Церковь стала мишенью
            дикой вражды новых печальников народного блага, мнящих возможность
            устроения государственной и общественной жизни на грабеже и крови"
            [Архив УФСБ РФ. Д.П-4354. Л.42.]. Таким образом, в период гражданской войны епископ Назарий обличал идеологию большевизма. В то же время епископ Назарий критиковал политику белых правительств Сибири в связи с иностранным вмешательством и вовлечением Церкви в гражданское противостояние. Епископ Назарий, по его словам, не сочувствовал и другим политическим платформам, поскольку "не видел творческой работы этих платформ". Он высказывался против иностранного вмешательства в дела России, считая его фактором разжигания гражданского противостояния. Позже Преосвященный сообщал;
           "С захватом территории Сибири чехословаками и устраиваемых в честь их
            прихода и победоносного наступления буржуазией банкетов и иных приветствий,
            несмотря на приглашения, уклонялся и принципиально был против, считая,
            что вмешательство во внутренние дела России чехословаков ничем
            не оправдывается. Мало того, я считал, что их вмешательство только отдаляло
            время спокойного устройства государственной жизни".
        Негативно относился он позже и к политике Омского правительства адмирала А.В.Колчака:
           "Считал, что политика парализации революционных настроений в России
            с приглашением иностранцев, их вмешательством и военщиной только усиленно
            способствует междоусобной вражде и войне".
        14 ноября — 3 декабря 1918г. епископ Назарий участвовал в работе Сибирского Соборного Церковного Совещания в г.Томске [Зв1 (Избрание членов Высшего Временного Церковного Управления // Сибирский Благовестник. 1919. N 1. С.3; Итоги Сибирского Поместного Собора // Енисейские ЕВ. 1919. N 3. С.32.)]. Подписал послание участников Совещания "Всем чадам православной Церкви епархий, освобожденных от советской власти" [Зв1 (Послание архипастырей и членов Всероссийского Церковного Собора епархий сибирских и Приуралья — всем чадам православной церкви епархий, освобожденных от советской власти // Сибирский Благовестник. 1919. N 1. С.6–7.)]. В декабре 1918г. епископ Назарий вернулся из Томска в Красноярск. Вопреки крайней политизации всех сфер общественной жизни, архиерей выступал против вовлечения Церкви в гражданскую войну и стремился продолжать основную ее миссию — проповедь учения Христа и исполнение заповеди о любви. Позже на допросе он показал:
           "Когда был взят курс Сибирского Правительства на использование религии
            в своих военных операциях, таких, как организация крестовых дружин
            "Крестовые походы", я был против этого и в своей епархии не допускал
            до этого, причем никаких крестных ходов, колокольных звонов, манифестаций
            и торжественных богослужений по поводу успехов на фронте я не допускал".
        В 1919г. епископ Енисейский Назарий официально выступил против захвата заложников, как неоправданно жестокого метода борьбы армии А.В.Колчака с партизанским движением:
           "Правительство Колчака, жестоко расправляясь с партизанами и парализуя его,
            ввело институт заложников, расстреливая зачастую неповинных и непричастных
            граждан к этому движению. Я поднял вопрос о лишней жестокости — перед
            Правительством Колчака, через Высшее Церковное Управление, об упразднении
            института заложников, и в этом случае был достигнут результат отмены
            института заложников. Хотя я этого себе не приписываю.
            Это было в 1919г. и отмечено в регистратуре канцелярии епископа Красноярской
            епархии и было отмечено в газете "Красноярский рабочий" (март 1922 г.)"
           [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364. Л.43.)]. Преосвященный оказывал посильную помощь нескончаемому потоку беженцев, который шел через Красноярск при отступлении белых армий. Из доклада ОГПУ:
           "Епископ Назарий энергично занимался встречей и устройством беженцев,
            Особенную заботливость проявляет к устройству реакционного духовенства,
            в своем доме [Архиерейском доме, возвращенном архиерею чехословаками летом
            1918г.] устраивает 50 семейств — 178 чел. беженцев, всем дает приют и
            материальную поддержку". [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364. Л.43.)]. После поражения Белой армии и восстановления в январе 1920г. Советской власти в Красноярске преосвященный Назарий отказался от эмиграции, остался на кафедре и вновь стремился, как утверждал позднее, "найти контакт в отношениях Церкви с государственной властью".
        Таким образом по окончании гражданской войны епископ Назарий стремился найти компромисс с советской властью, считая главной задачей духовенства христианизацию общества с отмежеванием от "политических авантюр"

      Награды
        орден св.Владимира III степени 
        Год награждения 1913 
        орден св.Анны I степени 
        Год награждения 1916 
      Аресты
        Красноярский край, Саянский р., с.Межово (Межевское) 
        Год ареста 1920 
        День ареста 18 
        Месяц ареста 7 

        Вскоре он убедился, что находится под пристальным внешним надзором. 17 июля 1920г. после проповеди на службе в с.Межевское, куда епископ приехал по приглашению верующих для освящения иконостаса, его препроводили в Волисполком для разбора проповеди. Не обнаружив в ней ничего контрреволюционного, отпустили. Но на следующий день (т.е. 18 июля) по отмашке из Красноярска все же арестовали и освободили лишь после беседы с прибывшим для допроса чекистом, с обязательством представить председателю Красноярской ГубЧК текст проповеди с объяснительной запиской. Архиерей разъяснял:
            "В проповеди выражена мысль, что в настоящее время отрицается христианское
             воззрение: о Боге, душе, загробной жизни, и человечество ставит целью,
             задачей исключительно материальную жизнь, забывая о духовных потребностях
             человека".
        Из рапорта сотрудника ГубЧК:
            "Проповедь носила откровенно враждебный, антисоветский характер. В момент
             экспроприации средств производства и решительной схватки Красной Армии
             с Врангелем Андреев ведет пропаганду с амвона в церкви, говорит проповедь
             о галилейских рыбаках, о их неученой проповеди, победившей языческую
             премудрость; весь смысл проповеди сводится к лозунгам:
               "Не ищи, не бери чужого", в противовес лозунгу: "Грабь награбленное";
               "Не нападай на обижающих тебя", в противовес лозунгу: "Все на коня";
                о любви к ближнему и увещеванию своего врага, — в противовес лозунгу:
               "На террор ответим террором вдвое"" [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364. Л.4–5.)].

      Служение
        Красноярская епархия 
        епископ 
        Должность=епископ Енисейский (Красноярский) 
        Год окончания 1922 
        Месяц окончания 9 

        По примеру Патриарха Тихона в ноябре 1921г. епископ Назарий выступил с воззванием о сборе пожертвований в пользу голодающих Поволжья, поддержав усилия гражданской власти. Однако весной 1922г. в губернии началась кампания по насильственному изъятию церковных ценностей. Для недопущения могущих быть столкновений преосвященный выпустил два воззвания к верующим, опубликованных на страницах местной газеты "Красноярский рабочий". Он писал:
            "Изъятие церковных ценностей, в пользу голодающих, не противоречит
             каноническим правилам Православной Церкви. Нельзя церковную утварь брать
             в собственность, нельзя использовать для частных нужд, как обыкновенную
             вещь, посуду. Но отдать ее в пользу голодающих не является делом,
             противоречащим религии" [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364. Л.36.)]. 28 апреля 1922г. в присутствии архиерея было совершено "изъятие" в кафедральном соборе. Члены комиссии остались недовольны лишь тем, что их "работа"
            "нарушалась нервозностью понятых и особенно епископа, который, видно,
             с большой жалостью расставался с совершенно лишними для совершения культа
             вещами".
        Настроение в приходах Красноярска было тяжелое, имелись прецеденты сопротивления. Позже, отвечая на обвинения епископ Назарий сообщал:
            "Был случай, когда священник отказался снять серебряные ризы с престола,
             были протесты. Я лично, участвуя в процессе изъятия ценностей, однажды
             просил оставить церковные чаши, которых по причтам лишних не было, но
             просьба была без всяких настойчивых требований или претензий...
             Причем, по делу изъятия в двух храмах: Покровском — одежды с престола
             и в Благовещенском — ризы с почитаемой иконы, духовенство отказалось
             принять участие, за это были отданы под суд, и на суде, когда им было
             вынесено общественное порицание, то представители власти отметили, что
             эти священники не пожелали слушать своего епископа, которым были даны
             прямые указания — содействовать этому..." [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364.
             Л.36–37.)]. Однако в целом кампания "изъятия" прошла без серьезных столкновений, о чем 20 июня 1922г. епископ Назарий написал благочинному 1 участка Минусинского уезда протоиерею Павлу Суховскому:
            "Процесс изъятия прошел у нас безболезненно, и я рад, что духовенство
             осталось верным основным задачам своего служения, определяя его
             в христианизации общества и отмежевании себя от всяких политических
             авантюр".
        Позиция епископа Назария в отношении обновленческого раскола привела в сентябре 1922г. к его увольнению с Красноярской и Енисейской кафедры Сибирским церковным управлением (СибЦУ) в г.Томске, возглавляемым лидером обновленцев-раскольников Сибири протоиереем Петром Блиновым (впоследствии "митрополитом Сибирским"). Удаление законного архиерея с кафедры обеспечили гражданские власти, активно поддерживающие распространение раскола. Из письма Патриарху Тихону группы православных иереев и мирян г.Красноярска от 16 июля 1923г.:
            "В один воскресный день сентября месяца 1922г. Епископ Енисейский и
             Красноярский Назарий был вызван в местное ГПУ, где ему вручен билет
             на проезд по железной дороге до г.Томска и предложено с первым поездом
             отправиться в распоряжение СибЦУ (Сибцеркви).
             В город явился вновь назначенный СибЦУ лжеепископ Александр Сидоровский,
             бывший Епископ Зосима, в 1920г. отказавшийся от сана и веры, ныне женатый.
             Часть духовенства признала его Епископом и вошла в новое Церковное Управление,
             а часть, под сильным давлением гражданской власти (двое были посажены
             в подвал), должна была прекратить свои протесты. То же произошло
             с мирянами..." [Зв1 (РГИА. Ф.831. Д.218. Л.40.)]

      Места проживания
        Томск 
        Год начала 1922 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1923 

        По прибытии в Томск в сентябре 1922г., находясь под угрозой ареста в связи с антибольшевистскими проповедями периода гражданской войны, епископ Назарий уклонился в обновленческий раскол и поддержал тактику обновленческого епископа Томского Софрония (Арефьева) по оттеснению радикальной обновленческой группы "Живая Церковь" от управления сибирскими епархиями в пользу более умеренного "Союза церковного возрождения", созданного "архиепископом" Антонином (Грановским). Епископ Софроний попытался осуществить план по перехвату у живоцерковников управления сибирскими епархиями, учредив и возглавив Сибирскую церковную митрополию с центром в Новониколаевске. Однако этому плану не суждено было осуществиться: 8 октября 1922г., женатый протоиерей Петр Блинов был "хиротонисан" обновленцами во "епископа Томского и всея Сибири", что вернуло Софронию статус викария. 28 октября 1922г. на Новониколаевскую кафедру рукоположили видного томского живоцерковника Александра Авдентова, а епископа Софрония уволили на покой. Последний увольнения не признал и был "изолирован" ГПУ. 24 сентября 1922г. епископ Назарий вместе с епископами Софронием (Арефьевым), бывшим епископом Барнаульским Гавриилом (Воеводиным), проживавшим на покое в Томском Богородице-Алексеевском мужском монастыре в качестве настоятеля, и рукоположенным в расколе "епископом" Иоанном Завадовским в кафедральном соборе Томска хиротонисали во "епископа" Иркутского вдового новониколаевского протоиерея Николая Чижова, без пострижения его в монашество [Зв1 (Церковная хроника. В Томске. Хиротонии во епископов // Сибирская Церковь. 1922. N 2. С.13–14.)]

        Краснодар 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1923 

        К весне 1923г. епископ Назарий проживал на покое в Краснодаре, поддерживая дружеские отношения с раскольниками. В апреле 1923г. вместе с обновленческими иерархами Кубани он участвовал как свидетель в показательном судебном процессе над православным епископом Ейским Евсевием (Рождественским), которого обвиняли в противодействии изъятию церковных ценностей. По утверждению православных Красноярска, в июле 1923г. епископ Назарий по-прежнему находился в Краснодаре [Зв1 (РГИА. Ф.831. Д.218.Л.40об.)]. Идентификация архиерея, проживавшего летом 1923г. в Московском ставропигиальном Симоновом монастыре, как епископа Назария Андреева — ошибочна [Зв1 (Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России.../ Сост.М.Е.Губонин. М.,1994. С.288,292,293,736,738–741)]

      Служение
        Ростовская-на-Дону епархия (обновленческая) 
        епископ обн. 
        Должность=временно управляющий епархией (обновленческой) 
        Год начала 1923 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1924 

        Титул — Епископ бывший Красноярский. В сентябре 1923г. епископ Назарий (Андреев) принял назначение обновленческого Синода и вступил во временное управление Ростовской-на-Дону кафедрой, лишившейся архиерея после кончины 9 сентября "архиепископа" Феофилакта (Клементьева). К тому времени значительная часть духовенства епархии состояла в расколе. В самом Ростове-на-Дону не было ни одной православной церкви, за исключением греческой, служба в которой совершалась на греческом языке. В феврале 1924г. ростовский протоиерей Иоанн Цариненко сообщил Патриарху:
           "Священник греческой церкви в январе перешел в раскол и начал "возносить
            имя ныне незаконно управляющего епархией епископа Назария в священных
            молитвах на литургиях, в результате православные лишились последнего
            пристанища и просили благословения окормляться в Новочеркасске".
        Определением Патриарха Тихона и Патриаршего Синода от 4 марта 1924г. предлагалось:
           "Запросить Преосвященного Назария, признает ли он Святейшего Патриарха и
            Священный при нем Синод, находится ли он в каноническом общении со Святейшим
            Патриархом или состоит в общении с обновленческим Синодом архиепископа
            Евдокима. И, по получении ответа, иметь суждение о назначении или
            Преосвященного Назария или другого кандидата временно управляющим
            Ростовской епархией" [Зв1 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.210. Л.2–2об.)]. Тем самым Патриарх Тихон давал архиерею шанс к возвращению в лоно канонической Церкви с сохранением за ним управления Ростовской кафедрой. Однако и в апреле, и в мае 1924г. епископ Назарий давал отрицательный ответ на предложение общины кладбищенской Всехсвятской Ростова-на-Дону церкви возвратиться "к правильной церковной власти" Патриарха Тихона. В связи с этим, "не признав духовной власти Синода и Митрополита Евдокима и прервав связь с последователями их Епископом Назарием и Ростовским епархиальным управлением", в прошении от 25 мая 1924г. православные просили Патриарха прислать в епархию канонически законного архиерея для временного управления (до возвращения на кафедру епископа Ростовского Арсения (Смоленца), отбывающего наказание в СЛОН) [Зв1 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.210. Л.4–4об.)]. В ответ 29 мая 1924г. Святейший вновь определил запросить преосвященного Назария о письменном подтверждении его канонической принадлежности Патриаршей Церкви или обновленческому Синоду, откладывая до получения ответа суждение по ходатайству ростовских православных [Зв1 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.210. Л.3.)]. Тактика Патриарха Тихона оказалась успешной, и летом 1924г. епископ Назарий принес покаяние. В списке православных иерархов, составленном Н.Кирьяновым в августе-сентябре 1924г., он указан как "епископ бывший Красноярский" с пометой "бывший в обновленческом расколе и покаявшийся" [Зв1 (История иерархии Русской Православной Церкви: Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями). М.: ПСТГУ, 2006. С.881.)]. В сентябре того же года преосвященный Назарий получил назначение в пределы родной Симбирской епархии — на Сызранскую викарную кафедру

         
      Места проживания 
       
    Кончина 
    Реабилитация 
    Труды 
    Публикации 
    Заявители 
ПСТГУ